Проект "Месячник казачьей культуры"
проект (средняя группа) на тему

Попова Галина Николаевна


Формирование у детей представлений о быте и культуре Донских казаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mesyachnik_kazachey_kultury.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

(МБДОУ №3»Солнышко»)

Краткосрочный проект

Совместная деятельность педагога

с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Культура и быт Донских казаков»

 

Возраст детей - 4-5лет, возрастная группа – средняя.

Вид проекта - творческий

Составитель:

Воспитатель  1-й квалификационной категории

Попова Галина Николаевна  

г. Константиновск

Актуальность проекта

Поликультурное образование  в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. В наше нестабильное и трудное время, когда происходит утрата многих человеческих ценностей, с раннего детства важно создавать условия для ознакомления детей с историей  и культурой народов, населяющих родной край. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, - однако ими не ограничивается. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В  течение всего учебного года  происходит знакомство с традициями Донских казаков, казачьим фольклором, народными играми и праздниками,    в созвучии с мероприятиями города, края.

Цель проекта: воспитание в ребенке основ национального самосознания посредством  знакомства с культурой и бытом Донских казаков.

Задачи проекта:

  • Создавать благоприятную психоэмоциональную обстановку для обогащения и систематизации знаний дошкольников об истории Донского края, родного города;
  • знакомить детей с народными обрядами и традициями через игровую, музыкально-творческую деятельность;
  • развивать у детей способность к эмоциональной отзывчивости на народную музыку;
  • воспитывать активный интерес и любовь к народному творчеству, развивать правильное его восприятие;
  • воспитывать интерес к коллективному взаимодействию детей  и  родителей в процессе работы над проектом

Участники проекта:  Дети средней группы, муз. руководитель, социальный  педагог, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

  • формирование познавательно-созидательного отношения   к окружающему миру Донского края, родного города;
  • ознакомление детей с  и традициями и обычаями православных праздников: «Благовещенье», «Вербное воскресение», «Пасха"
  • обогащение музыкального опыта детей;
  • развитие социальных навыков, музыкально-творческих способностей дошкольников;
  • укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями

 

Принципы реализации проекта:

  • Учет национально-культурных особенностей региона;
  • Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
  • Интеграция;
  • Координация деятельности педагогов;
  • Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

Этапы работы над проектом:

1..Целеполагание.

     Формулирование проблемы, объяснение  актуальности.

2. Разработка проекта:

  • доведение до участников проекта  важности данной проблемы;
  • подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме проекта;
  • подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной, музыкально-творческой деятельности дошкольников по теме проекта;
  • подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  • составление перспективного плана мероприятий.

3.Выполнение проекта.

  Игровая, театрализованная, музыкально-творческая деятельность дошкольников, НООД, беседы,  направленные на реализацию  задач  проекта.

4.Презентация проекта.

        Методы проекта:

  1. Наблюдение.
  2. Сюжетно-ролевые игры
  1. Народные, театрализованные, музыкальные игры.
  2. Подвижные игры.
  3. Музыкально-творческая  деятельность.
  4. Познавательные игровые занятия.
  1. Художественно-творческая деятельность.

Формы взаимодействия с детьми по реализации проекта.

Сроки реализации

Праздники по

народному

календарю,

народные

обычаи

Познание

Забава

Потеха

Игра

1 неделя апреля

«Благовещенье»

Показ презентации на тему: «Благовещенье»

Изготовление белого голубя и вручение его мамам

(аппликация)

Развлечение «Донская земля – сказками богата»

П/и:

«Ручеек»

«Плетень»

«Бояре»

«А мы просо сеяли»

«Голубки»

«Секретики»

«Горшки, крыночки»

«Зайчики»

Сюжетно-ролевые игры:

«Телевизион

ный репортаж о приходе лета в наш город»

«Отдых в казачьем хуторе»

2 неделя апреля

 «День -   жен мироносиц» (православный женский день)

  Беседа «День -   жен мироносиц»

 « Веночки »

(конструирование)

 

3 неделя апреля  

«Вербное воскресение»

 Беседа «Растительный мир родного края».

«Вербочки»

(рисование)

Экскурсия в  старшие и подготовительную к школе  группы «Мой родной край»

               4 неделя апреля

«Пасха»

О празднике  «Светлой Пасхи»

 «Писанки» (рисование)

«Куличи» (аппликаци)

Экскурсия в храм Покрова Пресвятой Богородицы «Накануне Светлого Христова Воскресения»

Работа с родителями:

  • Обновление материалов в уголке «Мой родной край»
  • Консультация: «Фольклор как средство поликультурного образования, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Индивидуальные беседы о музыкальном развитии ребенка
  • Помощь в организации экскурсий

Организация развивающей среды.

Выносное оборудование, материалы и пособия:

  • Театральная ширма;
  • куклы для различных видов театра;
  • музыкальные инструменты и игрушки (фабричные и самодельные);
  • предметы казачьего быта, элементы костюма;

Продукт проективной деятельности:

Накопительная папка: «Работаем по программе «Дончата».

Презентация проекта:

 Праздник «Как на Пасху куличи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы ДОУ с родителями по сохранению и развитию казачьей культуры"

Взаимодействие педагогов и родителей по ознакомлению дошкольников с историей Донского казачества....

Для Вас, воспитатели! Приобщение детей к казачьей культуре через разные формы художественно-эстетической образовательной деятельности.

Приобщение детей к казачьей культуре через разные формы художественно-эстетической образовательной деятельности.Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – з...

Сохранение и возрождение традиций казачьей культуры "Казачьему роду нет переводу"

отчет о мероприятиях по сохранению традиций Донского казачества и праздник посвящения в казачата...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому одна из задач, которая стоит перед педагогом, воспитание у детей интереса к жизни русского н...

Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».

В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и пер...

Педагогический проект «Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе д...