авторская программа дополнительного образования детей "Калейдоскоп"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Костина Наталья Николаевна

Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приобретения опыта творческой деятельности. На этом этапе обучения чаще меняются темы, материалы, инструменты, технологии, с тем, чтобы поддержать у ребенка интерес к обучению. Темы заданий для детей строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kaleydoskop.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЛИЦЕЙ № 67 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Калейдоскоп»

Возраст обучающихся: 5-7  лет

Срок реализации: 2 года

      Автор: Костина Наталья Николаевна

  1. Пояснительная записка

        Современные методики детского художественно-эстетического образования органично сочетают в себе элементы обучения с развитием полимодальных творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

        Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приобретения опыта творческой деятельности. На этом этапе обучения чаще меняются темы, материалы, инструменты, технологии, с тем, чтобы поддержать у ребенка интерес к обучению. Темы заданий для детей строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы.

         Освоение материала может происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография). Формы обучения разные: это и индивидуальные, и коллективные работы, которые создаются за одно или несколько занятий.

        Все задания варьируются и меняются местами. Программа не ограничивается творческими поисками и находками только преподавателя, но и является определенным стимулом к собственному творчеству учащихся.

        Для полноценного художественного развития детей в программе «Калейдоскоп» введено общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.

        В программе выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры. Экологический подход к индивидуальному развитию ребенка с точки зрения восприятия и деятельности, по мнению Л. Савенковой, соответствует и дошкольному возрасту как первый уровень интеграции. Экологический подход является одним из составляющих целостного интегрированного подхода к обучению.

        Программа опирается на интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства. На наш взгляд, интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации урока, занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию.

        Интеграция в обучении предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов. Интегративные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук, использование индивидуального опыта реальной жизни, что в дальнейшем выражается в формах практической художественной деятельности детей.     

        В дошкольном возрасте интеграция имеет своей целью развитие, в первую очередь, пространственного воображения и сенсорно-чувственной сферы ребенка через многообразные формы его вовлечения в процесс творчества. Сфера эмоций в дошкольном возрасте играет главную роль в развитии творческой деятельности. Одной из основных черт детей дошкольного возраста является их обостренная эмоциональная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на органы чувств, т. е. цвету, свету, форме, звуку, ритму.

        Воспитанники этой возрастной категории отличает чуткость к образно-эмоциональному началу, живая реакция на разнообразные задания, образные по содержанию. Следуя теориям А. Бакушинского, Л. Выготского, П. Блонского, можно утверждать, что каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определенному виду искусства. Для дошкольников характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению.

        Для детей рисунок в изобразительной деятельности выступает как рассказ. Главную роль имеют внешние формы: украшение, костюмированность, реальная пластика, лепка движения и формы, протяженность в повествовании. У детей 5-7 лет доминирует сюжетная основа в разных видах художественной деятельности.

        Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов определяет актуальность освоения изобразительного искусства в системе дошкольного образования.

        В дошкольном возрасте обучение художественной деятельности эффективнее всего происходит через игру. Поэтому все занятия проходят в форме игры. Элементы игры помогут воспитанникам погрузиться в творчество и вызовут радость от участия в художественной деятельности.

        Занятия различными искусствами на основе изобразительного искусства, объединенные одной темой, позволяют детям на занятиях наиболее полно усвоить материал и активно участвовать в процессе освоения культуры и в художественном творчестве.

        Занимаясь по программе «Калейдоскоп», дети смогут попробовать реализовать себя во многих видах пластических искусств, а затем представить свои работы на общих мероприятиях, организуемых в ДОУ.

        Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение изобразительной грамотности побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.

        Задания являются примерными, расположение тем можно менять, также возможно составление преподавателем своих творческих заданий на основе предложенных.

        Цель: Воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного искусства.

        В процессе приобщения детей к искусству в дошкольном учреждении решаются следующие задачи:

  1. формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально-ценностного отношения к миру;
  2. формирование творческой активности в различных видах художественной деятельности;
  3. формирование знаний, умений и навыков как инструментария в решении содержательных (выражение отношения) и творческих задач, связанных с созданием детьми посильного художественного образа.

Приоритетной является первая задача, решение которой обеспечивается двумя другими.

Задача формирования нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально-ценностного отношения к миру связана с формированием у детей способности:

  • радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях (растительный и животный мир, предметный и социальный мир, мир искусства), видеть, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета, элементов украшений в природе и предметном мире, созданном человеком;
  • воспринимать образы природы, предметного мира как нечто живое — одушевленное, одухотворенное; сопереживать, проявлять ко всему заботливое, доброе, чуткое, внимательное отношение и выражать его через слово, мимику, пластику тела и в практических художественных видах деятельности;
  • открывать для себя красоту в привычном, обыденном, неприметном на первый взгляд; эмоционально воспринимать разнообразные художественные материалы, радостно и увлеченно работать с ними, замечая красоту цветовых переливов, выразительность разнообразных по характеру и толщине линий, объемных форм и т. д.;
  • эмоционально включаться в творческую игру, в живой процесс проживания рассматриваемых на занятии образов через уподобление им, т. е. «входить в роль», быть кем-то (сильным или беспомощным деревом, грустным или веселым цветком и т. д.);
  • радостно включаться в различные виды и формы художественно-творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные), переживать состояния эмоционального удовлетворения от совместных действий и результатов творческого труда;
  • радоваться встрече с произведениями искусства, обращать внимание на красоту форм, сочетания цветов, выразительность и неповторимость образов.

Задача формирования творческой активности (наблюдательности и фантазии) связана с формированием у детей способности:

  • живо, творчески включаться в процесс восприятия, созерцания, наблюдения, всматривания; находить подходящие слова-краски, слова-образы для выражения собственного отношения к воспринимаемому;
  • проявлять творческую фантазию и выдумку в импровизационно-пластических играх (игры-уподобления, игры-перевоплощения), а также в занимательных играх;
  • использовать зрительные, игровые впечатления, собственную фантазию в процессе выполнения творческих заданий, связанных с созданием выразительного образа;
  • проявлять самостоятельность и оригинальность в разных видах тожественно-практической деятельности;
  • проявлять заинтересованное отношение к работам своих товарищей, уметь давать им посильную оценку, отмечая в них наиболее интересные решения и выразительные моменты.

Задача формирования художественных знаний, умений, навыков.

Знания — это не однозначные ответы и суждения, усвоение детьми чисто внешних признаков искусства (например, видов и жанров изобразительного искусства, имен художников, названий картин и т. п.). Все это имеет определенное значение, но не является главным.

Задача заключается в том, чтобы ребенок не просто что-то узнал и запомнил, но, прежде всего, приобрел определенные знания через их проживание. Мы рассматриваем знание как знание-чувство, знание-переживание, знание — самостоятельные суждения, знание-понимание.

В связи с этим у детей на занятиях необходимо формировать способности:

  • включаться в живое общение, диалог-размышление по поводу воспринимаемого материала, проявлять инициативность, самостоятельность суждений, способность выражать свое эмоциональное отношение через слово;
  • делиться своими впечатлениями о воспринимаемом, давать ему эмоционально-нравственную оценку.

Требования к результатам обучения:

  1. Умения и навыки в изобразительной деятельности:
  • широко и уверенно смешивать краски на всей поверхности листа, создавая живой, эмоциональный фон-настроение (подмалевок); строить изображение цветом, работая от пятна, уметь использовать цвет как средство передачи своего отношения к изображаемому, избегать схематичной закраски;
  • изображать растения, животных, людей, предметы, архитектурные сооружения в соответствии с поставленными задачами, используя разные изобразительные материалы;
  • передавать в рисунке движение, соотношения величин, характеры, эмоциональные состояния, взаимодействие между изображаемыми персонажами, компоновать изображение на листе (эта задача, как и многие другие, решается по мере усложнения на каждой возрастной ступени);
  • уметь использовать средства художественной выразительности ' цвет, линию, форму, объем, композицию и т. д.) для создания посильного образа.
  1. Умения и навыки в декоративной деятельности:
  • украшать плоскостные и объемные формы растительными, геометрическими и комбинированными узорами, используя ленточный, симметрический и свободный принцип построения орнаментальной композиции;
  • украшать форму-шаблон элементами узоров, характерных для русских традиционных народных промыслов.

2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план программы «Калейдоскоп»

первого года обучения

п/п

Темы занятий

Общее кол-во час.

Кол-во час.

Теории

Практики

I. Мир цвета в природе

68

14

54

1.1.

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

6

2

6

1.2.

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

8

2

6

1.3.

Выполнение декоративного фриза на  основе растительных мотивов.

8

-

8

1.4.

Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения).

16

2

14

1.5.

Мы рисуем своих друзей.

8

2

6

1.6.

Изображаем свое любимое животное.

8

2

6

1.7.

Мир вокруг нас.

8

2

6

1.8.

Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

4

2

2

ИТОГО:

68

14

54

Содержание программы «Калейдоскоп»

первого года обучения

Раздел I. Мир цвета в природе.

Тема 1.2. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

Теория: Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Практика: Выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: Кисти, гуашь, вода, бумага. 

Зрительный ряд: Натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

Тема 1.2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

Теория: Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.

Практика: Изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).

Материалы: Кисти, гуашь, бумага.

 Зрительный ряд: Живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

Тема 1.3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Теория:       Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.
Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах.

Практика:       Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.
      Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном
 фоне.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей).

Зрительный ряд: Книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

Тема 1.4. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения).

Теория: Рассматривание произведений графики с изображением растений.
На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку.

Практика: Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой).

Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой.

Материалы: Бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть.

Зрительный ряд: Веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.

Тема 1.5.  Мы рисуем своих друзей.

Теория:       Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

Практика: Выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы:  Уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: Графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

Тема 1.6. Изображаем свое любимое животное.

Теория: Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практика: Выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: На выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: Альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

Тема 1.7. Мир вокруг нас.

Теория:    Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практика: I этап — выполнение цветного подмалевка.

II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений.

 III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно).

Материалы: Бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: Книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

Тема 1.8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

Теория:  Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в лагере. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд:  Индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего учебного года.

2.2. Учебно-тематический план программы «Калейдоскоп»

второго года обучения

п/п

Темы занятий

Общее кол-во час.

Кол-во час.

Теории

Практики

I. В мире сказок

40

10

30

1.1.

«Гуси-лебеди», русская народная сказка.

8

2

6

1.2.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкина.

8

2

6

1.3.

 «Яблочко по блюдечку», русская народная сказка.

8

2

6

1.4.

«Аленький цветочек» С. Аксакова.

8

2

6

1.5.

«Конек-горбунок» П. Ершова.

8

2

6

II. Город мастеров

12

2

10

2.1

Изразцы.

2

-

2

2.2.

Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка.

4

2

2

2.3.

Жостовские чудо-подносы.

2

-

2

2.4.

Гжель — синяя сказка.

2

-

2

2.5.

Городецкая роспись.

2

-

2

III. В мире народного искусства

16

8

8

3.1.

Солярные и лунарные знаки в северной росписи и резьбе по дереву.

4

2

2

3.2.

Конь-солнце.

4

2

2

3.3.

Мезенская роспись.

4

2

2

3.4.

Скоморохи.

4

2

2

ИТОГО:

68

68

204

Содержание программы «Колейдоскоп»

второго года обучения

Раздел I.  В мире сказок.

Тема 1.1. «Гуси-лебеди», русская народная сказка.

Теория: Коллективное рассказывание сказки и ответы на вопрос: «Чему научилась девочка во время поисков брата?»; ознакомление с разнообразием мира птиц, наблюдение за дикими и домашними птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пластическая игра на свежем воздухе «Летят Гуси-лебеди» (дети по команде воспитателя  изображают сказочных птиц — как летит стая, как птицы вьют гнездо, кормят птенцов); выявление отличий разных пород деревьев, сказочных и реалистических изображений яблони.

Практика: Выполнение зарисовок деревьев, а затем составление тематической композиции «Чудо-яблоня», создание коллективного панно «Гуси-лебеди».
Материалы: Краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата, текст сказки.

 Тема 1.2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкина.

Теория: Чтение по ролям «Сказки о царе Салтане...» и беседа о ней; анализ сказочного города — атмосферы, разных покрытий и венцов архитектурных сооружений, деревянных и белокаменных построек; анализ костюмов царя, царицы, царевны Лебеди, князя Гвидона, бояр (их богатство и многослойность).

.Практика: Моделирование пространства города в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (аппликация и красочное изображение) коллективной композиции «Город князя Гвидона».

Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, краски, кисти, бумага.

Зрительный ряд: Иллюстрированные пособия по древнерусской архитектуре.

Тема 1.3. «Яблочко по блюдечку», русская народная сказка.

Теория:   Пересказ текста сказки руководителем кружка, формирование представлений о блюдечке как окне в мир, изучение композиции в круге и ее особенностей, орнамента как части композиции.

Практика: Роспись сказочного блюдца — создание рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, катая яблочко по блюдечку?».

Материалы: Краски, кисти, бумажные тарелки. 

Тема 1.4. «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Теория: Чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста детьми и преподавателем, наблюдение на улице (в саду, парке, на клумбах на территории лагеря) за разнообразием цветов, проведение беседы о выражении настроения в искусстве.

Практика: Зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав; создание живописной фантазии на тему цветка.

Материалы: Краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.

Тема 1.5.  «Конек-горбунок» П. Ершова.

Теория:  Чтение сказки вместе с детьми, акцентирование внимания на образах волшебных персонажей. В процессе беседы дети отвечают на вопросы: «Что необычного, чудесного в сказочных действующих лицах? Какой персонаж вам больше всего нравится? Почему?» Дети повторяют особенности древнерусского костюма, рассматривают иллюстрации к сказке, осваивают особенности графического изображения.

Практика: Создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы-красавицы и др.).

Материалы: Черная или коричневая тушь, маркер, гелевая ручка или фломастер, бумага.

Раздел II. Город мастеров.

Тема 2.1.  Изразцы.

Теория:  Показывая наглядные материалы, фотографии, выполненные им самим зарисовки, преподаватель демонстрирует русские рельефные муравленые и неокрашенные изразцы XVI в., расписные изразцы XVIII в., рассказывает о том, что же они украшали, обращает внимание на затейливость изображения сказочных персонажей (животных и растений) на изразцах.

Практика: Выполнить несколько графических зарисовок изразцов, коллективное панно «Изразцовая печь», роспись изразцов, лепку рельефных изразцов. Дети пробуют лепить из глины или пластилина изразцы и украшения по старинным образцам. Затем каждый ребенок, ощущая себя мастером, сочиняет свой неповторимый сюжет и расписывает изразец.

В конце занятия можно собрать чудо-печь из отдельных изразцов, наклеив их на большой лист бумаги, и использовать, например, при проведении праздника.

Материалы: Пластилин или глина, краски, картон, плотная бумага.

Зрительный ряд: Репродукции или фотографии изразцов, а также памятников архитектуры, украшенных изразцами; нарисованные или вылепленные самим преподавателем из пластилина (глины) наглядные образцы.

Тема 2.2. Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка.

Теория:    По возможности продемонстрировать народные игрушки из разных материалов и объяснить функции игрушек в Древней Руси и в наше время, а также какой была кукла в старину, почему у нее не было лица. Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Богородская игрушка и ее особенности.

Практика: Вариант А: создание коллективного панно «Игрушки»: дети делают красочное изображение любой старинной игрушки, затем вырезают его и наклеивают на общий картон. Каждый ребенок создает свой рассказ-обоснование, как играть с изображенной им игрушкой;

Вариант Б: изготовление игрушек из природного материала: соломенной куклы, ежика из шишки и др.

Потом рекомендуется провести пластическую игру «Я — игрушка» (перевоплощение детей в различные игрушки). Русская народная игра «Бояре» удачно завершит занятие, дав возможность детям успешно совмещать труд и отдых.

Материалы: Краски, кисти, бумага, ножницы, картон, природные материалы (солома, шишки, пластилин, поленья).

Зрительный ряд: Несколько глиняных, соломенных, деревянных и тряпичных народных игрушек.

Тема 2.3.  Жостовские чудо-подносы.

 Теория: Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Прослушивание фрагмента «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. «Волшебные цветы» — танец-импровизация под музыку П. Чайковского. Рассказ учителя о технологии изготовления волшебных подносов в Жостово.

Практика: Создание своего подноса (роспись бумажной тарелки или картонного шаблона) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы «Чудо-поднос» (объединение всех работ в единую композицию и демонстрация в летнем лагере).

Материалы: Бумажные тарелки или картонные шаблоны круглой и овальной формы, кисти (толстая и тонкая), краски (обязательно гуашь или темпера), жостовские подносы любых форм и размеров или репродукции с их изображениями.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Тема 2.4. Гжель — синяя сказка.

Теория: Демонстрация изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора.

Практика: Выполнение упражнений для освоения технических приемов гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи, составление коллективного панно «Цветы и птицы».

Материалы: Краски, кисти, картон, ватман.

Зрительный ряд: Произведения гжельских мастеров.


Тема 2.5. Городецкая роспись.

Теория: Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы городецкой росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения.

Практика: Выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи, сочинение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки.


Материалы:  Гуашь, бумага, кисти, лак.

Зрительный ряд: образцы городецкой росписи (деревянные изделия или репродукции).

Раздел III. В мире народного искусства.

Тема 3.1. Солярные и лунарные знаки в северной росписи и резьбе по дереву. 

Теория: Солнце — одно из главных стихийных божеств славян, пробуждающее земную жизнь, творец урожаев, каратель всякого зла. Солнце и Месяц — родственные знаки (брат и сестра, супруги). Слова, обозначающие солнце: светлое, красное, чистое. Предания о Солнце как о божестве. Использование солярных знаков в декоративно-прикладном искусстве.

Практика: Сочинение детьми своих собственных знаков, обозначающих солнце, луну, звезды; создание декоративной коллективной композиции на основе солярных и лунарных знаков.

Материалы: Краски, кисти, картон, ватман.

Зрительный ряд: Репродукции изображений солярных и лунарных знаков в разных видах декоративно-прикладного искусства.

Тема 3.2. Конь-солнце. 

Теория: Образ коня-солнца на Руси в украшениях русской избы. Конь-охлупень — оберег русской избы; кони в росписи крестьянской утвари, в глиняной игрушке (разные промыслы).

Практика: Живописное изображение на тему коня-солнца, лепка игрушки-коня из глины или пластилина, конструирование коня из бумаги.

Материалы: Гуашь, кисти, ватман, пластилин или глина.

Зрительный ряд: Несколько изображений коня в разных видах декоративно-прикладного искусства.

Тема 3.3.  Мезенская роспись.

Теория:   Знаковые изображения зерна, солнца, плодородия, домашних животных, украшающие прялки и доски русских мастеров, их значение у крестьян. Цветовые и композиционные особенности узоров в мезенской росписи.

Практика: Составление своего узора по мотивам мезенской росписи, заключающего в себе определенный символический смысл; роспись деревянной заготовки.

Материалы: Доски или другие деревянные заготовки, гуашь, лак мебельный или олифа.
Зрительный ряд: Расписанные мезенской росписью изделия или репродукции с ними.

Тема 3.4. Скоморохи.

Теория:  Народный и кукольный театр на Руси, его герои и их характерные особенности. Русские народные музыкальные инструменты; по возможности прослушивание ребятами их звучания в записи или демонстрация какого-либо инструмента (дудочка, домра, балалайка, сопелка, бубен и др.); музыкальная импровизация детьми на данном инструменте. Прослушивание отрывков из балета И. Стравинского «Петрушка», определение характера народного героя в музыке.

Практика: Воссоздание театральных персонажей — изготовление кукол-перчаток «Петрушка», «Медведь» и др.; сочинение собственного сценария спектакля и постановка по желанию детей небольшого кукольного спектакля.

Материалы: Краски, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: И. Стравинский. Балет «Петрушка».

Тема 3.5. Праздники в Древней Руси (летние): Троица, Иван Купала, Русалии, праздник урожая и др.

Теория: Изучение истории древнеславянских и христианских праздников, подготовка к художественному событию (итоговому празднику кружка), проведение какого-либо летнего праздника в зависимости от месяца года.

Итоговый праздник может быть проведен на открытом воздухе, в нем могут принять участие не только кружковцы, но и другие дети.

Участники праздника могут пускать венки по воде, вечером жечь костер, петь русские народные и современные песни, водить хороводы, танцевать, показывать костюмы и демонстрировать все свое мастерство, приобретенное за такое короткое время.

Практика: Создание живописной композиции на тему «Славянские праздники»; изготовление костюмов, украшений (бусы из рябины, венки из цветов), деревянных оберегов для праздника.

Материалы: Русские народные песни (в том числе в исполнении ансамбля «Кострома»).

3. Методические рекомендации.

Основным средством поддержки программного содержания является русское народное искусство и его виды:

  • декоративно-прикладное искусство и мифология древних славян;
  • архитектура древнерусского города;
  • пословицы, поговорки, частушки, загадки;
  • сказки (чтение и отображение в изобразительном творчестве русских народных сказок).

 Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях, кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы. Следует ввести такие формы организации кружковых занятий:

  • занятие-путешествие в мир сказки во времени, в пространстве;
  • занятие-осмысление;
  • серия занятий, связанных одной темой;
  • художественное событие;
  • создание проекта и др.

Направления художественного развития детей:

  • формирование интереса к русскому народному творчеству во всех его проявлениях;
  • развитие умения отражать свое восприятие русского народного искусства в художественных образах;
  • знакомство с искусством архитектуры и ее разнообразием как одним из составляющих предметно-пространственной среды, передача особенностей архитектурной формы.

Освоение законов изобразительного искусства:

  • симметрии и асимметрии в искусстве;
  • ритма и движения в разных видах искусства;
  • выбора формата и грамотной передачи основных пропорций в рисунке;
  • теплых и холодных цветов;
  • контраста и нюанса в живописи и графике.

В 5—7 лет детей привлекает все волшебное, необычное, сказочное, поэтому наиболее интересными для них будут те задания, которые связаны с народным устным поэтическим творчеством — сказками, песнями и т. д. Например, такие темы для занятий, как «Чудо-цветы» (рисование по мотивам жостовского подноса), «Гуси-лебеди» (рисование на тему сказки, подвижные игры с элементами художественного движения, ознакомление с разнообразием в мире птиц), «Скатерть-самобранка» (изображение разных яств, моделирование формы из пластилина, сочинение заклинаний-потешек) и другие будут особенно для них привлекательны. Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование (мольберты, этюдники, планшеты).

Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь.

Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

Интегрированные занятия позволят в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разных видов творческой деятельности, задействовать разные виды искусства. Детям желательно давать задания, предполагающие наполнение пространства цветом, действием, движением, звуком, сказочными персонажами.

Особенно плодотворным, на наш взгляд, является общение детей с подлинниками изобразительного фольклора в процессе беседы по истории искусства, прогулок и наблюдений природы, экскурсий в музеи и, конечно, работы над собственными творческими (индивидуальными и коллективными) композициями. При таком подходе произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства удается показать включенными в целостную картину и культурных, и природных особенностей родного края, соединить с фольклором музыкальным, поэтическим.

Для развития творческого начала они рекомендовали использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусства в тесной связи с игрой, свободным творчеством и трудовой деятельностью.

4. Список  литературы.

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; под общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. — М., 1974.

2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. / А. Н. Афанасьев. — М., 1995.

3. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды / А. В. Бакушинский. — М., 1981.

4. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. — М., 1961.

5. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М., 1998.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.

7. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ сост. В. П. Аникина. — М., 1977.

8. Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. — М., 2002.

9. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. — М., 1965.

10. Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М., 1983.

11. Полунина В. Н. Одолень-трава: эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством / В. Н. Полунина. — М., 1989.

12. Полунина В. Н. Солнечный круг / В. Н. Полунина. — М., 2003.

13. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1986.

14. Савенкова Л. Г. Живой мир искусства: полихудожественная программа для 1—4 классов / Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова. — М., 1998.

15. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры/ Л. Г. Савенкова. — М., 2000.

16. Юсов Б. П. Виды искусств и их взаимодействие. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Авторская программа дополнительного образования «Я ЛЮБЛЮ СМОЛЕНСК»

«Я люблю Смоленск» региональная программа дополнительного образования, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирования духовно-нравственных и патриотиче...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...