Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Епифанова Светлана Юрьевна

 

Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста в мини-музее.

Епифанова С.Ю., старший воспитатель МБДОУ детского сада «Ивушка», г.Бор.

«О Волга!…Колыбель моя!

 Любил ли кто тебя, как я!»

Н. Некрасов “На Волге ”.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду для решения задач социально-нравственного, общекультурного и общеинтеллектуального воспитания используется музейная педагогика. Коллективом детского сада созданы такие мини-музеи, как «Хрустальный перезвон»- музей колокольчиков, «Куклы из бабушкиного сундука»- о первых куклах, «Русская изба», «Золотое кольцо Нижегородской области». Они выступали источниками обогащения знаний детей о быте русского народа, его традициях, искусстве. Наш детский сад в течение трех лет являлся экспериментальной площадкой по экологическому образованию детей. Поэтому перед коллективом была поставлена задача - создать такой мини-музей, который давал бы детям знания об истории малой Родины, ее природе. Наш поселок Октябрьский расположен на живописном берегу реки Волги. Большинство семей - семьи речников и поэтому жизнь многих детей связана с рекой: рядом с ней они живут, отдыхают, катаются на судах, наблюдают труд родителей.

Так возникла идея создания мини-музея «Главная улица России - река Волга».

В его создании приняли участие  педагоги, дети, родители. Сегодня наш мини-музей представляет собой комплекс из различных экспозиций:

1-я экспозиция: макет реки с указанными на ней городами, макет корабля, макет маяка, штурвала, морские узлы, спасательный круг. Она дает детям общее представление о теме.

2-я экспозиция: «Красота природы» - фото выставка о природе реки Волги: животные, рыба, птицы, леса, степи.

3-я экспозиция: «Хозяйственное значение реки»: рыболовный промысел, грузовые и пассажирские перевозки, туризм.

4-я экспозиция: «История пароходства». В ней представлена история судостроения. Детей знакомят с первыми судами, на которых использовался  бурлацкий труд; с самоходными судами, связанных с именем Ивана Кулибина и современными судами.

5-я экспозиция: «Мы - семья речников», рассказывает детям о труде членов их семей, профессиях, связанных с речным флотом. В этой экспозиции собраны фотографии, портфолио семейных династий, презентации на темы: «Люблю тебя, мой край родной», «По родным местам», «Путешествие  в Санкт- Петербург», «Любимые места отдыха», «Мама, папа, я - туристская семья», «Где бывали, что видали».

Таким образом, экспозиции охватывают различные аспекты, что позволяет сформировать у детей систему знаний о реке Волге, ее красоте, природном богатстве, значении для человека и всей страны; показать взаимосвязь человека и природы, воспитать бережное отношение к природе родного края.

 Материалы музея используют в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка»; в совместной и самостоятельной деятельности.

В группах разработан дидактический  материал: альбомы о реке, речных рыбах, профессиях речников, гербарий, картотеки загадок; представлены энциклопедии и художественная литература. Игровой материал представлен макетами, игровыми полями, игрушками для сюжетно-ролевых игр.

В рамках  темы «Малая родина» с детьми проводится экскурсии на зимнюю стоянку теплоходов, в ДК - музей, к судоремонтному заводу. В детском саду стало традицией проведение развлечения на День речника. Посиделки «На волжских просторах» устраиваются 20 мая – День Волги: дети читают стихи, поют песни, рисуют плакаты в защиту реки.

Работа мини-музея позволила нам не только расширить и уточнить знания детей об особенностях природы родного края, труде взрослых, но и повысить эффективность сотрудничества с семьей, укрепить семейные традиции и упрочнить контакты между членами семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Мини-музей как средство развития патриотических качеств детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными предс...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

мини-музей в ДОО нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего творческого уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи:Развивать...