Тема: « Путешествие по Югре» с ИКТ (дети 5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Змеева Вера Анатольевна

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о городах Югры, культуре, быте коренных народов Севера.
 
2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
 
3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю,  бережное отношение к природе родного края, уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Родничок» г. Советский»

Методическая разработка

Номинация: «Окружающий мир Югры».

Тема: « Путешествие по Югре» с ИКТ

(дети 5-6 лет)

Автор разработки:

воспитатель-эколог: Змеева В.А.,

2016 г.

Программное  содержание:
1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о городах Югры, культуре, быте коренных народов Севера.
 
2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
 
3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю,  бережное отношение к природе родного края, уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
 
Методы и приемы:
-метод витагенного опыта (жизненный опыт детей),

- активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима,  дикоросы, кисы, стойбище, малица), художественное  слово.

- практическая деятельность.

- подвижная игра.

- использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям,

-мультимедиа.
Предварительная работа:
экскурсия в  краеведческий музей, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материал:
Карта Советского района, округа, глобус,  чум, национальный узор, предметы ремесел , рыболовства, оленеводства, народно-прикладное искусство ханты и манси,
 
Х
од непосредственно- образовательной деятельности


Воспитатель: - Ребята, любите ли вы путешествовать? Давайте  отправиться в  путешествие, а где мы  побываем и как называется это место, мы узнаем ( во время путешествия)  в конце нашего путешествия.

Дети, чтобы во время путешествия у нас всё получилось  и было хорошее настроение нам нужно друг- друга поприветствовать.

1.сл.Солнышо

Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

 

И так в путь.
- Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.                                

Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?
 (Даю время для размышления)
 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как  же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.

Воспитатель: -  Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Воспитатель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина.

Сл.2-карта округа.

Родина Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто, вспомнит и назовёт место, край, где мы проживаем?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты – Мансийск.

Воспитатель: давайте погуляем по местам  нашегоокруга.

Сл. 2,3,4 приз.округ.

Воспитатель:-Почему наш округ получил такое название?

Воспитатель: Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово «хант» - в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как. (люди) . . Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна  многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Газ и нефть – это главное богатство Югры.

Я хотела бы вам показать какая она нефть. Посмотрите. Что можно сказать о нефти.

Дети- нефть густая жидкость, чёрного цвета.

Воспитатель: Из переработанной нефти делают бензин, пластмассу и много других полезных вещей ипредметов необходимых для  нашей жизни.

Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?
Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Сл.5,6,7,8 .Работа нефтяников.


Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.
 
Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России. ХМАО расположен в центральной части Западно- Сибирской равнины.

 Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер.

Сл.9

 По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа.

 Как они называются? (Обь и Иртыш).

(слайды рек Оби и Иртыша)

Воспитатель: - Много разных городов и районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.

Воспитатель: Какие знаете вы?

Дети: Урай , Сургут, Нягань.

Как называется наш район(место, где живём мы, где на дом)?
Дети: -г.Советский ,Советский район.
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Советский  район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?

(Дети показывают Советский район)


Сл.10Сов. район карта.

Воспитатель:- А сейчас побываем в местах нам хорошо знакомых.                    
- Если мы живём в городе Советский Как называются его жители?

Дети:(Советский, советчане)

Сл.11,12,13.Советский.

-Что интересного вы можете рассказать о своём городе?

-Какие посёлки нашего района вы знаете?

(Просмотр фрагмента фильма «Советский район»,  рассуждения детей, комментарии воспитателя).

Отправимся путешествовать по городам нашего округа.

-Какой самый близкий город?

-Город Югорск самый близкий наш сосед.

Сл.14  Югорск

 Города Югорск,

Сл.Нягань, Урай,Сургут.

Сл.15,16,

Город Нягань- находится окружная больница.

Урай- город нефтяников. Сургут.

В округе много и других больших и не очень, сел и городов. Я думаю когда вы подрастёте вы побывайте в этих городах и сёлах. Мы  уже знаем, что своему названию наш округ обязан народам ханты и манси и основным занятием х является оленеводство

Подвижная игра: «Важенка и олени»

Сл.17Стойбище

-Давайте заглянем в гости к оленеводам, а доберёмся мы к ним на оленьей упряжке, посмотрим чем они занимаются, как живут.

Имитация поездки на оленьей упряжке.

Вот мы и добрались до стоибища, то место где остановились оленеводы.

 Воспитатель: - А что такое чум?
Дети: - Это жилище ханты и манси.

Воспитатель: Чем чум отличается от домов в которых живем мы?


Дети: В нашем городе построены кирпичные, деревянные дома.

 Воспитатель:Чумсобирается из шкур оленя, его удобно собрать и перевозить с места на другое, оленеводы пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Как называетсяэто место?

 Дети: стойбище.

Из чума выходит хозяйка.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть, я хозяйка этого чума. Меня зовут Тайсья Воспитатель: Здравствуй хозяйка! Мы путешествием по нашему краю и так как ханты являются коренными жителями нашего округа, дети хотели бы познакомиться  с тем как они живут.

Таисья: Ребята я думаю вы сами  расскажите о том, чем занимаются ханты и мансиесли
рассмотрите предметы быта, продукты питания, одеждухантов и манси.

Рассматривают предметы быта, делают выводы.

 Дети: - Занимаются хотой, оленеводством, ловят рыбу,  сбором дикоросов из оленьей шкуры шьют одежду.
Воспитатель: - Что такое дикоросы?
Дети: - Это грибы и ягоды.
Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?
Дети: - Дико растут.

Воспитатель:- Ребята смогли ли народы севера прожить без оленей?

Дети:   Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тайге людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая.  

Таисья: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый.  Женщины народов ханты и манси, когда шили одежду для всей семьи, они украшали её специальным орнаментом, который соответствовал тому животному, которому они поклонялись. Орнаменты бывают разные  они означают: оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зуб.

 Сл.

Таисья: Дети так как у меня много работы я попросила бы вас о помощи, украсить мой чум орнаментом. Нужно  узор наклеить по краям  чума, чтоб было аккуратно и красиво  орнамент нужно прикрепить ровно.

Украшают  все вместе чум. Любуются своей работой.

Таисья: Спасибо вам ребята. За ваш труд, я вас благодарю идарю вам обереги, пусть они вас оберегают, и напоминают о нашей встрече.

Воспитатель: Спасибо Таисья. А нам нужно возвращаться в наш детский сад. Вернёмся мы на оленьей упряжке.

Воспитатель: Ребята как называется  край по которому мы путешествовали.

Как можно назвать наше путешествие?

  Ребята, что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?

 Что вам понравилось?

В следующий раз мы отправимсяпутешествовать по лесам Югры.

А сейчас Аня расскажет стихотворение нашего земляка В. Волковца  «Югра»

       Исконно щедра и добра

       И в помыслах искренна.

      То хвойно- спокойна Югра

       То истово-лиственна.

       Болотно- озёрная ширь,

       Медвежьи урочища…

        В семье твоей дружной,

       Сибирь, нет радостней дочери.

       Врастая  корнями судьбы

       В глубине кровное

       Раскинулось древо Оби

       Твоё родословное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие" группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни

Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Нижневартовскацентр развития ребенка - детский сад № 44 "Золотой ключик"       Конспектитогового занятияпо познават...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» Тема: «Путешествие по ЮГРЕ» для детей подготовительной группы

Расширять представления о родном крае, знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа....

Тема: «Красная книга Югры» с ИКТ (дети 6-7 лет)

Закладывать основы экологической культуры у дошкольников....

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента на тему: «Путешествие по Югре» в средней группе.

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента в средней группе....

Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

Конспект путешествия по карте по теме «Путешествие по городу Тольятти» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....