Формы работы по развитию познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма и интереса к  родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию познавательного интереса к родному краю у дошкольников.

 Только то общество, которое знает свои корни, свою историю, может развиваться.

На пороге времени, когда оказались утраченными многие истинные духовные и моральные ценности, важно создать условие для ознакомления детей с историей родного края. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны, своей «малой Родины». Поэтому необходимо формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края.

Данная работа предполагает реализацию следующих задач:  

- расширение и углубление знаний детей об истории родного города;

- ознакомление с достопримечательностями родного края, его боевыми и трудовыми подвигами;  

- ознакомление с именами тех, кто основал и прославил наш город, с творчеством местных поэтов и художников;  

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, природе родного края, культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

 Прежде чем приступить к работе, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

-  в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

-  как дошкольник может выразить эти чувства?

-  каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?

-  какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?

-  какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к «малой Родине»?

Анализ этих вопросов позволяет составить план мероприятий, включающий:  

- разработку тематического планирования, способствующего эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, установлению взаимосвязи между событиями и явлениями, происходящими в нем;  

- разработку плана работы с родителями;

- экскурсии , живые впечатления, путешествия по родному городу в процессе образовательной деятельности.

Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей «малой Родине», побуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе.

Содержание работы должно быть выстроено по принципам от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Можно организовать развивающую среду, начиная со старшей дошкольной группы, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, посредством которой дети знакомились бы с родным городом. Создать условия для развития познавательной активности, а это значит, что необходимо на протяжении всего времени поддерживать у дошкольника интерес.

Интерес возникает у ребенка тогда, когда присутствует в среде новизна. В этой связи она в течение года должна была мобильной, неоднократно меняться.

 Работу можно выстроить по блокам:

  1. Семья и детский сад.

            Цель:  создание условий для благоприятного климата взаимодействия детей,

            педагогов и родителей;  вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

            активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

При этом можно использовать на практике следующие формы:

-  в процессе непосредственно-образовательной деятельности;

- продуктивные формы организации деятельности;

- творческие и исследовательские проекты;

- организация совместной работы родителей и детей:

 изготовление поделок к выставкам по итогам тематических недель; привлечение родителей к организации совместных праздников, семейных праздников, дней открытых дверей в дошкольном учреждении, участие в выездных конкурсах, экскурсиях, в планировании и проведению маршрутов выходного дня.

  1. Детский сад.

Цель: воспитание уважения к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формирование умения ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

 Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно, уверенно, чтобы каждый имел возможность заниматься свои любимым делом.

 С дошкольного возраста важно формировать привычку вежливого отношения друг к другу и к сотрудникам детского сада. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе.

Можно реализовать на практике следующие формы:  

- экскурсии;  

- организованная игровая деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения;  

- художественно-творческая деятельность;

 - оформление выставок;

 - создание традиций группы;  

- ведение папок «Наше творчество», фотоальбом «Наша дружная семья», «Наша жизнь в детском саду», фото - видео отчётов о прошедших мероприятиях.

  1. Малая Родина (мой двор, история возникновения улиц города, района, в котором мы живем.

 Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами, их названиями, микрорайоном, с основными районами города.

Реализуя работу по данному блоку, можно использовать следующие формы:

- целевые прогулки по близлежащим улицам;

- беседы на темы «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города», «Наш  район»;

- детям можно предложить расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут;

- оформление иллюстрированных альбомов «История родного города»,  фотогазеты с изображениями улиц  района в прошлом и настоящим, историей названия этих улиц;  

- экскурсии;

- чтение художественной литературы об улицах, о самом городе;  

-рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.

 Закрепить знания важно на занятиях продуктивного характера по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

  1. История родного города.

Цель: ознакомление с историей возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитание уважения к далёким предкам, бережного отношения к истории родного края.

На практике можно провести следующую работу:  

- проведение непосредственно-образовательной деятельности;  

-пополнение уголка краеведения новым материалом;  

-оформление с детьми иллюстрированных альбомов;  

-выездные и пешие экскурсии по городу по направлениям:  ознакомление с историей возникновения города ;  ознакомление с водоёмами, парками города;  ознакомление с достопримечательностями города;  

-беседы, просмотр мультимедийных презентаций.

Конкурсы и викторины- одна из увлекательных и интересных форм для закрепления у детей представлений о родном городе. («Наша Родина - Россия»,  «Я знаю историю своего города»).

На следующем этапе необходимо продолжить работу по формированию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей родного края, с акцентом на проектную деятельность («Мой родной двор», «Такие интересные символы (символика города и области)», «Санкт-Петербург – родина героев» и т.д.).

Результатом работы по данной теме является то, что дети становятся духовно богаче. Они много узнают о своём городе, изменяется их отношение к нему, они видят его красоту и богатство своим глазами, с уважением относятся к основателям, защитникам и людям, прославившим город, бережнее относятся к окружающему. Так же у ребят меняется взаимоотношения друг с другом, появляется чувство коллективизма, сопереживания к людям, доброжелательное отношение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"

Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...

Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников

Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...

ТЕМА: «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на основе наглядности в процессе обучения»

Вашему вниманию предоставляется опытно- экспериментальная работа. На сегодняшний день методика организации развития познавательных интересов в решении умственных задач разработана неполно.Это обус...

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю....