Главные вкладки

    Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Епифанова Светлана Юрьевна

     

    Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mini-muzey.doc215 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эколого-патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста в мини-музее.

    Епифанова С.Ю., старший воспитатель МБДОУ детского сада «Ивушка», г.Бор.

    «О Волга!…Колыбель моя!

     Любил ли кто тебя, как я!»

    Н. Некрасов “На Волге ”.

    Вот уже несколько лет в нашем детском саду для решения задач социально-нравственного, общекультурного и общеинтеллектуального воспитания используется музейная педагогика. Коллективом детского сада созданы такие мини-музеи, как «Хрустальный перезвон»- музей колокольчиков, «Куклы из бабушкиного сундука»- о первых куклах, «Русская изба», «Золотое кольцо Нижегородской области». Они выступали источниками обогащения знаний детей о быте русского народа, его традициях, искусстве. Наш детский сад в течение трех лет являлся экспериментальной площадкой по экологическому образованию детей. Поэтому перед коллективом была поставлена задача - создать такой мини-музей, который давал бы детям знания об истории малой Родины, ее природе. Наш поселок Октябрьский расположен на живописном берегу реки Волги. Большинство семей - семьи речников и поэтому жизнь многих детей связана с рекой: рядом с ней они живут, отдыхают, катаются на судах, наблюдают труд родителей.

    Так возникла идея создания мини-музея «Главная улица России - река Волга».

    В его создании приняли участие  педагоги, дети, родители. Сегодня наш мини-музей представляет собой комплекс из различных экспозиций:

    1-я экспозиция: макет реки с указанными на ней городами, макет корабля, макет маяка, штурвала, морские узлы, спасательный круг. Она дает детям общее представление о теме.

    2-я экспозиция: «Красота природы» - фото выставка о природе реки Волги: животные, рыба, птицы, леса, степи.

    3-я экспозиция: «Хозяйственное значение реки»: рыболовный промысел, грузовые и пассажирские перевозки, туризм.

    4-я экспозиция: «История пароходства». В ней представлена история судостроения. Детей знакомят с первыми судами, на которых использовался  бурлацкий труд; с самоходными судами, связанных с именем Ивана Кулибина и современными судами.

    5-я экспозиция: «Мы - семья речников», рассказывает детям о труде членов их семей, профессиях, связанных с речным флотом. В этой экспозиции собраны фотографии, портфолио семейных династий, презентации на темы: «Люблю тебя, мой край родной», «По родным местам», «Путешествие  в Санкт- Петербург», «Любимые места отдыха», «Мама, папа, я - туристская семья», «Где бывали, что видали».

    Таким образом, экспозиции охватывают различные аспекты, что позволяет сформировать у детей систему знаний о реке Волге, ее красоте, природном богатстве, значении для человека и всей страны; показать взаимосвязь человека и природы, воспитать бережное отношение к природе родного края.

     Материалы музея используют в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка»; в совместной и самостоятельной деятельности.

    В группах разработан дидактический  материал: альбомы о реке, речных рыбах, профессиях речников, гербарий, картотеки загадок; представлены энциклопедии и художественная литература. Игровой материал представлен макетами, игровыми полями, игрушками для сюжетно-ролевых игр.

    В рамках  темы «Малая родина» с детьми проводится экскурсии на зимнюю стоянку теплоходов, в ДК - музей, к судоремонтному заводу. В детском саду стало традицией проведение развлечения на День речника. Посиделки «На волжских просторах» устраиваются 20 мая – День Волги: дети читают стихи, поют песни, рисуют плакаты в защиту реки.

    Работа мини-музея позволила нам не только расширить и уточнить знания детей об особенностях природы родного края, труде взрослых, но и повысить эффективность сотрудничества с семьей, укрепить семейные традиции и упрочнить контакты между членами семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

    Опыт работы по организации и создании мини-музея в ДОУ....

    Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

    Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

    Проблема духовного развития одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, которые выражаются в экологических, духовных,  нравственных переменах....

    Консультация для родителей "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

    В данном материале представлена консультация для родителей на тему: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Статья раскрывает особенности и значимость мини-м...

    Мини-музей как средство развития патриотических качеств детей дошкольного возраста.

    Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными предс...