Авторская программа дополнительного образования «Я ЛЮБЛЮ СМОЛЕНСК»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
«Я люблю Смоленск» региональная программа дополнительного образования, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей посредством формирования интереса к родному краю, его истории, природе, культурным традициям Смоленска.
Программа интегрируется с основной общеобразовательной программой ДОУ, является ее вариативной частью в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 76 «ЗВЁЗДНЫЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Авторская программа дополнительного образования
«Я ЛЮБЛЮ СМОЛЕНСК»
Смоленск
2015
Авторский коллектив:
Н.В.Щербакова- заведующий МБДОУ; С.С.Шаламова- старший воспитатель: Н.В.Телеш, Н.С.Шалимова,Е.М.Мариц,Н.Н.Боченкова,И.Г.Жигалова
«Я люблю Смоленск» региональная программа дополнительного образования, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей посредством формирования интереса к родному краю, его истории, природе, культурным традициям Смоленска.
Программа интегрируется с основной общеобразовательной программой ДОУ, является ее вариативной частью в соответствии с ФГОС ДО.
Пояснительная записка
Содержание образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 76 «Звёздный» города Смоленска, предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе - задачи формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Рассмотрев объем образовательной программы по нравственно-патриотическому воспитанию, встала задача, как, не перегружая детей непосредственно организованной деятельностью, сделать данную задачу программы не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Творческий коллектив ДОУ разработал программу дополнительного образования “Я люблю Смоленск ” .
По содержанию работы – краеведческая, по концептуальному решению – поликультурная, сочетающая в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы, направлена на разностороннее развитие дошкольников.
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми» (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И.Непомнящая),по видимому, связанных и с его национальной принадлежностью.
Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (СК.Рошин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (МСДжунусов. И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.
Дополнительная программа “Я люблю Смоленск ” включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого материала в работе с дошкольниками. Программа направлена на духовно-нравственное , экологическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка с рождения.
С целью преемственности работы с МОУ СОШ №9 (85% детей посещают данное ОУ) при разработке программы авторы взяли за основу концепцию программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» используемую в школе, доработав ее с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста,
Дополнительная программа «Я люблю Смоленск » является парциальной и разработана с учетом основных документов образования:
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
- ФГОС ДО;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г. № 91.);
- Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №76 «Звёздный» разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с
6 до 7лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в мероприятиях запланированных в программе.
Концептуальной основой программы, является обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей с историей, культурой и природой родного края.
Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л,С .Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев. С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.).
Поэтому в основу системы работы по программе «Я люблю Смоленск» легли следующие направления работы:
- Эколого-краеведческое
- Нравственно-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Художественно-эстетическое
Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных краеведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других. Например, такое универсальное средство, как природа, традиционно используют при решение групп задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. В нашей программе это средство дополнительно используют при решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Целью программы является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко - национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому. настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к окружающим.
Основные задачи программы:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину
- Содействовать в освоении детьми социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Сформировать представления о том - чем славен родной край.
- Воспитание уважения к национальной самобытности и традиционным ценностям.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
Регионализация патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели патриотического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность.
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Целостность
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Социальные идеи.
Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы. Педагогические идеи
В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясишев)развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).
Системность
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания, "Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружаюшему миру.
Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе
Интергации
Программа строится с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Стимулирование активности.
Важным этапом патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач; сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах.
Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентации
В соответствии с ФГТ образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, чтения) через:
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и взаимодействие с семьями детей.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Формы организации совместной образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:
- -экскурсии по улицам микрорайона, в природу;
- -рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;
- -беседы;
- -чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;
- -просмотры диапозитивов, фильмов;
- -встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;
- -занятия с представителями социума: музеев и других культурных центров города;
- -игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
- -создание альбомов, макетов и др.;
- -проектная деятельность,
- -познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;
- - викторины;
- -создание коллекций и их оформление;
- -оформление выставок;
- -продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- -слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;
- -развлечения, праздники и др.;
- -участие в праздниках, фестивалях, конкурсах.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от тематического планирования воспитательно-образовательной работы, контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от квалификации педагога.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по возрастным категориям:
1-й год - старшая группа;
2-ой год - подготовительная группа.
Проводится совместная деятельность из расчета 1 мероприятие в неделю: старший: 5-6 лет-25 минут; 6-7 лет-30 минут во вторую половину дня.
Условия реализации программы.
Для организации работы по оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ создана инфраструктура, которая является условием для воплощения идейного содержания ООП ДОУ и данной программы в частности и оказывает влияние на ее результаты.
Макросреда: музыкальный и спортивный зал, методический кабинет ( детская библиотека), зимний сад, мини-музеи, центр патриотического воспитания «Мой Смоленск», уголок по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности.
Микросреда: В групповых помещениях выделено место для краеведческих уголков, оснащенных материалами, накопление и обновление которого идет в течение всего года в соответствии с тематическим планированием воспитательно-образовательной деятельности.
Это позволит детям выбирать занятия по интересам: рассматривать иллюстрации, фотографии, слушать музыку, рисовать, конструировать, играть, экспериментировать и др., а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Материалы для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей:
- -книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы, аудиозаписи;
- -атрибуты старины: домашняя утварь, элементы костюма Смоленской губернии, изделия смоленских мастериц, смоленская игрушка, смоленская керамика и др.;
- -атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;
- -материалы для продуктивной деятельности;
- -карты, схемы, макеты;
- -постоянно действующая выставка: детского (совместно со взрослыми) творчества, изделий народных мастеров, материалов к памятным датам и др.;
- -уголок природы, гербарии, материалы для экспериментирования;
- -коллекции
Формы взаимодействия с родителями
- -разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня к историческим, памятным местам;
- -создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города (поселка) событий и их реализация;
- -участие в акциях по уборке скверов, парков, защите исторических памятников или памятных мест и др.;
- -организация совместных выставок, посвященных истории родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности, исторические памятники.
3. Проявление интереса к природе родного края , который находит отражение в макетах, детских рисунках, выставках поделок.
4. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных знаменитых людей , писателей и их произведения.
5. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
6. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.
7. Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
8.У детей развито чувство собственного достоинства как представителя своего великого народа.
9. У детей сформировано осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
Описание оптимального уровня овладения интегративными качествами
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
- Повышение уровня познавательного интереса детей к родному городу, его истории, культуре, природе.
- Активное участие в игровой деятельности, беседах, проявление интереса к общению со сверстниками и взрослыми по вопросам ознакомления с малой Родиной.
- Осознание ребенком нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям
- Эмоциональный настрой способствующий нравственному развитию детей.
Мониторинг результатов.
Беседа с детьми, опрос, наблюдение, игра.
Мониторинг детского развития | ||||||
Кружок : | ||||||
руководитель | ||||||
Имя , фамилия ребенка | Уровень развития | |||||
Познавательный интерес детей к родному городу его истории, достопримечательности, памятники. | Достаточно сформированы знания о культуре, традициях родного края; знаменитых людях Смоленщины , | Проявление интереса к природе родного края | Способность понимать важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям | Эмоциональный настрой способствующий нравственному развитию детей | Итоговый результат | |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Основной задачей является формирование представлений детей о географических особенностях Смоленского края. Содержание материала раскрывает темы: местоположение города, климат, расположение на карте России; природа ; символика города, даются представления об истории родного города, героях труда и ВОВ. достопримечательностях, социально-экономической значимости города. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Краеведческие знания, используемые на занятиях, прогулках по родному городу, кроме познавательного, всегда имеют и важное воспитательное значение, так как показывают нравственное и эстетическое богатство национальной культуры, способствуют формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа.
Содержание направления «Русская сторонушка»
( Нравственно-патриотическое воспитание)
Основные задачи программы старший дошкольный возраст:
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края путем предоставления первичных знаний о культурном наследии и духовных традициях города , области, о достопримечательностях , памятниках культуры.
- Способствовать формированию представления о том, чем славен родной город: боевыми подвигами смолян, выдающимися людьми, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве, науке и т.д.; трудовыми успехами .
- Расширить представления детей о профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
- Познакомить с традиционными народными промыслами, закреплять знание об искусстве как виде творческой деятельности людей.
- Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям через знакомство с малыми фольклорными формами, со сказками Смоленского края;
- Развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:
- Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, любознательность.
Тематическое планирование
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш город - ее часть. | Первые упоминания о Смоленске. | Развлечение «День рождение города» с использованием поэтических , музыкальных произведений, произведений искусства местных поэтов, художников, композиторов. | |
Октябрь | Смоленская крепостная стена. (Выставка рисунков “Древний Смоленск”.) | Символика нашего города. | Тайна имени твоего. | Моя семья. (Выставка рисунков “Семейный альбом для утёнка Тима”.) |
Ноябрь | Моя родословная. | Мое генеалогическое дерево | Мое генеалогическое дерево | Храмы Смоленска. |
Декабрь | Знакомство со сказками Смоленского края.“Как чистота красоту понесла на высоту. “ | Ремёсла наших предков. | Семейные и современные праздники. | Культурные заведения Смоленска. |
Январь | Традиции нашего народа.(Рождество) | Пришла коляда, отворяй ворота. | Красна изба. | |
Февраль | Как живут в деревне? Добрые избы. | Здравствуй, русская игра. (Игры: жмурки, мельница, прятки, цапки.) | Хороводы. | Как на масленичной недели. |
Март | Смоленские украсы. (О женских рукоделиях.) | Беседа «Национальная одежда коренных народов Смоленска». | Украшения Смолян (изготовление макетов украшений) | |
Апрель | Старинные улицы нашего города. | Первый космонавт Земли. | Встречаем пасху. | Скульптурные памятники Смоленска. |
Май | Голубь мира. | Памятные места войны 1941-1945 гг. г. Смоленска. | Отечественная война 1812г. | Диагностика. |
Основные задачи программы подготовительная к школе группа:
Расширять знания детей о своем городе, поселке, истории образования, достопримечательностях, памятных местах, прославленных земляках.
Познакомить детей с гербом Смоленска и своего города (главные элементы, их символика). Знакомить с местными событиями, интересными новостями
Расширять ориентировку в своем микрорайоне, поселке.
Привлекать детей к посильному участию совместно со взрослыми в общественной жизни своего города, поселка. Воспитывать любовь, привязанность, чувство сопереживания и сопричастности к людям, истории родного края.
Расширять знания о культурном наследии и духовных традициях города (села), области; о музеях, памятниках культуры. Дать знания элементарных правил поведения по охране памятников культуры нашего края.
Продолжать развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка.
- раскрывать яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров Смоленского края;
- показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия;
- развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;
Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости, любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам культуры.
Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, интерес к русским традициям.
Тематическое планирование (6-7 лет)
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | Диагностика. | Диагностика. | История родного города. | Развлечение “Путешествие по родному городу” с использованием поэтических , музыкальных произведений. |
Октябрь | Альбом рисунков “С чего начинается Родина”. | Символика нашего города. | Ф.конь. Смоленская крепостная стена | Парки и скверы в Смоленске. |
Ноябрь | Памятники моего города. | Выставка рисунков “Я люблю свой город”. | Смоленская керамика. | Старинная русская одежда. |
Декабрь | Русская изба. | Игрушки древних славян. | Смоленская вышивка. | Города Смоленщины. |
Январь | Коляда, коляда, отворяй ворота. | Знакомство с творчеством М.И. Глинки. | ||
Февраль | Смоленский поэт А.Т. Твардовский. | Смоленские поэтМ.В. Исаковский. | Чтение произведений И. Соколова – Микитова. | Заучивание отрывка из стихотворения А.В. Мишина “Родная сторона”. |
Март | Талашкино. | Масленица. | Сороки. | Посёлок Пржевальское на Смоленщине. |
Апрель | Необъятный космос. | Пасха. | Диагностика. | Диагностика. |
Май | Боевые подвиги смолян. | Улицы Смоленска. | Викторина “Люби и знай свою Смоленщину”. |
Содержание направления
Эколого-краеведческое
«Родной природы милый уголок»
Основные задачи программы старший дошкольный возраст:
- Формировать у детей элементарные представления о природных и географических особенностях Смоленской области. Познакомить с картой Смоленщины.
- Расширять и уточнять знания дошкольников о растениях родного края, птицах, диких животных и их повадках.
- Знакомить детей с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области.
- Формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни). Способствовать пониманию связи между поведением людей и состоянием природной среды Смоленщины.
- Стимулировать любознательность, познавательный интерес к природе Смоленской области.
- Воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.
Тематическое планирование
1 Неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | диагностика | диагностика | «Что мы знаем о нашей Родине?» | «Люблю тебя мой край родной» |
Октябрь | «Земля-Мать, умей за нее постоять» | «Природа в стихах Смоленских поэтов» | «Тайны леса» | «У природы нет плохой погоды» |
Ноябрь | «Комнатные растения в русской горнице и в наши дни» | Мониторинг | Мониторинг | «Как на нашей улице…» |
Декабрь | «Матушка-Зима» | «Животный мир родного края» | «Как строили избу» | «Растительный мир родного края» |
Январь | «Национальный парк Смоленское Поозерье» | «Лекарственные растения родного края» | «Красная книга Смоленской области» | |
Февраль | «Красная книга Смоленской области» | «Озера Смоленщины» | «Днепр» | «Без труда - не вынешь рыбку из пруда» |
Март | «Сороки» | Мониторинг | Мониторинг | « Пришла весна – Земля проснулась» |
Апрель | «Экскурсия в березовую рощу» | «Как рубашка в поле выросла» | «Лен любит поклон» | «Смоленский женский костюм» |
Май | «Как наши предки выращивали хлеб» | «Из истории русской кухни» | «Птицы Смоленской области и их охрана» | «Правила поведения в природе» |
Основные задачи программы (подготовительная группа)
- Углублять и конкретизировать представления детей о природных и географических особенностях Смоленской области. Учить использовать для ориентировки на местности простые картосхемы. Продолжать знакомить с различными картами (район, область).
- Формировать представления детей о реках, водоемах нашей области, учить находить их на карте Смоленской области.
- Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада; о диких животных, птицах, характерных для нашего региона.
- Продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Дать представление о необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных родного края, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет.
- Упражнять в умении собирать коллекции природного материала, характерного для нашего края, учить классифицировать и обобщать их по различным признакам.
- Познакомить с деятельностью людей по охране памятных мест природы родного края. Привлекать к участию в экологических акциях, праздниках, проводимых в области, районе, городе, ДОУ.
Тематическое планирование
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | диагностика | диагностика | географические особенности смоленского края | «осенняя природа родного края. |
Октябрь | Водоемы нашего края. | Реки Смоленской области. | Растения хвойных лесов. Экспериментирование с хвойными деревьями. | Растения лиственных лесов |
Ноябрь | Грибы нашего края | Разнообразие животного мира нашей области. | Насекомые Смоленской области. | Животные озер, рек. |
Декабрь | «Зимушка-зима» | «Живет ли воробей в неволе?». | «Почему зимой птицы прилетают к жилищам людей?». | Редкие растения, птицы и звери нашего края, меры по их охране. |
Январь | Охраняемые природные территории: природные заповедники, памятники природы, национальные парки и др. | Правила поведения в природе. | Экспериментирование с природными материалами, характерными для Смоленщины | Птицы нашей области. |
Февраль | «Кто живет на лугу?» | «Что растет на лугу?». | «Звери наших лесов». | «Люблю тебя мой край родной» |
Март | Экспериментирование (с птицами) «Кто что любит». | Экскурсия в березовую рощу. | «Пришла весна земля проснулась» | «Берегите хлеб- наше богатство». |
Апрель | «Лекарственные растения Смоленского края». | «С лукошком в зеленую аптеку». | Диагностика | диагностика |
Май | «Красная книга Смоленской области» | «Красная книга Смоленской области» | «Растения нашего микрорайона». | Викторина «Знаешь ли ты свой родной край». |
Литература
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края.- Смоленск: Русич,2004
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - СПб., 1996.
- Красная книга Смоленской области.- Смоленск: СГПИ, 1997
- Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. — М., 1985.
- Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. — М., 2003.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М., 1999.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М., 2003.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Домашние животные. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Животные средней полосы, — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Насекомые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Фрукты.-М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Цветы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Ягоды лесные. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Ягоды садовые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Серия «Рассказы по картинкам»
Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
В деревне, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о проделанной работе по реализации авторской программы дополнительного образования"Свет православия"
Подведены итоги работы детского сада по духовно - нравственному воспитанию...
Аналитическая справка о проделанной работе по реализации авторской программы дополнительного образования"Свет православия"
Подведены итоги работы детского сада по духовно - нравственному воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-1352198-1633575844.jpg)
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-667593-1442389801.jpg)
авторская программа дополнительного образования детей "Калейдоскоп"
Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приоб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-571825-1454349861.jpg)
Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1355582-1636810637.jpg)
Программа дополнительного образования "Я люблю родной свой край"
Программа дополнительного образования для старших дошкольников...