Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Бахтинова Елена Витальевна

Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краю

как основа патриотического воспитания дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обмен опытом57.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом

Развитие познавательного интереса к Родному краю

как основа патриотического воспитания дошкольников

1 слайд. Современная система дошкольного образования требует обновления его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества и мировой культуры.

Одна из основных целей дошкольного образования - подготовка подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. С одной стороны, следует подготовить детей к жизни в обществе в условиях целого мира. Но, с другой стороны, необходимо также научить детей беречь и приумножать достижения родной культуры. Именно поэтому одно из приоритетных, интенсивно развивающихся направлений современной дошкольной педагогики является патриотическое воспитание.

2 слайд. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитании патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу».

С.Л. Козлова, доктор педагогических наук

Учреждения дошкольного образования являются начальной ступенью системы образования в нашей стране. Поэтому именно этим учреждениям принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и утверждении себя в нём, в воспитании патриотических чувств и ощущение себя гражданами великой страны!

Много трактовок патриотического воспитания в научных кругах. Нередко они довольно противоречивы, что затрудняют работу воспитателей на практике. Мне ближе мнение И. С. Казаковой. Она считает, что «базовым этапом у детей любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры».

3 слайд. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине -  месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно - экологическим своеобразием родного региона. Детям дошкольного возраста доступны краеведческие знания, поданные в легкой форме.

Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Краеведческая работа наглядно показывает детям, насколько прошлое и настоящее находятся рядом. Достаточно пройтись по родным местам с мудрым взрослым.

Но как же увлечь малыша, развить в маленьком ребенке интерес к изучению родного края?

Предпосылкой устойчивого познавательного интереса является любознательность.

4 слайд. Любознательность – это склонность к приобретению знаний, пытливость.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности.

Любознательность может быть направлена на что угодно. А когда она эмоционально окрашена, всё запоминается легко и просто, надолго.

Любознательность - первая ступень познания мира.

Воспитание любознательности, не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется на НОД, в играх, труде и общении.

Любознательность

НОД                              игра                       труд                        общение

Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного заинтересованного отношения к ним.

У кого-то из детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий. Каждый малыш – исследователь. Что только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим вопросы, и это здорово, это говорит о высоком уровне развития дошкольника.

5 слайд. Факторы, способствующие формированию любознательности:

•        Общение с ребёнком

•        Способность к наблюдению

•        Экспериментирование

•        Беседы

•        Детская художественная литература

•        Экскурсии

•        Музей

•        Загадки

Задача педагогов: поддерживать в детях интерес, любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом о возрасте и не перегружать дошкольников. Чем больше в доме, в д.с. вопросов «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов о неблагополучии в его развитии.                                               (7 факторов развития любознательности).

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности,  развлекательности.

6 слайд. Актуальность темы определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения с новыми универсальными способностями и стойким познавательным интересом.

Актуальность данной проблемы определяется современными требованиями к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, который с легкостью может применить полученные знания на практике в любых областях и приумножить свой багаж уже самостоятельно.

Проблема развития познавательного интереса к родному краю у дошкольников состоит в том, что современные дети мало бывают на природе. Плохо знают особенности родного края, не знакомы с историческим прошлым края и страны, не знают традиций русского народа, не имеют представление о местных традициях и праздниках.

Задача педагогов, всех специалистов ДОУ совместно с родителями заполнить эти пробелы в сознании дошкольников.

Работа над проблемой:

7 слайд. Для себя я представила следующие ступени познания ребенком окружающего мира (см. таблица ниже).

На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостности личности. На этом этапе формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для будущей жизни. Недостроенные «нижние этажи» - плохая опора для следующего.

Любовь и интерес

к природе

Интерес к малой Родине

Детский сад

Дом и семья

Изучила литературу таких авторов, как Комарова Т.С., Новицкая М.Ю., Карпухина Н.И. И.В. Богочевой, Даниловой Г.И. и др.

В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний; которые отражают качественное своеобразие объектов живой и неживой природы,  обеспечивающее ориентировку детей в природе родного края.

Но имеются недостатки этих программ:

  • Нет должного внимания ценности познания родного края дошкольниками;
  • Нет привязки к региональному компоненту.

За основу взяла требования ФГОС.

По стандарту ФГОС определены Основные задачи познавательного развития:

  1. Развитие любознательности и познавательной мотивации;
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
  3. Развитие воображения и творческой активности;
  4. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях, праздниках.

Слайд 8. Опираясь на данные целевые ориентиры, поставила перед собой цель – развивать у детей стремление и желание изучать родной край, формировать первоначальные навыки экологически-грамотного поведения в природе, воспитывать лучшие нравственные качества маленького человека: чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому, патриотические чувства подрастающего поколения. 

Условия в детском саду оказались не достаточными для развития познавательной деятельности дошкольников по родному краю.

  • Была не продумана система работы с перспективным планированием на каждый год;
  • Литература устарела;
  • Нет наглядности в достаточной мере.

Слайд 9. Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Определить содержание обучающих программ, включая региональный компонент;
  2. Создать в условиях детского сада культурную среду с учетом местных  исторических традиций;
  3. Воспитывать любознательность и привязанность к семье, родному краю, своему народу, его обычаям и традициям.

В 2013 году я написала перспективное планирование на 2 младшую группу. В 2014 году решила, что буду продолжать работать в этом направлении, и составила программу на все возраста.

Слайд 10. Реализация работы по развитию познавательного интереса к родному  краю шла через кружок «В краю родном», а так же  в совместной деятельности, в режимные моменты, на прогулках. При выборе методов и форм работы я учитывала возраст и индивидуальные психические особенности детей, старалась подбирать доступную информацию, вызвать у детей эмоциональные чувства и побуждала к активной деятельности (акция «Накорми птиц зимой», акция «Соберем корм для бездомных животных)».  

2013-2014 год. 2 младшая группа.

Задачи:

- знать имена родителей, сотрудников детского сада, уважать их труд.

- знать участок и группу детского сада, уметь поддерживать порядок на них;

- знать некоторые растения, животных родного края, бережно относится к ним.

Слайд 11. Работа с детьми.

С детьми я работала весь год по темам, которые позже определила в 4 блока.

1 тема «Природа Родного края»

Осенью знакомила детей с природой участка детского сада. Проводила целевые прогулки к березе, ёлочке, черной смородине. Ребята рассматривали листья деревьев и кустов, закрепляли названия в игровой форме «С какого дерева листок?»; «Добеги до дерева, которое я назову»; «Угадай на вкус».

Провела НОД «Ягоды на участке детского сада».

Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание картин, альбомов и папок, картинок с животными нашего леса, дидактическую игру «Сложи картинку», пособия «У кого какой домик», «Узнай животное».

В конце года, к Дню защиты детей было проведено развлечение на участке детского сада. Говорили о насекомых, веселились в играх с музыкальным сопровождением «Сороконожка», «Кузнечики», отгадывали загадки, играли в подвижные игры.

По 2 теме «Моя малая Родина» для детей был создан альбом «Наш любимый детский сад», «Клумба» - из фотографий цветочков-детей. Детьми в группе были оформлены выставки из семейных архивов «Наши мамы и папы».

Провела НОД: «Мое имя самое любимое», «Моя семья».

В 3 теме  «Родина в далеком прошлом» детей знакомила с кукольной семьей, куклой - пеленашкой, деревенским бытом через игру «Горенка».

4 тема – «Защитники Родины – наши родные и земляки».

Рассказывали стихи о папах, рассматривали их военную форму на фотографиях. НОД «Военные профессии», игра «Моряки».

Работа с родителями.

В работе с родителями использовала следующие формы работы:

  1. Стенды «Народный фольклор», «Чистая одежда или знакомство с окружающим миром».
  2. Консультации «По дороге в детский сад», «Прогулки на природу всей семьей». В этих консультациях мы рекомендовали родителям намечать хотя бы небольшую цель, связанную с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить).
  3. Папка-передвижка «Безопасность на природе».
  4. Мастер-класс по народной игрушке.
  5. Было проведено собрание для родителей в нетрадиционной форме - «Доброе наследие предков» с мастер-классом в русской избе

Интересно прошло развлечение «В гостях у бабушки Нюры», где дети закрепили в стихах знания о жизни в деревне и домашних животных. Бабушка Нюра (воспитатель) пришла в народном костюме. Это помогло детям раскрепоститься и заинтересоваться происходящим, весело петь и играть с бабушкой Нюрой.

Слайд 12. Развивающая среда пополнялась предметами быта в мини-музей «русская изба» (полотенца, старинная одежда, подвесы на кровать, веретёна, пестерь). Родители изготовили мелкие атрибуты народного быта в игрушечную горенку. Хорошей наглядностью стали глиняные свистульки мастера-гончара Максима Котикова и печь народного мастера Александра Белых. Разнообразные свистульки, сделанные на мастер – классе  с народным мастером родителями радовали детей на экскурсиях и на занятиях в Русской избе.

2014-2015 год. Средняя группа.

К выше упомянутым задачам добавились:

- Учить рассказывать о семье и семейном быте;

- Дать знания о русской избе, русских людях;

- Развивать умение рассказывать о профессиях родители, сотрудников детского сада;

- Познакомить с улицей, на которой находиться детский сад, названием родной деревни;

- Воспитывать уважение к труду взрослых.

13 слайд. На второй год обучения я попробовала решать познавательные задачи по родному краю с помощью проектной деятельности.

Осенью по плану была блок-тема «Природа родного края». Мы с детьми собирали гербарий.  Я решила привлечь к этой теме родителей. Составила проект, где им отводилась значительная в познавательном плане роль: описать и нарисовать собранное растение вместе с детьми дома. Родители очень ответственно подошли к данной работе и у нас получился хороший обучающий стенд «Растения нашего края - природная аптека».

Детям я прочла поучительные рассказы о пользе самых известных и часто встречающихся растений (мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник). В заключение проекта ребята показали родителям сказку «Лесная аптека».  В течении года дошкольники с интересом слушали рассказ Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Лесные сказки» о лесных жителях, повадках птиц и другими книгами. Закрепили знания в дидактических играх «Узнай растение по листочку», «Угадай на вкус».

Во 2 блоке дошкольники учились рассказывать о своей семье по фотографиям,  детей знакомила с профессиями сотрудниками детского сада.

14 слайд. В 3 блок дети ходили в русскую избу на экскурсии, знакомились с народными игрушками, с русским народным костюмом. Интересно прошло НОД «Народная игрушка – для малыша забава».

В 4 блоке говорили о военных профессиях наших пап. (Игры «Моряки», «Два папы - танкиста»). Знания закрепляли в сюжетных и подвижным играх «Мы - летчики».

Работа с родителями

Увлекательно прошли посиделки в русской избе, где родители и дети были заняты разными видами деятельности. Детям я рассказывала о тряпичных куклах весеннего цикла, родители мастерили новую куколку. Вместе играли в хороводные игры. Провела анкетирование  и выяснила, куда бы хотели  поехать родители. В конце года (декабрь) ездили на экскурсию в Котласский краеведческий музей, в мае  в школу искусств п. Приводино.

2015-2016 год. Старшая группа

В этом учебном году добавились такие задачи:

- познакомить с правилами безопасного поведения на природе;

- познакомить с особо значимыми для жителей Курцева объектами и улицами, на которых они находятся (магазин, мед.пукт, библиотека);

- познакомить с символикой родного края;

- познакомить с русским православным праздником Святки, «Екатерининские гуляния»;

- познакомить с народными игрушками Севера, сделанными из глины, дерева и ткани;

- развивать умение не забывать свой домашний адрес, улицу, где находится детский сад;

- развивать умение называть на фотографиях достопримечательности Котласского района и рассказывать о них;

- воспитывать желание сделать территорию детского сада, деревни чище, красивее;

- воспитывать любовь к народным играм, игрушкам и праздникам.

15 слайд. В 2015-16 учебном году проходила Неделя народной игры и игрушки. Она начиналась со встречи с сотрудника краеведческого музея Игумновой Галиной Алексеевной. Детям подробно рассказали о народных игрушках Севера и научили играть с этими игрушками.    

В этот год были разработаны 2 проекта: «Зимние святки» и «Наша армия всех сильней».

«Зимние святки» детям запомнились необычными костюмами колядовщиков и песнями – колядками. Но важно, что дошкольникам вначале мероприятия в доступной форме была представлена история праздника. Дошкольники в стихотворной форме рассказали  историю рождения Христа. К празднику ребята подходили неделю, каждый день, участвуя в различных видах деятельности: разучивая колядки, изготавливали украшения - звездочки на рождественскую ель, дерево оливу. Родители в это время подготовили  для детей наряды, все желающие присутствовали на празднике. Дошкольники порадовали гостей  смешной сценкой колядовщиков: «Медведь и коза».

В феврале прошел проект «Наша армия всех сильней». Дети и родители отпраздновали праздник пап, принимали участие в общем мероприятии – конкурсе «Мой папа самый лучший».

В мае работы родителей участвовали на выставке «Военной техника» в ДК пос. Приводино  заняли 1 и 2 место.

Для детей провела в этом году НОД « Безопасность на природе» (осенью)

Работа с родителями

16 слад. А Родители участвовали в конкурсе на лучший макет по безопасности, принимали  участие в мастер-классах (мастер – класс по дереву для пап с народным мастером Крутиковым В.П., мастер –класс для мам с детьми по народной игрушке) .

2016-2017 год. Подготовительная группа

Задачи: (добавились с прежним)

- познакомить с  важными объектами деревни (ферма, гараж, контора, где расположена лаборатория сухих растений),

- иметь элементарные представления об охране природы района, области;

- развивать умение ориентироваться на макете в деревне Курцево;

- познакомить детей с профессиями своих земляков;

- познакомить с растениями и животными из Красной книги;

- познакомить – адмиралом З.А. Шашковым;

- воспитывать уважение к труду земляков, уважение к великому земляку адмиралу З.А. Шашкову.

17 слайд. Работая в подготовительной группе с блоком «Природа Родного края» прошло НОД «Земля мать, сумей за нее постоять», где рассказывалось об охране природы.

Для каждого дошкольника родина начинается с матери. В блоке «Моя малая Родина» был реализован проект « И это все о ней, о мамочке моей». Наша поделка «Моя  мама – модельер» была отмечена грамотой «Лучшая работа».

НОД «Курцево - моя малая Родина» был направлен на то, чтобы дети закрепили знания названий улиц и важных зданий в деревне и окрестностях, запомнили наиболее значимые природные объекты, и познакомились с людьми труда – своими земляками. Закрепляли свои знания в игре-пазлах «С/х техника», дидактических играх: «Кто что делает?»; «Путешествие молочка»; «Назови улицы  деревни»; «Покажи безопасный путь от детского сада до дома».

В этом году много экскурсий проведено по территории деревни. Дети прошли по главным улицам населенного пункта, посмотрели на значимые для деревни здания, такие как магазин, библиотека, медпункт, увидели детскую площадку.

Во время одной из прогулок дети посетили выставку цветов в библиотеке. Головина Ольга Николаевна, библиотекарь, очень интересно рассказала о растениях, которые занесены в Красную книгу. Дети раскрасили те растения, которые нужно беречь.

В течение года дети часто использовали макет деревни Курцево, в которой они проживают. По макету дети учились находить улицы, запоминали их названия, закрепляли правила дорожного движения. Ребята научились находить безопасный путь от своего дома до детского сада, пользуясь пешеходным переходом на улице Центральной.

К концу года воспитанники хорошо ориентировались на местности, знали, кто и где живет, все правильно называли свой домашний адрес.

18 слайд. В январе состоялось совместное мероприятие детского сада и краеведческого музея «Рождество Христово». Детям показали сказку о рождении Христа на вертепе, они водили хороводы, пели колядки, играли в игры. Ребята вспомнили библейскую историю, сами были участниками рождественских святок и гаданий.

В феврале к 75 – летию ДОУ прошел проект « Курцево - Родина моя». Дети побывали в научной лаборатории сельскохозяйственных растений, в гараже сельхоз техники, на животноводческой ферме. В раздевалке были оформлены стенды «Берегите природу» и «Жалобная книга природы», фотогалерея «Улицы родной деревни». Была организована встреча с работниками  фермы.

Во время прогулки по населенному пункту, дети заметили, что пруды в деревне сильно загрязнены. Стенды отобразили этот момент и другие, такие как лесные пожары, вырубка лесов, вымирающие виды животных. Родители приняли участие в создании папки «Красная книга Архангельской области». Каждая семья принесла информацию по одному или нескольким видам исчезающих животных.

В апреле, в раздевалке, на шкафчиках детей, была оформлена фотогалерея «Деревья и кустарники на участке детского сада». Родители детей подготовили и красочно оформили описание дерева или кустарника, которое было им дано, его полезные свойства для человека и окружающей среды. Благодаря совместной работе родителей и детей, ребята научились узнавать деревья и бережно к ним относиться.

В подготовительной группе воспитанникам на НОД давалось больше самостоятельности.  На экскурсиях для малышей и сверстников дети сами были экскурсоводами. Они уже сами  могли рассказать о тех или иных экспонатах, которые видели на экскурсиях в прошлые годы.

Работа с социумом

На протяжении всей работы детский сад тесно сотрудничает с Котласским краеведческим музеем, Курцевской библиотекой, досуговым центром «Таусень»(знакомство с местными прздниками). Проходили мастер-классы под руководством народного мастера по дереву из ЦНТ г. Котласа Крутикова В.П., Котикова М. – мастера по глине.

Работа с сотрудниками

Работа с сотрудниками велась при организации совместных мероприятий. (подбор музыкального репертуара, оформление, сопровождение)

За эти годы развивающая среда пополнилась папками, альбомами, книгами по краеведению:

«Наша семья»                          

«Лес – наше богатство»              

Пособие «Животные Северного леса»

«Курцево - Родина моя»            

«Кот ласковый приглашает»      

«Экскурсии по Курцево»

«Экскурсии по району»            

«Моя родословная»                        

Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас»

 «Наш детский сад»                    

«Что мы видели в музее»

Оформление и наглядность на Пасху и другие.

Мои находки в работе (на блоки разбита – удобно, игровые приемы, трудности в ознакомлении детей с бытом – наглядность)

Слайд 19 Мониторинг

В течение 2013-14 уч. года я провела наблюдение за детьми, в ходе которого отметила более любознательных дошкольников и равнодушных к природе детей. Старалась вызвать интерес к теме.

В 2014-15 уч. году окончательно определилась с системой работы. Выбрала диагностику познавательного развития детей по методике Рыжовой Н.А. И смогла выявить первые результаты работы.

Май 2015 г. Средняя группа

Уровень знаний

Родная природа

Моя семья

Мая малая Родина

Об истории родного края

Защитники Родины. Наши земляки.

Высокий

20

10

10

10

Средний

60

50

30

30

Низкий

20

40

60

60

 

(В мониторинг включены дети, не посещающие на конец года группу по семейным обстоятельствам, но внесенные в список).

В старшей группе к диагностике Рыжовой Н.А. добавила диагностику по патриотическому воспитанию дошкольников по методике Новицкой М.Ю.

И в завершении программы выявила в подготовительной группе такие результаты:

Май 2017 г. Подготовительная группа

Уровень знаний

Родная природа

Моя семья

Мая малая Родина

Об истории родного края

Защитники Родины.Наши земляки

Высокий

30

40

30

30

Средний

60

50

50

50

Низкий

10

10

20

20

В заключении хочу сказать, что работа в этом направлении продолжается. Родители заинтересовались краеведением, выражают желание участвовать в подобных мероприятиях.  В этом году Краеведческий музей приезжал с занятием «Народный орнамент», в феврале мы ездили в музей на экскурсию, в конкурсе «Красота Родного края» были участники и победители.

Своим сообщением хочу сказать, что краеведение доступно маленьким детям

и может стать основой патриотического воспитания дошкольников.

 За время работы я столкнулась с трудностью мониторинга, так как группа разновозрастная. Дети то убывали (один ушел в школу шести лет, второй человек – семья переехала в Котлас, кто-то не посещал детский сад по семейным обстоятельствам), то добавлялись (что бы был охват кружковой работой всех детей).

Но в этом, что группа разновозрастная, есть свои плюсы. Хорошо когда получается погружение в одну тему детей разных возрастов. При этом старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы необходимые для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами. Общие праздники сближают детей.

Содержание

  1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания и развития познавательного интереса к родному краю в рамках ФГОС.
  2. Целевые ориентиры по ФГОС направленные на развитие познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
  3. Реализация работы по годам.
  1. 2013-2014 гг. Вторая мл группа
  2. 2014-2015 гг. Средняя группа
  3. 2015-2016 гг. Старшая группа
  4. 2016-2017 гг. Подготовительная группа
  1. Работа с социумом
  2. Работа с сотрудниками.
  3. Мониторинг
  4. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"

Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...

Формы работы по развитию познавательного интереса к родному краю у дошкольников.

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма и интереса к  родному краю....

Статья "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников"

Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольниковЛихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.Авоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Аквар...

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю....