ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
рабочая программа

Шаралдаева Саяна Владимировна

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_buryatiya_na_2021-2022_god.docx61.91 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                                                                                  На педагогическом  совете                                                                                                          Протокол № 1

от «27» августа 2021 г.                                          

Утверждаю:

Директор МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ».                                                           ____________ Б.Г.Лудупов

                                                                                   

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

МАОУ «СОШ № 63 г. Улан -Удэ»

                                                                               

Улан-Удэ

 2021 г.

Составитель - разработчик Программы:

Шаралдаева Саяна Владимировна - старший воспитатель МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»

2

Содержание

  1. Целевой раздел………………………………………………………….

1.1.

Пояснительная записка………………………………………………….

1.1.1.      Цели и задачи реализации Программы…………………………………

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы…………………

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации  Программы……..

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы………………………

II.

Содержательный раздел……………………………………………….

2.1.

Содержание образовательной деятельности

2.2.

Описание  вариативных  форм,  способов,  методов  и  средств  реализации

Программы   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных   особенностей

воспитанников,спецификиихобразовательныхпотребностейи

интересов……………………………………………….

2.3.

Особенности   взаимодействия   педагогического   коллектива   с   семьями

воспитанников…………………………………………...…….

2.4.

Особенности взаимодействия со специалистами учреждения

III.

Организационный раздел……………………………………………..

3.1.

Описание материально – технического обеспечения Программы…...

3.2.

Обеспеченность   методическими   материалами,   средствами   обучения   и

воспитания……………………………………………………………..

3.3.

Особенности организации развивающей предметно - пространственной

среды……………………………………………….

IV.

Дополнительный раздел………………………………………….........

V.                  

Краткая презентация Программы…………………..…………………...

Литература ……………………………………………………………….

3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цели реализации Программы:

  • развивать личность детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

  • развивать индивидуальные способности и потенциальные возможности детей;

  • формировать у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Задачи реализации Программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений

  • самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

4

        формирование        социокультурной        среды,        соответствующей

возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  • Формирование представлений о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;

  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • Ознакомление детей с историческим прошлым и настоящим родного

края;

  • Ознакомление с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.

  • Привлечение родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Подходы к формированию Программы:

Культурно-исторический. Понятие «развитие» – максимально должно быть в зоне ближайшего развития, при этом важным дидактическим принципом является развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

Важными условиями развития является учет социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка.

Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, которая формируется постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, в конечном итоге он действует самостоятельно.

  • точки зрения Л.С. Выгодского и В.В. Давыдова, ребенок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка.

Личностно-ориентированный  подход,   означает  переход  от   учебно-

дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия, суть которой заключается в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие

5

индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Ожидаемые результаты - расширение "степеней свободы" развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Личностно-ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения

  • ними планомерной педагогической работы.

Принципы к формированию Программы:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

6

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

  • принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Родной город», «Моя малая родина», «Традиции родного края» «Растительный и животный мир Красноярского края»», и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.

Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность).

Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет

  • детей  дошкольного  возраста  от  4  до  7  лет  достаточно  развита  речь,  они

свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются

7

элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.

Детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.

1.2.        Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.

Целевые ориентиры освоения Программы

Раздел

Средняя и старшая группа

Подготовительная группа

1. Родной край

Имеют

представления

о

Имеют представления о погоде,

погодно

климатических

сезонных изменения в природе,

и сезонных

изменениях

в

погодно – климатических

природе

Улан-Удэ

и

особенностях. Знают элементарные

республики

правила экологически грамотного

поведения в природе.

2. Город

Знают

социокультурные

Знают

социокультурные

учреждения

учреждения

города,

города, историю   возникновения   и

краткую

историю

развития    родного    города, могут

возникновения и развития

показать   город   на   карте.   Имеют

своего

города.

представления о геральдике.

Ориентируются

на

карте

города.

3. Население

Знают

некоторые

Могут назвать малочисленные

народности,

населяющие

народности, знают особенности быта,

республику.

Имеют

обычаи, праздники, традиционные

представления об их быте

занятия. Имеют представления о

и условиях проживания.

национальной одежде.

4. Традиции

Знают

сказки,

легенды,

Имеют

представление

о   народных

родного края

обычаи

народа.

Знают

промыслах, о народных традициях.

традиционные

занятия

Знакомы    с    фольклором (сказки,

коренного

населения,

загадки пословицы, приметы), знают

промыслы.

народные инструменты

8

5.

Знают условия

Знают

условия

произрастания

Растительный

произрастания растений,

растений и зависимость внешнего вида

мир

знают разнообразие

растений от условий и места обитания.

растений

Знают

разнообразие

растительного

мира:

-

лиственница,

клюква,

смородина.  Знают  лекарственное  и

промышленное  значение

растений  –

заготовка

ягод,

лекарственные

растения.

6. Животный

Знают условия обитания и

Знают условия обитания и зависимость

мир

приспособления

к   ним

внешнего вида животных от условий и

животных.

Знают

мест   обитания.   Знают   некоторые

обитателей

местной

особенности поведения и образа жизни

фауны.

животных.

Знают

разнообразие

животных.

9

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Задачи:

1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

  1. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

  1. Формировать представления о профессиях и занятиях людей. Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме организованной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

Связь с образовательными областями

Образователь

Задачи

ные области

Познавательное

- дать представление о климатических условиях, природных

развитие

ресурсах, растительном и животном мире;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного

города (достопримечательностями, памятниками города, его

первооткрывателями);

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно

-   знакомить  с  культурным  наследием,  развивать  интерес  к

эстетическое

местным традициям и народным промыслам;

развитие

-учитьсоздаватьхудожественныеобразыприроды,

растительного   и   животного   мира   в   различных   видах

продуктивной деятельности.

Социально-

-  воспитывать  любовь  и  привязанность  к  «малой  Родине»,

коммуникативное

уважение к традициям и культуре родного края

развитие

10

Физическое развитие        - развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы народов Бурятии.

Речевое развитие        - развивать культуру речи,

  • знакомить с писателями, их творчеством;

  • формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы).

Направления работы по ознакомлению с родным краем

  • средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – Улан-Удэ. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.

Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.

Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими край; их национальной одеждой, традиционными занятиями, с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.

  • старшей группе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.

Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями края, бытом, традициями, условиями проживания.

Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов (сказки, легенды, пословицы, загадки). Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой» Республики Бурятия».

  • подготовительной группе продолжается работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о климатических и географических особенностях края, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов края, их достопримечательностями, геральдикой.

Много внимания уделяется растительному и животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) - особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

При реализации Программы используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:

11

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, природой;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества).

заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций

  • знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, связанной с восприятием музыки;

игра на музыкальных инструментах;

упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;

танцы;

занятия различными видами деятельности: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, тренирующие;

физкультминутки.

При реализации приоритетных направлений деятельности, используются формы работы, с детьми дошкольного возраста:

12

квест  это игра разного уровня сложности для всех возрастов (квесты - головоломки, приключения). Квест, как игра помогает детям мыслить, думать, находить выход из сложных ситуаций; развивает смекалку и догадливость;

час игры - это время, отведенное в плане образовательной деятельности, которое не навязывается искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется, для: самостоятельной игры, проявление инициативы, выбора детей в центрах активности;

творческая мастерская - предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.;

Сенсорный и интеллектуальный тренинг - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи;

авторская выставка - это презентация персональных достижений участников образовательных отношений;

музыкальный салон «Волшебная флейта»  форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале;

музейная педагогика  интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы

способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

При реализации Программы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, используются следующие формы работы:

гимнастика для глаз, ортопедическая гимнастика, психогимнастика, а также могут использоваться и другие формы работы, обеспечивающие реализацию индивидуальных потребностей каждого ребенка.

При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:

информационно-рецептивный, который позволяет сократить путь передачи информации;

репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;

13

проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;

эвристический метод (частично-поисковый), где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:

демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);

визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);

естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

реальные (существующие) и виртуальные (не  существующие, невозможные) и

др.;

С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, используются средства, направленные на развитие деятельности детей:

двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

игровой (игры, игрушки);

коммуникативной (дидактический материал);

чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);

музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

1.1.        Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование   с   целью

выявления

сентябрь

воспитатели

уровня

осведомления родителей о

 дополнительных услугах

Оформление  информационного  стенда:

В течение года

воспитатели

памятки, буклеты

Оказание

консультационной

поддержки

В течение года

воспитатели

14

родителям

в

вопросах

ознакомления

детей с родным краем

Помощь

родителям

по

созданию

В течение года

воспитатели

предметно - развивающей среды в семье

Совместный

просмотр

презентаций   и

Декабрь

воспитатели

видеороликов   по   тематике   вместе   с

январь

родителями

Участие    в    совместных    праздниках,

В течение года

воспитатели

выступлениях, конкурсах

Создание мини – книг, макетов по темам

Февраль - май

воспитатели

1.2.        Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ

Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель.

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Игры родного края

В течение года

Развлечение «Игры нашего двора»

воспитатели

Продуктивная деятельность по мотивам

В течение года

воспитатели

устного народного творчества народов

республики.

Выставка детского творчества

Природа республики ,растительный и

В течение года

воспитатели

животный   мир,   культура   и   быт

март - май

народов.

Выставка макетов

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы

3.1. Материально-техническое обеспечение программы Материально-технические условия реализации Программы соответствуют

требованиям:

  • определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

  • к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

  • оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

  • к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

15

3.2.   Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

Технические

Магнитофон,   музыкальный   центр,   мультимедиапроектор.

средства

Наборы аудио и видео- дисков, презентации.

обучения

Мини – центр

Сменные выставки:

«Мой

любимый

«Город, где живет надежда»,

край»

«Животный и растительный мир края»,

«Профессии  родителей»  -  с  рассказами  и  рисунками

детей

Макеты:

«Моя родина – Улан-Удэ»

«Достопримечательности города»

Центр краеведения

Красная  книга  Бурятии

Художественная литература (сказки, рассказы, легенды)

Изделия народных промыслов

«Игры родного края»

3.3.        Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды

Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:

  1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

- двигательную активность;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

  1. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

  1. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

  1. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

  1. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

  1. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

16

Примерное содержание предметно-развивающей среды

при ознакомлении дошкольников с родным краем

Старшая группа

Подготовительная группа

Карта Республики Бурятия

Карта России

Альбом

с

изображением

Карта Республики Бурятии

национальных костюмов

Глобус

Гербарий растений

Альбом «Мой край»

Фотоальбом

«Наш

   Альбом «Животные Республики Бурятии»

любимый город»

   Альбом «Растения Республики Бурятия»

Картотека

дидактических

   Гербарий растений, природный материал

игр

Книги

поэтов и писателей края детской тематики        

Атрибуты для подвижных

игр

   Альбом «Город, где живет надежда»

Материалы

для

   Картотека дидактических и подвижных игр.

творческой

деятельности

(природный

материал,

   Атрибуты для подвижных игр

   Материалы для творческой исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и т. д).

кусочки

меха,

бисер,

пластилин и др.)

Художественная литература (сказки, рассказы, легенды).

  1. Краткая презентация Программы

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МАОУ «СОШ №63 г.Улан-Удэ» предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе.

Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для

дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2009. -224 с.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Князева О.Л., Маханева М.Д

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ «Сфера, 2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»).

5. З.Б. Лопсонова, Г.С. Малунова «Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят»У-У. Бэлиг 2006г

6. Д.Д. Модогоева «Амар сайн, ухибууд» У-У. Бэлиг 2002г.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»

Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...