Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    «Формирование у воспитанников ценностного отношения к родному краю с опорой на опыт семейного воспитания»

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_tsennostnogo.docx19.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

     учреждение «Детский сад  комбинированного

    вида №17 «Василек»» ЗМР РТ

    «Формирование у воспитанников ценностного отношения к родному краю

     с опорой на опыт семейного воспитания»

    Подготовила воспитатель

     1 квалификационной категории

    по обучению детей татарскому языку
    Чупакова Лилия Равилевна

    Январь 2016 г


    Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье. 

    Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

                                  « Родной край- это часть нашей великой страны, и                      в нём наряду со специфическими чертами отражено то,

    что типично, характерно для всей страны.»

     ( С.А.Козлова,1981)

    Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.  
    Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

    Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

    В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:
       * «В своём болоте и лягушка поёт»
       * «Дома и стены помогают»
       * «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
       *  «Где родной край, там и рай»
       * «Где родился, там и пригодился» и т.д.

    У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
    Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. 
    Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют , в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, району наблюдения за трудом взрослых. 

    Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
    -повсюду люди трудятся для всех
    -везде соблюдаются традиции
    -повсюду живут люди разных национальностей
    -люди берегут и охраняют природу
    - есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в « сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. 
    Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.   Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

    Литература:
    1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
    2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н, 2003.
    3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

    Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

    Консультация для воспитателей "Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу и краю"

    Приобщение детей к народной культуре являетсясредством формирования патриотических чувств....

    Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

    Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

    Материалы по формированию у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

    Материалы по формированию у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни...

    Консультация для педагогов «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу и краю»

           Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире....