Главные вкладки

    Статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Ценностное отношение к родному городу как основа патриотического воспитания дошкольников.

    Дубовец Наталья Викторовна

    статья для педагогов дошкольных учреждений и родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ценностное отношение к родному городу как основа патриотического воспитания дошкольников.

         Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

          Санкт-Петербург – великий город на Неве, представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. Рожденный Петром I «из дикого болота», стройный, величественный город потрясает воображение, восхищает и навсегда остается в сердце.

          Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители Петербурга отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Они должны знать свой родной город, любить его. С малых лет они должны чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества.

          Академик Д.С.Лихачев  утверждал, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

          Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.

         Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь.

          Исходя из этого в настоящее время учеными и методистами – практиками разработаны разнообразные краеведческие программы по знакомству детей с родным городом – Санкт – Петербургом. Однако большинство этих программ ориентированы на детей школьного возраста.

          Дошкольный возраст – сензитивный период развития эмоциональной  сферы человека [А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Е.В.Субботинский, Г.А.Урунтаева, А.А.Люблинская, В.В.Зеньковский]. Ценности культуры имеют эмоциональную природу, т.к. отражают субъективную, личностно – переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми [А.Г.Здравомыслов, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган и др.] Это дает нам основание рассматривать интерес к городу как проявление ценностного отношения детей дошкольного возраста.

          Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком – дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении, что и нашло отражение в данной главе.

          Академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.    

           Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие в своих исследованиях упомянают, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, у них равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. К сожалению это факт.

    Чувство Родины начинается с умения видеть красоту родной природы. Взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

          Нравственное воспитание [по определению Козловой С.А. и Куликовой Т.А.][1] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям всего человечества и конкретного общества.

          Важно уже в дошкольном возрасте заложить у детей ценностное отношение к Санкт – Петербургу. Поэтому одна из задач  дошкольного учреждения – воспитание у детей ценностного отношения к родному городу, то есть приобщение их к моральным и материальным ценностям Санкт – Петербурга, формирование интереса, эмоциональной отзывчивости, любви и уважения к истории города, к традициям Петербурга; формирование элементарных начальных знаний о родном городе. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма.

          Патриотизм – чувство любви к городу, в котором ты живешь, ответственность за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать богатства.

    Патриотизм у дошкольников особенный:

    1. понятие патриотизм для детей дошкольников недоступно, но чувства патриотические начинают закладываться в детстве;
    2. патриотические чувства у ребенка всегда конкретно выражены;
    3. родина для ребенка – это мама, дом, детский сад, город…  

          Патриотизм, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному городу, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.                     Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях, по мнению Виноградовой Н.В, необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это в конечном счете будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.

          Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

          Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, как отмечает Виноградова Н.В., следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

    С одной стороны видные деятели дошкольного воспитания, такие как Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина, А.Жариков и другие, советуют для приобщения детей к истокам народной культуры ориентироваться на следующие приоритеты:

    1. Окружающие предметы: впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа;
    1. Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы…). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
    2. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
    3. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая наполняет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

          С другой стороны  Санкт – Петербург не является городом только русской культуры. Изначально он создавался Петром I как город многонациональный, сочетающий в себе исконно русские традиции и традиции многих других европейских культур (голландской, немецкой, итальянской, французской, шведской и другой).

          Поэтому воспитание петербуржца предполагает знакомство детей не только с национальной русской культурой, но и обогащение души и сознания ребенка лучшими образцами европейской культуры, воспитание в ребенке толерантности и уважения к мировой культуре.

          Следует приобщать детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

          Именно такой должна быть стратегия развития личностной культуры ребенка как основа воспитания его патриотических чувств и любви к Родине.

          Воспитание чувства принадлежности к Петербургу проявляется в реальной заботе о городе: участие в акциях по поддержке чистоты, благоустройству, проведения в детском саду музыкальных праздников, театральных гостиных.

          При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будет сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется очень трудно, а подчас даже невозможно.

          Надо помочь дошкольнику сформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.

          Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

       Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.

          Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

          Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.

          Так из любви к родному городу развивается у детей чувство любви к Родине.

          В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.

          Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие…[2] Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

          Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

          Развитие интереса детей к культуре Санкт – Петербурга должно быть связано с определением содержания работы и видов детской деятельности, в которой данное содержание будет успешно осваиваться дошкольниками. Под культурой города мы понимаем целостное пространство, включающее в себя ценности природы, человека, результатов его многосторонней деятельности, среди которых особое значение имеют произведения искусства  [Р.М.Чумичева][3].

          Мы – петербуржцы. Мы можем и должны с честью носить это имя. Нам есть чем гордиться: стараниями многих поколений в устье полноводной и широкой реки Невы, соединяющей Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря, на островах невской дельты возведен один из самых красивых городов мира. Этот город богат своей трехвековой историей, революционным и военным прошлым, событиями настоящего времени.

    Подрастая, дети будут узнавать о городе все больше и больше. В этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям.

          Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

          Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

          Задача педагогов и родителей:  как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

          В основе воспитания жителя Петербурга, может лежать взгляд на Санкт – Петербург, как на мир  особой культуры, художественное целое, социально пространственную систему, обладающую свойством созидания и разрушения человека, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: воспитание, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга, Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

           И.А. Колесникова, в «Петербургской концепции воспитания жителя Петербурга», ставит основные задачи:

    1. организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку;
    1. развитие у детей эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Петербурга в контексте российской, европейской и мировой культуры;
    1. социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку дошкольника в освоении городского пространства и формирования образа своего города;
    2. организовать знакомство с городом необходимо не только в информационном, но и в эмоциональном плане; важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступить в диалог с Петербургом, который у каждого будет своим и неповторимым;
    3. формирование психологии современного горожанина требует индивидуального подхода, дифференциации работы, поскольку есть воспитанники, являющиеся петербуржцами в первом поколении наряду с коренными ленинградцами;
    4. воспитание чувства принадлежности к петербургской культуре, освоении ее содержания, поиск собственной формы выражения возможны через вхождение в мир истории, культуры, традиций предыдущих поколений.

          Все эти задачи адресованы учителям школы, однако краеведческое образование в Санкт – Петербурге осуществляется и на уровне детского учреждения, поэтому необходимо и воспитателям в детских садах заботиться об организации преемственных связей в данном направлении работы между детским садом и школой.

          Работе в этом направлении поможет подробный анализ природного, исторического, социокультурного потенциала места, в котором расположено образовательное учреждение.

          Анализируя специфику жителя современного Петербурга, следует иметь в виду его образ жизни, стиль поведения, внешний облик, культуру речи, варианты делового общения, проведения досуга. Формы работы при этом могут быть разные.

          Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории след, свои вехи. Что – то в людской памяти стирается бесследно, а что – то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся  от времени их  родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

          Н.П.Анциферов (основоположник петербургского краеведения), еще в 1924 году говорил, что интерес к своему городу у большинства обывателей вовсе отсутствует, либо весьма беден и вял. У обывателя, к какому бы классу он ни принадлежал, легко создается пагубное убеждение, что он памятники своего города «уже видел и знает». Как не странно, но эта фраза осталась актуальной и в наши дни.

          Родители не всегда способны сами, без помощи воспитателя детского сада организовать знакомство своих детей с культурой и традициями  Санкт – Петербурга, так как существуют, по мнению Г.Т.Алифановой, три крайности, в которые впадают большая часть родителей:

    1. Это хаотичное, не соответствующее возрасту нагромождение сведений, экскурсий, впечатлений. В таких семьях малыш без всякой подготовки хватается за руку и … Перед его глазами мелькают музеи, памятники, улицы, дворцы.

          Такая крайность приводит к тому, что ребенок устает физически, перестает воспринимать информацию и назавтра неспособен вспомнить где он был. Такие «вылазки» – «культурные программы» – могут полностью отвратить ребенка от желания узнавать свой город.

    1. Если семьи никогда и никуда не ездят и не ходят со своим ребенком (неблагополучные семьи), то говорить о воспитании культуры истинного петербуржца в такой семье не приходиться…

          Итог здесь очень печален, вырастает целое поколение, которое смутно представляет, в каком блистательном городе они живут.

    1. Есть семьи, которые живут в Санкт – Петербурге недавно (приезжие, часто иноязычные). Это более или менее интеллигентные семьи, где господствует «правило туристов»: «Мы сюда приехали – мы обязаны все увидеть».

    Получается, как и в случае с хаотичным нагромождением знаний и впечатлений, только все усугубляется плохим знанием русского языка. Ребенок смутно понимает, что  и о чем ему говорят. Итог, еще более печален – растет поколение горожан, которые не смогут стать настоящими петербуржцами никогда.

          Только  правильная организация работы с родителями, в дошкольном учреждении, поможет избежать таких ошибок. Только совместные усилия, воспитателей и родителей, помогут сделать так, чтобы в нашем уникальном городе с гордым именем Санкт – Петербург все жители, от малышей – дошколят до взрослых, по праву могли называть себя настоящими петербуржцами. Важно одно: мы живем в Санкт – Петербурге, а значит, все – его дети, и не важно где ты родился и на каком языке говоришь.

          Сейчас во всех детских садах, в рамках непосредственно-образовательной деятельности детей знакомят с городом Санкт-Петербургом, его основателем Петром Первым, гербом, его достопримечательностями и архитекторами. Детям дают много знаний о Санкт – Петербурге, играют с ними в дидактические игры, которые эти знания закрепляют.

          Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

          Проблему воспитания маленького петербуржца многие дошкольные работники пытаются решить с помощью различных программ. Для знакомства с Санкт – Петербургом создано много авторских краеведческих  программ: Ермолаевой Л.К., Алифановой Г.Т., Вежель Г.С., Махинько Л.Н., Смирновой Н.Т. и других авторов.

          В практике современного дошкольного учреждения чаще всего используются адаптированные к условиям дошкольного воспитания рекомендации Л.К.Ермолаевой (автора программы “Чудесный город”) и Г.С.Вежель (автора программы “Взрослеем вместе с городом”).

          Давайте рассмотрим все авторские программы рекомендованные для знакомства с Санкт – Петербургом:

          Программа школьного курса “Знакомство с Санкт – Петербургом” – автор Смирнова Н.Т.[4]:

          Программа создана для начальной и средней  школы, для дошкольников она не годится, так как работа с детьми 6 – 7 – го года жизни очень специфична. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. В программе определены задачи, годные для любого города, но не конкретно для нашего. В конце даны: примерный план экскурсий (на каждый месяц), советы, что читать детям вне занятий, контрольные задания для выявления уровня знаний, игры и пособия разработанные для реализации программы, дана рекомендуемая литература.

          Имеет методическое обеспечение: альбом «Город мой любимый» – Спб., 1998 и первые здания Петербурга (архитектурная мозайка). Спб., 1999. – написанные Смирновой Н.Т.

          Смирнова Н.Т. создала специальный курс «Знакомство с Санкт – Петербургом» рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. В ней уделяется внимание развитию мышления детей, она содержит в качестве рекомендаций перечень специально разработанных игр и пособий. Значительное место в рекомендациях Смирновой Н.Т. занимают прогулки – экскурсии. Автор акцентирует внимание на необходимость решения главной задачи в процессе знакомства дошкольников с Санкт – Петербургом – эмоционально настроить детей на общение с городом, показать его уникальность, неповторимость, а так же обогатить и разнообразить общение детей со своими родителями, так как программа предусматривает их совместную деятельность.

          Программа “Чудесный город” – автор Ермолаева Л.К.[5]:

          Программа рассчитана на школьников. Разработана в Санкт – Петербургском педагогическом университете. Назначение курса – пробудить познавательный интерес к городу, восхищение его красотой, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.

          Несмотря на то, что эта программа создана для детей младшего школьного возраста, она может быть адаптирована для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.

          Имеет хорошее методическое обеспечение: «Петербургская тетрадь» и «Угадай – ка» (для школьников). Автором создана адаптированная тетрадь: Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. “Мой город” (5 – 6 лет) – для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.

          Программа “История и культура Санкт – Петербурга” – автор Махинько Л.Н.[6]:

          Программа для начальной и средней школы, включает четыре цикла:

    1. начальная: “Я – петербуржец” (1 – 4 класс);
    2. 5 – 7 класс: “Встречи с Петербургом”;
    3. 8 – 9 класс: “Мой город – Санкт – Петербург”;
    4. 10 – 11 класс: “Город как мир”.

    Каждый цикл ориентирован на воспитание чувств любви и уважения к своему городу, развитие умения духовного общения с городом, умения видеть и ощущать его красоту и гармонию. Автор соглашается с подходом Л.К.Ермолаевой, что изучение краеведческого материала в младших классах должно предполагать только первоначальные сведения о городе и его особенностях, как среде обитания.

          Определен ряд требований для выбора методических способов и средств преподавания: сочетание различных видов искусства; слова, художественно – изобразительного искусства и музыки; использование нетрадиционных форм учебной деятельности: уроки – экскурсии, конкурсы и викторины, круглые столы, творческие лаборатории, уроки – спектакли…

          Имеет хорошее методическое обеспечение: книги, пособия и хрестоматию.

          Программа “Взрослеем вместе с городом” – автор Вежель Г.С.[7]:

          Программа представляет собой  4 – х ступенчатую систему образования.

    1 – ая ступень – дошкольное образование заключается в обеспечении ориентации во внешне видимом Мире через формирование эмоционально – окрашенных понятий (Мой, Моя, Мое - Родное), первичных знаний – умений, а главное – нравственных чувств (мой дом, улица, река – мой город Санкт – Петербург, который строили такие – то зодчие, в котором жили и живут такие – то люди, включая меня самого, моих родственников и предков).

    2– ая ступень – 1 – 3 классы

    3– ия ступень – 5 – 9 классы

    4 – ая ступень – 10 – 11 классы

          Вся программа строится по основному принципу: во все занятия входит Город, и наоборот, Город учит всему и вся. Г.С. Вежель считает, что  «Петербург на исходном этапе постижения должен быть только светлым, “Городом – Садом”. Это – условие формирования положительного отношения ко всему и вся, и к самому себе в том числе». [Вежель Г.С., программа «Взрослеем вместе с городом», стр. 29.]

          Основной формой изучения Петербурга являются логические игры. Эта программа привлекает необычностью подачи материала детям, но включение ее в воспитательный процесс затруднено  необходимостью прохождения специальной подготовки на курсах, которые читает сама Г.С.Вежель.

          Имеет хорошее методическое обеспечение.

         Воспитатель должен обладать достаточным опытом и грамотностью для того, чтобы адаптировать эти программы к особенностям детей дошкольного возраста.

          Программа “Первые шаги” – автор Алифанова Г.Т.[8]:

          Программа содержит конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни. Подбор материала включает петербургскую тематику во все виды деятельности, что создает удобство для учебного процесса, в конце программы каждого года обучения даны критерии, помогающие воспитателю с ориентироваться в том, что ребенок должен усвоить о своем городе. Большое внимание уделено работе с родителями. «Увлеченные родители – значит, влюбленные в свой город дети» [ Алифанова Г.Т]. В конце программы дана рекомендованная литература, в приложении даны конспекты для педагога (занятия – путешествия, их музыкальное сопровождение; живые примеры из практики; КВНы).

          Проанализировав перечисленные выше краеведческие программы, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, является программа «Первые шаги» -  единственная  программа, где предпринята попытка включить краеведческую работу в целостный процесс нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

          Алифанова Г.Т. подчеркивает, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Трудности в изучении краеведения во многом определяется недостаточным жизненным опытом детей. Поэтому, она советует, планомерное обращение к одной и той же теме несколько раз (в разных видах и формах работы) способствует развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса. Каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности: изготовление поделок и рисунков.

          У дошкольников не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени (прошлое – давным – давно и настоящее – в  наши дни), определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

         Можно сделать вывод, что надо учитывать психологические особенности дошкольников, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. Воспитывать любовь к родному городу (как начало патриотизма) – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

          Надо стараться  создавать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

          Главное, создать эмоциональное благополучие ребенка в детском саду для целостного развития первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

         

    Мы познакомились с разнообразным опытом работы педагогов. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт. Подлинная любовь к родному, Санкт – Петербургу, не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Опыты, Александровой Е.Ю. и Гордеевой Е.П., показывают, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней. Существует бесспорная истина: чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру.

          Приступая к работе по формированию целостного отношения к родному Санкт – Петербургу необходимо четко осознать и поставить перед собой цель воспитательно – образовательной работы по данному направлению.

          Ориентируясь на рекомендации: Ермолаевой Л.К., Вежель Г.С., Махинько Л.Н., Смирновой Н.Т., Алифановой Г.Т. и других авторов – целью краеведческой работы можно определить воспитание петербуржца дошкольника:

    1. Главное – воспитание в ребенке петербургской культуры;
    2. Знакомство с городом (в детском саду мы начнем, а школа и дальнейшая жизнь продолжит).

          Для успешной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия. Условия  – обстоятельства, от которых что – либо зависит или обстановка, в которой происходит что – либо[9].

          Проводя исследование в данном направлении и познакомившись с опубликованными в периодической печати практическим опытом, воспитателей России, мы предположили, что формирование ценностного отношения дошкольников к родному городу может быть эффективным, если в образовательном учреждении будут созданы следующие педагогические условия:

    1. сотрудники детского сада будут понимать значимость целенаправленного патриотического воспитания дошкольников, для формирования их личности и осознавать актуальность этой работы, начиная с младшего дошкольного возраста;
    2. в группе детского сада будет создана соответствующая обогащенная развивающая среда для знакомства с родным городом;
    1. в детском саду будет разработана программа системной работы по знакомству детей с родным городом и воспитанию ценностного отношения к нему на протяжении всего периода воспитания ребенка в детском саду;
    2. будет организовано педагогическое взаимодействие с родителями по       приобщению детей к ценностям Санкт – Петербургской культуры.

           Важное место, в детском саду, отводится работе с родителями. С помощью родителей мы начинаем знакомить детей с «ближним» городом. В дальнейшем, наша работа по ознакомлению детей с городом, а особенно с некоторыми его достопримечательностями невозможна  без участия родителей, так как исторический центр города очень удален от нашего района.

          С младшими дошкольниками, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо начинать знакомство с городом с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Взрослые могут обращать внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие петербуржцы, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о большом, красивом родном городе: чтобы дети смогли удивиться большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.

          Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно  начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

          Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Важно показать детям  родной город как город – красавец (зеленый город), город – труженик.

          В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного города. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городе, где побывали с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.

          В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; объяснить назначение герба города и познакомить с гимном Санкт – Петербурга. Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы.

          Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

          Наибольшую трудность у воспитателей, как показали исследования Солнцевой О.В.,Виноградовой Н.В., Сакавичене О.В., Жуковской Р.И., Радиной Е.И. и других, вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

          Успешное развитие дошкольников при знакомстве с родным городом, как убедительно доказал многочисленный опыт воспитателей, опубликованный в периодической печати, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

          При организации краеведческой работы воспитатель имеет возможность использовать самые разнообразные средства способствующие формированию у детей ценностного отношения к культуре и традициям Санкт – Петербурга. Такими средствами могут являться:

    1. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду;
    2. Игровая деятельность:
    1. дидактические игры;
    2. сюжетно – ролевые игры;
    3. строительно – конструктивные игры;
    4.  игры – драматизации;
    5.  подвижные игры.
    1. Трудовая деятельность:
    1. участие детей в благоустройстве группы,
    2. участка детского сада,
    3.  изготовление сувениров петербургской тематики;
    1. Художественно – творческая деятельность детей:
    1. рисование родного города, его символов…
    2. конструирование архитектурных памятников
    3. сочинение рассказов, стихов о памятных местах города
    4. участие детей в музыкально – литературных праздниках и развлечениях…

           Дошкольный возраст – период становления основных видов деятельности. Поэтому включение детей познавательно – коммуникативную, художественно – творческую, игровую деятельности будет направлено на совместное со взрослым «разгадывание», «прочувствование» и осмысление духовного содержания предметов культуры и искусства, на вооружение детей умениями самостоятельно находить и читать приметы «культурной индивидуальности» города в его архитектурно – скульптурном облике.

          Воспитатели дошкольных учреждений России используют большое разнообразие методов и приемов работы при осуществлении краеведческого образования дошкольников. Условно их можно систематизировать и представить следующим образом (см. приложение №1).

    Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами. Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Мы видим, что знакомство с  Санкт–Петербургом, с его историей, культурой и архитектурой – это тот стержень, на который нанизываются получение знаний, формирование навыков и умений через разные виды деятельности.

           Прививая детям любовь к городу, Алифанова Г.Т. советует использовать разные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, занятия – путешествия, вечера досуга, тематические выставки…     

       Занятия – путешествия – это путешествие, во времени, в пространстве… Но с элементами игровой деятельности, иначе детям будет не интересно. Игровые моменты вызывают большую заинтересованность у детей для более точного и понятного объяснения чего–то нового, для активизации умственной деятельности. Так же необходим наглядный материал: настенный экран, подборы слайдов, интерактивная доска и проектор (чем больше и разнообразнее – тем лучше); большой подбор книг о Петербурге; альбомы с иллюстрациями и  наборы открыток должны быть крупными и цветными. Обязательно в группе детского сада должен быть музыкальный центр – ведь каждое занятие необходимо сопровождать специально подобранной музыкой, шумами.

          Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.

          Очень интересно, в ясную погоду, вместе с детьми, встать у подножия Александровской колонны, почувствовать ее высоту и увидеть, как ангел склоняет над нами свой лик. Рассказать, что это самая высокая в мире триумфальная колонна и вызвать чувство гордости за свой город.

                Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в парикмахерскую (там подстригают папу), на почту (мама оплачивает квартиру), с детьми по – старше – в  центр города «Невский проспект» - главная улица города, Нева – река, на берегах которой построен наш город…

         Праздники – это всегда радость! Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и  приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.

         При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К.А., Саврасов А.К., Васнецов В.М. и других), воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему городу, к своей Родине.

          В группе собираются альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми), «Мой город», «Где мы были» и записываются рассказы детей о полученных впечатлениях, дети учат стихи о Петербурге.

          Изучив теоретические подходы к проблеме формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста к родному краю, мы сделали для себя следующие выводы:

    1.  Патриотизм зарождается уже в детском саду;
    2. Для патриотизма дошкольников характерны определенные своеобразные черты: всегда конкретно выражен и соответствует опыту личных впечатлений ребенка;
    3. На сегодняшний день проблема организации ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и традициями родного города продолжает оставаться актуальной и значимой;
    4. Существуют разные варианты программных документов по направлению краеведческого образования, но пока нет идеальной программы по воспитанию юного жителя Петербурга для детей дошкольного возраста.
    5. От каждого конкретного воспитателя зависит та система работы, которая будет осуществляться в группе детского сада по знакомству детей с родным городом. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
    6. Ребенок – дошкольник – это субъект в процессе патриотического воспитания. Нельзя заставить его любить и уважать город, но можно создать условия, при которых будут формироваться эти чувства (развивающая среда + отношение воспитателя к городу + система работы воспитателя + активность самих детей, их продуктивная деятельность).


      [1]
    1.  Козлова С.А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. -  М., Академия,2010.

      [2]
    1.  Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. Пособие. М., 1998.

      [3]
    1.  Ребенок в мире культуры/ Под редакцией Чумичевой P.M.,Ставрополь, 1998.

      [4]
    1.  Смирнова Н.Т. Знакомство с Санкт-Петербургом. - Санкт-Петербург, 1997.

      [5]
    1.  Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. – СПб., Норинт, 1996.

      [6]
    1.  Махинько Л.Н. Город как мир: учебно-методическое пособие. История и культура Санкт-Петербурга. – СПб., Питер, 1997

      [7]
    1.  Вежель Г.С. Взрослеем вместе с городом; Общие положения программы дошкольно-школьного образования. СПб., 1995.

      [8]
    1.  Алифанова Г.Т.  Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб., Паритет, 2008.

      [9]
    1.  Ожегов И.С.Словарь русского языка. - М.,2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

    В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....

    Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников

    Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...

    Родительское собрание «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»

    Задача взрослых, чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем истоками патриотических чувств.Основной целью родителей должно стать форми...

    Воспитание любви к родному городу как часть патриотического воспитания

    Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника.  Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления ...

    Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников

    Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...