«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Проект «Судьба земли родной в наших руках»
проект (старшая группа) на тему

Соколова Марина Александровна

Проект "судьба земли родной в наших руках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                 Краснологская средняя общеобразовательная школа                                 структурное подразделение «Детский сад»

Каширского муниципального района

Воронежской области

                                                     

               

«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Проект «Судьба земли родной в наших руках»

 

Подготовила  воспитатель:  Соколова М.А.

2017год

Срок реализации проекта 1 год (сентябрь 2016 года- сентябрь 2017 года)

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Направленность:

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег.

В.А.Сухомлинский

В условиях кризисного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. Мы все хотим видеть наших детей здоровыми и счастливыми, для этого нужно заложить духовно-нравственные основы.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Президент РФ В. В. Путин.

Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Россия, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Актуальность. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, суицида молодых людей, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, все это нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.

Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогами, священнослужителями и родителями.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоническое формирование личности. Судьба ребенка в будущем зависит от того, что он знает, что он любит, что он может.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.                                                                                                                                          

Задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

- через изучение национальных культурных традиций воспитывать любовь к Родине;

- формировать главные качества характер: волю, трудолюбие, уважение к родителям и другим людям;

- ориентировать семью на духовно - нравственное воспитании детей.

 -познакомить детей с основными православными праздниками.

Формы занятий:

Экскурсии в храм, беседы, наблюдения, рассматривание произведений иконописи,  тематические занятия, итоговые занятия, изготовление пасхальных и рождественских поделок, музыкальные развлечения.

Участники проекта

- воспитатели;

- дети в возрасте от 3 до 7 лет;

- родители (законные представители);
-социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

 Наглядно-действенный метод  используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»),  и др.

Работа с родителями.

Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

- беседы

-консультации

- родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения,

-экскурсий, родителей и детей.

 

Ожидаемый результат:

-к концу учебного года дети должны знать нравственные нормы поведения, делать выводы придерживаться их; иметь представления о святых и их подвигах; о защитниках Руси, о наиболее почитаемых православных праздниках, отличать их, знать стихи.

- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей, служителей церкви;

- помощь семье в формировании личности ребенка на основе приобщения к традициям православной культуры;

- воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;

- бережное отношение к окружающему миру.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

  «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

    Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, жестокости, алчности, суицида молодых людей, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, все это нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.

   Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.

    Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                 Краснологская  средняя  общеобразовательная  школа   структурное подразделение «Детский сад»   находится  с.Красный Лог, Каширского района.

    Наше село основано в 1765 году. И в 1765 году была построена деревянная Троицкая церковь. А в1871 началось строительство каменного Успенского храма, которое длилось 30 лет. В 1953 году храм стали разбирать на строительство ферм в колхозе. В 1967 году был снят последний крест, с главного купола.

    Добро – это основа человека, его стержень, стремление и вера. Добро наполняет человеческую душу счастьем. Участие в восстановлении, реставрации или строительстве храма — лучший способ сделать доброе дело.

    Жители села решили восстановить храм. Весной 2008 года начались первые работы по восстановлению храма. Наша школа и храм взаимодействует в области духовно-нравственного воспитания.

    Взаимодействие с местным храмом поможет "вырастить" в детях интерес к традициям нашего народа и реализовать нравственно - духовное воспитание дошкольников.

Наши задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам;

- через изучение национальных культурных традиций воспитывать любовь к Родине;

- формировать главные качества характера: волю, трудолюбие, уважение к родителям другим людям;

- ориентировать семью на духовно- нравственное воспитании детей.

-познакомить детей с основными православными праздниками. 

    Традицией стало проведение православных праздников в Храме и на базе детского сада с приглашением настоятеля храма и приходского совета  храма, пожилых и одиноких жителей нашего села.

  Самые любимые детские праздники: Рождество, Пасха проходят совместно с родителями, настоятелем храма - иереем Виктором Васильевичем Рындиным. Предварительная подготовка к праздникам: экскурсии в Храм, беседы с воспитанниками и их родителями, изготовление пасхальных и рождественских поделок, тематические занятия, изготовление костюмов, разучивание стихотворений, песен, танцев.

    В нашем детском саду прошла акция «Несём добро». В рамках акции состоялся благотворительный концерт. Были приглашены:  настоятель храма и приходской совет храма, пожилые и одинокие жители нашего села.

    Таким образом, мы показали им, что они не одиноки, что о них помнят.

    Целью данного мероприятия было создание условий для формирования социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников.

В храме прошли «Рождественские встречи».

Все это объединяет  детей, педагогов, родителей и жителей нашего села.

Жители села благодарили детей, педагогов, говорили о большой пользе таких встреч.

     По благословлению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках традиционной пасхальной акции «Благодатный огонь в сердце каждого» проводится выставка детских рисунков на тему «Пасха Христова». Наше структурное подразделение приняло участие в этой акции. Были выполнены совместные работы воспитанников и их родителей (законных представителей) и отправлены на выставку в Сити-парк «Град», которая будет проходить на Светлой седмице.

      Идёт подготовка к празднику «Светлая Пасха», который пройдёт в нашем храме в апреле, где будут приглашены инвалиды, пожилые и одинокие жители села Красный Лог. Воспитанники делают поделки своими руками, которые  подарят гостям праздника.

     Наша цель - воспитывать будущих созидателей мира. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Будут достойными гражданами своей родины.

Добро нас греет и ласкает,
Его в избытке не бывает...
Добра чем больше отдаёшь,
Оно тем больше прибывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Проект: «Моя Родина-Россия!»

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура,...