"Музеи Бурятии в художественном воспитании детей дошкольного возраста"
консультация ( группа) на тему

Татьяна Викторовна Марушева

Контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzei_buryatii.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Музеи Бурятии в художественном воспитании

детей дошкольного возраста»

Т.В.Марушева

.

Содержание:

Введение

  1. Роль изобразительного искусства в развитии личности дошкольника.
  2. Музейная среда как средство художественного образования,

творческого развития и эстетического воспитания дошкольников

  1. Организация экскурсий для дошкольников, этапы «введения» дошкольников в музейное пространство
  2. Каково состояние этой проблемы в нашем детском саду? Что используется, а что не используется и почему?

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

       Проблема художественно- эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского  отмечено, что «художественно-эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».

       Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система художественно-эстетического воспитания.

       «Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста» .

       У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.

       Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

    Учеными выявлено,  что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно  заложить прочную основу   для   формирования    художественно-эстетического   вкуса   и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, и рекомендации выдающихся швейцарских ученых — психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей — сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи — включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей — hand’s on — «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка.  Изучение и анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моем доме».

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования художественно-эстетического вкуса детей определили выбор темы  контрольной работы «Музеи Бурятии в художественном воспитании детей дошкольного возраста» 

1.  Роль изобразительного искусства в развитии личности дошкольника
Модернизацией отечественного образования обусловлено усиление роли искусства в обучении, развитии и воспитании подрастающего поколения.

Формирование образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления – особенно важно в дошкольном периоде детства. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, накопления информации о многообразии окружающего мира, необходимо своевременно и активно «ввести» малыша в мир искусств  (в т.ч. организовать деятельность по восприятию, осмыслению и оценке произведений изобразительного творчества).

С четырехлетнего возраста ребенок способен правильно выразить свою мысль с помощью речи, его «речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности»; у него начинает формироваться «произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение».  Изобразительное искусство является одним из наиболее доступных дошкольнику средством познания мира,  его взаимозависимостей.
Всякое произведение изобразительного искусства передает отношение автора к изображенному явлению, его мироощущение, его внутреннее «Я». Интуитивно дошкольник «прочитывает» эмоциональное содержание произведения, осмысливает авторские чувства, пополняя, таким образом, собственный чувственный опыт. В связи с принятием авторской идеи, эмоциональным осознанием содержания произведение (о чем рассказал художник?), у ребенка возникает интерес к выразительным (как он рассказал «это» цветом и линией?) и изобразительным (какие материалы, технику использовал художник?) средствам.

Наслаждаясь колоритом, восхищаясь изяществом форм и оригинальностью композиции, ребенок осознает природу собственных чувств, вызванных созерцанием произведения изобразительного искусства, и стремится к общению со взрослыми и сверстниками по поводу своих ощущений и чувств, интеллектуальному выражению своих чувств, изложению самостоятельных суждений по поводу своего отношения к творчеству художника.

Т.о., искусство приобщает детей к миру взрослых, развивает художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способствует формированию у них коммуникативных способностей.

2. Музейная среда как средство художественного образования,

творческого развития и эстетического воспитания дошкольников

«Природа искусства и природа ребенка во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания». Однако, как уже было замечено выше, ошибочным было бы предполагать, что  восприятие, осознание и оценка произведений искусства ребенком самопроизвольны: позиция взрослых (педагогов и родителей), специально организованная, особая среда оказывают на  этот процесс значительное влияние.

Современное отечественное образование обращается к музейной педагогике, которая применительно к художественному музею определяет «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды». В условиях музейной среды педагогическая деятельность представлена синтезом воспитания, обучения и развития и «ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности»

Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения музейно-педагогический процесс опирается на гуманистические принципы: личностную ориентацию, учет  возрастных и индивидуальных особенностей зрительской аудитории, развитие личности в действии, координацию деятельности участников музейно-педагогического процесса. Три компонента музейно-педагогического процесса (музейный педагог, музейный зритель и музейный предмет) составляют единую систему образовательной ценностью и является частью социокультурной среды».

 3. Организация экскурсий для дошкольников, этапы «введения» дошкольников в музейное пространство

Музейная среда включает в себя околомузейное пространство, организующее внимание зрителя; музейное здание, настраивающее на восприятие произведения искусства; экспозицию, как презентацию музейного пространства. Художественный музей является идеальной средой для формирования личности, развития ее способностей художественного и эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической оценки.

Специфика педагогической деятельности в художественном музее заключается в использовании различных креативных компонентов (литературный, музыкальный, театральный и др.) в процессе субъект-субъектного взаимодействия музейного педагога и музейного зрителя для постижения воплощенного в произведении изобразительного искусства художественного образа.

Ведущей формой в образовательной практике художественного музея  (в т.ч. для дошкольников) является экскурсия (доминирующей может быть ознакомительная, образовательная, развивающая или воспитательная задача). Организацию и содержание экскурсионного занятия дошкольников в музее определяют ряд методических принципов, учитывающих возрастные особенности  их развития:

  1. периодичность посещения музея не превышает 3-4 раз в год, продолжительность занятия – 45-50 мин;
  2. обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии, устраняются рассеивающие внимание детей факторы;
  3. подбираются тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции, учитывающие круг интересов детей и соответствующие уровню понимания воспринимаемого материала;
  4. осуществляется ориентация на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы детей; сообщаются знания об искусстве (эта цель является сопутствующей) в доступном для детей виде и объеме.

Л.В.Пантелеева рассматривает три основных этапа «введение» дошкольников в музейную среду:  подготовка к посещению музея («до музея»); работа на музейной экспозиции («в музее»); закрепление музейных впечатлений («после музея»).

Каждый из трех этапов может быть организован с участием родителей: практика показывает, что позитивные результаты воспитания, обучения и развития гарантированы лишь при тесном взаимодействии семейного и общественного воспитания.  Позиция родителей, их отношение к искусству, музею и музейной педагогике важны в организации образовательного процесса. Активность родительской позиции в значительной степени зависит от осведомленности о жизнедеятельности ребенка в детском саду, от их искусствоведческой и психолого-педагогической грамотности.

Т.е., участие родителей в жизнедеятельности детского сада тем активнее, чем выше уровень компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей. Какая роль будет предложена родителям (или какую роль они выберут сами) в процессе художественного образования ребенка? Они пополнят зрительскую аудиторию (и тогда их роль скорее пассивна) или примут активное участие в организации художественного образования своего ребенка?

4. Каково состояние этой проблемы в нашем детском саду? Что используется, а что не используется и почему?

Так как наш посёлок Усть-Баргузин находится в трёхстах километров от г. Улан-Удэ мы не можем в полной мере заняться этой темой. В посёлке находится один единственный школьный краеведческий музей,  который мы посещаем только с детьми старшего возраста. В нем представлен небольшой материал по краеведению. Это история нашего края, в частности Баргузинского района и флора и фауна нашего региона. В нашем детском саду до недавнего времени был создан мини-музей бурятской юрты и русской избы. В прошлом году для оптимизации свободного пространства пришлось пожертвовать и этими площадями. Взяв эту тему «Музеи Бурятии в художественном воспитании детей» я нашла выход из положения. Летом этого года я посетила художественный музей «Ц.С.Сапилова», «Этнографический музей народов Забайкалья», а так же «Иволгинский Дацан». Сфотографировав и сняв несколько сюжетов я познакомила детей подготовительной к школе группы с двумя музеями и с дацаном. Детям был не только полезен этот опыт, но и очень интересен. Так как дети нашего посёлка бывая в г. Улан-Удэ в основном не посещают музеев. Родители не уделяют достаточного внимания этой стороне развития детского познания. В основном их целью бывают развлекательные мероприятия.  

Большое внимание я уделила художественному музею.

 Идея создания национального художественного музея возникла в рядах интеллигенции Бурятии задолго до его открытия. В 1940 году в столице Советского Союза, Москве, впервые была проведена Декада искусства и литературы Бурят-Монгольской АССР (БМ АССР). На выставке в Государственном музее восточных культурбыло представлено около 700 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье к каталогу выставки «Изобразительное искусство Бурят-Монгольской АССР» Р. С. Мэрдыгеев писал об исторических корнях бурятского искусства, а также о необходимости создания в Улан-Удэ музея, где могли бы храниться и демонстрироваться произведения художников Бурят-Монголии. Большой успех выставки поставил остро вопрос об открытии художественного музея, который должен был стать хранилищем произведений, закупленных с выставки. А, в широком смысле, центром  изобразительного искусства Бурятии, сочетающего реалистическое видение мира с глубокими национальными традициями.

Неустанная работа первых бурятских художников Ц. С. СампиловаА. А. Окладникова, Р. С. Мэрдыгеева, Г. Е. Павлова по организации художественного музея выражалась в письмах-обоснованиях правительству республики, в выступлениях на различных совещаниях и конференциях. Данная идея была поддержана руководством страны и республики. В целях дальнейшего развития бурят-монгольского национального искусства совместным Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Бурятского обкома ВКП(б) от 20.20.1943 за № 245 было решено открыть в Улан-Удэ Государственный художественный музей с выделением освобожденного здания пожарной охраны НКВД по улице Ленина, 13. Основой фондов музея послужили произведения бурятских художников. В соответствии с пунктом 3 Постановления СНК БМ АССР от 03.03.1944 за № 82 «Все экспонаты, имеющие художественную ценность и находящиеся в фондах и на хранении Историко-краеведческого, Антирелигиозного, Кяхтинского музеев БМ АССР, в Доме народного творчества и в театрах, как-то живопись, графика, скульптура, резьба по дереву, чеканные изделия, изделия из папье-маше, фарфоровые изделия, керамика, художественное литьё, художественная мебель и т. п. передать безвозмездно организуемому Государственному художественному музею, и через Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР» (ФР 1664. Оп.1 Д.2 Л.1). Директором был назначен народный художник Бурятии Роман Сидорович Мэрдыгеев

В январе 1946 года официально открылась первая экспозиция музея для посетителей. С 1947 года в дар музею поступают подлинники работ известных русских художников конца XVIII — начала XX веков из Государственного Русского музея (г. Ленинград). В 1966 году музею было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии народного художника республики, заслуженного деятеля РСФСР Ц. С. Сампилова. Наиболее заметными и значимыми явились такие выставки как Всероссийская художественная выставка «Мы строим БАМ», «Рисуют дети Японии», экспозиции из Китая, Монголии, Америки, Индии, персональные выставки бурятских художников Ц. С. Сампилова, А. И. Тимина, М. Е. Шестаковой, А. А. Окладникова, Ф. И. Балдаева, Д. Г. Пурбуева, А. О. Цыбиковой и др. В залах музея экспонировались выставки с Украины, из Узбекистана, Якутии, Тувы. Музей участвовал во всех крупных выставочных проектах, показывая достижения в развитии национального искусства в стране и за рубежом. Масштабные выставки музея проходили в 1960-е — 1980-е годы в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик Алма-Ате, Баку, Ереване, а также в Индии, Франции, Японии.

Коллекция музея.

Художественный музей им. Сампилова. Зал декоративно-прикладного искусства Бурятии

Коллекция музея формировалась на протяжении 70 лет. В настоящее время она насчитывает 8 657 предметов основного фонда произведений изобразительного искусства всех культур и народов, проживающих на территории Бурятии и России, из них 8 592 предметов основного фонда. 

Наиболее ценные и уникальные коллекции:

  • Серебро Бурятии — 998 единиц хранения.
  • Искусство Бурятии ХХ века (живопись, графика, ДПИ и скульптура) — 7445 ед. хр. 
  • Русское искусство XIX — начала ХХ вв. — 214 ед. хр.

Современная экспозиция музея открывается представлением декоративно-прикладного искусства Бурятии, многие виды которого стали национальным брендом республики. Так, гобелены из конского волоса, выполненные профессиональными художниками, можно встретить только в Республиканском художественном музее. Очень эффектны экспозиции "Троны Гэсэра и его жены", в которых органично сочетается резьба и традиционная роспись по дереву. Музей представляет также уникальное ювелирное искусство Бурятии. В отдельном зале представлены старинные и современные мужские и женские украшения из серебра с включением коралла, лазурита и малахита. Фотовыставка "Тропой сострадания" подарена музею индийским учёным-буддологом Беной Бёхлем. На фотографиях запечатлены буддийские храмы и скульптуры ИндииНепалаШри-Ланки. Беной Бёхль лично посетил священные труднодоступные места и запечатлел в фотографиях уникальные храмовые комплексы.

Площади музея:

  • экспозиционно-выставочная — 1412,6 м2
  • фондохранилища — 659,8 м2

Количество сотрудников музея — 42 чел., в том числе научных сотрудников — 11 чел.

Деятельность музея

Основная работа музея — хранение, собрание и широкая популяризация изобразительного искусства в залах музея, на передвижных выставках, научно-исследовательское изучение фондов на основе теории мирового искусства. Одной из самых важных форм музейной работы стала выставочная деятельность музея. Музей работает в тесном контакте с Союзом художников Республики Бурятии. Большое значение придается персональным выставкам членов Союза художников. Помимо своей основной деятельности республиканский художественный музей им. Ц. Сампилова является координирующим центром народных музеев и картинных галерей Республики Бурятии . Музей занимается активной пропагандой изобразительного искусства — осуществляет экскурсии, лекции, беседы, методическую помощь, выпуск буклетов, каталогов выставок, показ видеофильмов по изобразительному искусству.

Крупные выставочные проекты

  • "Один год из жизни художника". Зорикто Доржиев. Галерея "Ханхалаев" — г. Москва. 2010 г. 
  • "Феномен Пандито Хамбо Ламы Итигэлова" — НКУ "Институт Пандито Ламы Итигэлова". 2010 г.

Основные экскурсии

  • Русское искусство XVIII века
  • Русское академическое искусство XIX века
  • Искусство передвижников
  • Искусство рубежа веков
  • Бурятская живопись первой половины ХХ века
  • Бурятское искусство второй половины ХХ века
  • Бурятское декоративно-прикладное искусство
  • Ювелирное искусство Бурятии

Разработала небольшой план на несколько месяцев. Сделала презентацию и начала проводить занятия. Конечно уделив особое внимание нашей достопримечательности Байкалу. Рисунки одного такого занятия я прилагаю к этой работе. Дети с удовольствием почувствовали себя в роли маленьких художников, которые изображали зимние пейзажи и естественно уделили большое внимание нашему Байкалу и полуострову «Святой нос» Многие из детей на своих рисунках изобразили озеро и горы в снегу.

Заключение

Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности — формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправленным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно и  агрессивно  захватывающих  сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поколениями и экспертами произведения искусства и артефакты истории, формировать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея — в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, участниками «диалога» могут быть старинные предметы, отличающиеся изысканным вкусом: неброским рисунком, изящными линиями, совершенной формой, например старинная амфора, изящная чашечка и др. В диалог с ними вступают вещи, олицетворяющие современный китч, — та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, утрированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка личностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способствовать музейное образование.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ — работники Русского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Я считаю, что эту тему нужно продолжать. Знакомить детей с музеями нашей Республики. А так же в таком ключе можно познакомить для расширения кругозора и с другими музеями России и не только.

Список используемой литературы.

Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. –

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004. 
10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс
, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Проект "Музей леса"

О создании мини-музея леса в детском саду "Звездочка"....

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Мини-музей по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...