Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
консультация

Ступина Евгения Владимировна

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.

Ермолаева Е.А.

Ступина Е.В.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился. Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека

ФГОС ДО внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы. Например, в игре «Найди достопримечательность», используем макет города с достопримечательностями, игрушки – машины, памятники.

Настольно-печатные игры –  очень разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Например: игра «Кубики».

В ней 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом родного края. Нужно  сложить один из видов края. Так же детям очень нравятся пазлы и разрезные картинки с изображением.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например: Игра «Узнай, где нахожусь», цель которой:

развивать ассоциативную память и закреплять знание родного края.

Ведущий называет слова ассоциации, дети отгадывают, о каком месте города  речь идет.

Главная особенность, всех дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания.

Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения.

Познакомить дошкольников с историческим, культурным,  природным своеобразием родного города  достаточно сложно, так как этот материал предназначен для детей более старшего возраста.

Дидактическая игра является самым подходящим средством для обучения детей с родным краем.

Отличительная особенность дидактических игр – это возможность обучать маленьких детей с помощью интересной для них деятельности.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2011. – 296 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2005. – 144 с.
  4. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л.Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2009. – №2. – С. 21-26
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Старшая группа / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2010. – 112 с.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.N 1155) https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/[элекстронный ресурс]

Приложение

Картотека  дидактических игр

«Узнай узор по картинке»

Цель: расширить знания детей определяя разные виды росписей.

Оборудование: на отдельных листах разные виды узоров (хохломская, гжельская, дымковская, городецкая, хакасская).

Правила игры: воспитатель предлагает разложить на столе все узоры, а затем ребенок определяет и называет, как называется тот или иной узор.

Выигравший тот, кто назовет больше и правильнее узоры. Играть могут 3-4 ребенка.

«Какой узор лишний?»

Цель: научить детей выделять по характерным элементам хакасскую роспись среди русских росписей.

Материал: по 5-6 карточек 3-4 росписей.

«Обведи и закрась орнаментом»

Цель: познакомить детей с составлением узоров из шаблонов, аккуратно обводить их и закрашивать.

Оборудование: шаблоны элементов разных росписей, плоскостные предметы, куда накладываются шаблоны и наносится узор.

Правила игры: на выбор детям предложить разные плоскостные предметы (рукавицы, кувшин, поднос и т.д.) и шаблоны элементов разных росписей. И предложить составить узор, затем обвести по шаблону и закрасить его.

«Какой элемент лишний?»

Цель: упражнять в запоминании элементов разных росписей, характерных тому или иному орнаменту.

Оборудование: элементы разных росписей (русских и хакасских узоров), вырезанных из прочного материала: цветного пластика, картона, кожи. Для усложнения – можно взять неокрашенные элементы.

Правила игры: воспитатель предлагает Деям разложить на столах элементы росписей, и определить к какой росписи они относятся и как называются. Участвовать в игре могут 5-6 человек.

Вариант игры: вначале даются окрашенные элементы. А затем неокрашенны.

 «Собери картинку»   (для детей 5-7 лет)

Задачи:

- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,

- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами зданий, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12)

За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

«Найди пару»  (для детей 5-6 лет)

Задачи:

- закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

- развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек.

В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (буровая вышка, музей, школа, вокзал, художественная школа и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 чел.

«Что за ягода такая»  (для детей 5-6 лет)

Задачи:

- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;

- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Республике Хакасия;

Ход игры:

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод Республике Хакасия.

«Кто такой?» ( для детей 6-7года)

Задачи:

- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия;

- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;

- развивать внимание и память.

Ход игры:

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Республики Хакасии.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Республики Хакасии.  Дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Республики  и ряд карточек, содержащих животных не занесенных в Красную книгу.

«Собери герб» (для детей 6-7 лет)

Задачи:

- закреплять знания детей о гербах городов Республики Хакасии;

- развивать внимание и память.

Ход игры:

Детям предлагаются разрезные картинки на тему «Гербы городов Республики Хакасии». Здание: собрать правильно гербы и рассказать, что обозначает изображение на гербе.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят разрезные карточки с изображением гербов городов Республики Хакасии.

«Четвертый лишний» (для детей 4-7 лет)

Задачи:

- развивать словесно-логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать монологическую и диалогическую речь.

Ход игры:

Могут играть 1-6 детей. Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, один лишний.

Материалы: набор карточек, на каждой карточке изображены 4, относящихся к Хакасии. А одна нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...