Мини-музеи как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа)

Дунаева Зоя Александровна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._proekt_mini-muzei_kak_osnova.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мини-музеи как основа

нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

1. Сущностные характеристики представляемого инновационного опыта

Параметры информации

Содержание информации

1.1.

Тема инновации

Проект «Мини-музей как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

1.2.

Актуальность, проблематика, инновации

В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.

Но как бы не менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимы всегда! И, наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиции своей Родины, своего края.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Наш современник академик Лихачев Д.С. отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста, интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

1.3.

Основные проблемы реализации проекта

  • современные дети мало знают о родном селе, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям;
  • недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семьях;
  • отсутствуют четкие критерии оценки нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  • дети не посещают музеи г. Якутска.

Основная гипотеза проекта

Процесс формирования нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • расширять и пополнять экспозиции мини-музеев ДОУ;
  • разработать программу по музейной педагогике;
  • взаимодействовать с краеведческим музеем им. Е. Ярославского, с Национальным художественным музеем, музеем Управления образования г. Якутска, с модельной библиотекой «Библиополе» с. Маган.

Цель проекта – создание системы работы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

Задачи проекта:

  • разработка рабочей программы по музейной педагогике;
  • разработка методических материалов по музейной педагогике;
  • расширение и пополнение экспозиции мини-музеев ДОУ;
  • расширение и укрепление социальных связей с музеями и в социуме с. Маган.

Ожидаемый результат:

  • Педагоги:
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • расширение, пополнение, систематизация экспозиции мини-музеев ДОУ;
  • укрепление связей с краеведческим музеем им. Е. Ярославского, Национальным художественным музеем, музеем Управления образования г. Якутска и социумом с. Маган.
  • Дети:
  • формирование у детей знаний о истории с. Маган, традициях и обычаях предков;
  • формирование у детей гордости за своих земляков;
  • формирование устойчивого интереса к посещению музеев;
  • расширение музейной культуры у детей;
  • расширение словарного запаса по музейной терминологии.
  • Родители:
  • участие родителей в проектной деятельности по музейной педагогике;
  • реализация творческих способностей родителей;
  • участие родителей в сборе материалов для мини-музеев;
  • положительная динамика внутрисемейных отношений.

1.4.

Новизна представляемого инновационного опыта

Новизна заключается:

  • в разработке методических материалов по музейной педагогике с использованием интеграции образовательных областей;
  • в погружении детей в быт своих предков;
  • в познании детей истории своих семей.

1.5.

Практическая значимость представляемого инновационного опыта

  • разработка рабочей программы пол музейной педагогике;
  • разработка методических материалов по музейной педагогике;
  • накопление знаний у детей о малой Родине с. Маган, своих корнях.

1.6.

Материалы, отражающие инновационный опыт по музейной педагогике

  • программа по музейной педагогике;
  • перспективные планы и конспекты занятий по музейной педагогике;
  • каталоги мини-музеев;
  • рабочие программы по кружковой работе:
  • «Русская изба»;
  • «Якутское подворье».

1.7.

Социальное партнерство в рамках реализации инновационного проекта

Взаимодействие с краеведческим музеем им. Е. Ярославского, с Национальным художественным музеем, музеем Управления образования г. Якутска, модельной библиотекой «Библиополе» с. Маган.

1.8.

Перспективный план проектной деятельности (по этапам проекта)

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный (2016 г.)

Задачи этапа:

  • повышение профессиональной компетенции педагогов, вовлечение родителей в проектную деятельность;
  • расширение и пополнение экспозиций мини-музеев;
  • выявление степени готовности необходимых документов.

Деятельность педагогов:

  • мониторинг готовности педагогов к внедрению инновационной деятельности по музейной педагогике;
  • анализ подготовительного этапа;
  • разработка критериев оценки нравственно-патриотических качеств детей;
  • разработка инвариантных программ по кружковой работе:
  • «Русская изба»
  • «Якутское подворье»
  • создание рабочих программ в условиях проекта.

Деятельность детей:

  • вовлечение детей в проектную деятельность по музейной педагогике, вхождение в проблему совместных действий;
  • мониторинг знаний детей в начале инновационного проекта.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (ознакомление родителей с этапами вхождения в инновационный проект);
  • заседание родительского комитета: «Участие родителей в подготовке учреждения к реализации инновационного проекта»;
  • размещение информации о введении инновационного проекта в родительских уголках и на сайте ДОУ.

II этап. Практический (2017 г.)

Задачи этапа:

  • внедрение проектной деятельности по музейной педагогике в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Деятельность педагогов:

  • педсовет: «Обсуждение реализации проекта по музейной педагогике»;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов (посещение и проведение семинаров, консультации, прохождение курсов);
  • апробация программы «Мини-музеи, как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;
  • апробация инвариантных программ по кружковой работе:
  • «Русская изба»
  • «Якутское подворье»
  • индивидуальная работа с педагогами по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс;
  • сбор, накопление и систематизация информации.

Деятельность детей:

  • формирование специфических знаний, умений, навыков;
  • пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;
  • приобщение к процессу познания;
  • формирование устойчивого интереса к посещению музеев.

III этап. Обобщающий (2018г.)

Задачи этапа:

  • Разработка методических материалов по теме «Мини-музеи как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» через организацию проектной деятельности.

Деятельность педагогов и родителей:

  • организация и проведение круглого стола по итогам реализации проекта с приглашением заведующих ДОУ и сотрудников музея Управления образования г. Якутска;
  • подготовка аналитического материала по итогам реализации проекта;
  • анализ соответствия прогнозируемых (ожидаемых) и фактических результатов;
  • обобщение опыта работы, презентация проекта, публикация материалов;
  • защита проекта.

Деятельность детей:

  • мониторинг достижений (знаний и умений) дошкольников в области познания;
  • выставки детских работ, альбомов с фотографиями;
  • итоговые мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Мини-музей как средство развития патриотических качеств детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными предс...

мини-музей в ДОО нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего творческого уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи:Развивать...