Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»
методическая разработка

Кузина Галина Валиевна

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает воспитывать патриотизм и уважение к социо - культурным ценностям казачьего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»

      Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка.

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Включение в Образовательную программу регионального компонента, отражающего культурные особенности нашего региона, позволяет сформировать у детей чувство патриотизма, любви к малой родине.

Педагоги ДОУ разработали программу по приобщению детей к народной культуре казаков «Мой казачий край родной», в рамках которой старших дошкольников приобщают к истокам казачьей культуры и быта, знакомят с изделиями народного творчества, с традиционными праздниками и фольклором.

Формирование у детей целостного представления о культуре Казачества происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности, через дидактические игры.

Игра – наиболее простой способ воздействия на сознание детей.

Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое.

В данной методической разработке весь материал оформлен в виде игр, ориентирован он на новые подходы, которые заявлены в программе ФГОС ДО: познавательный, деятельностный, развивающий и личностно-ориентированный.

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает воспитывать патриотизм и уважение к социо - культурным ценностям казачьего народа.

 Задачи:

Образовательные: Познакомить с жизнью и бытом жизни казаков, расширять словарный запас, уметь высказать свои мысли.

Развивающие: Развивать логическое мышление, обследовать предмет, умение правильно отвечать на поставленные вопросы, развивать активность, любознательность, интерес к содержанию игр.

Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к казачьим народным традициям и ремеслам, желание непосредственно принять участие в происходящем.

Методы и приёмы обучения :

Словесный, наглядный: предварительная экскурсия в мини-музей, проведение беседы по знакомству с мини-избой и предметами жизненного уклада наших старших поколений казаков.

Содержание разработки соответствует основным психологическим положениям старшего возраста и дошкольной педагогике. Игра обеспечивает единство познавательных, обучающих, развивающих и воспитательных целей и задач. Через дидактическую игру закрепляются знания, умения и навыки, способствующие развитию любви к традициям своего народа.

  1. Дидактическая игра «Одень казака и казачку»

Цель: Формирование знаний детей об одежде казаков.

2.Дидактическая игра «Казачья горница»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культуре и быте казаков.

3.Дидактическая игра «Казачье подворье»

Цель: Формирование у детей знаний о региональных особенностях в казачьей архитектуре, изучение быта и обустройства казачьего подворья.

4. Дидактическая игра «Собери флаг»

Цель: Совершенствовать знания о флаге. Развивать представление о частях и целостности предметов

5. Дидактическая игра «Детям о казаках»

Цель: Познакомить с историей, культурой и бытом казаков

 

6.  Дидактическая игра «Пазлы»

Цель: формировать умение представлять картину, закреплять навыки и умения по собиранию картины.

7. Дидактическая игра «Лото»

Цель: Закрепление названий предметов, распределение карточек по заданной теме.

8. Игра «Раскрась предмет»

Цель: научить детей осознанно использовать свойства воспроизведения на бумаге, отражать свои впечатления, посредством зрительного и осязательного обследования предметов казачьего быта или сюжета природы, предметов одежды.

Планируемые результаты освоения программы

Иметь представление об истории и обычаях Оренбургского казачества.

Галина Кузина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры» Цель: приобщать детей к социокультурным ценностям казакчов посредством дидактических игр . Актуальность дидактических игр заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры : включает в себя знакомство с жилищем , предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает воспитывать патриотизм и уважение к социо - культурным ценностям казачьего народа .

Слайд 2

Дидактическая игра «Одень казака и казачку» Цель: Формирование знаний детей об одежде казаков. Задачи : • Способствовать овладению знаний детей, об одежде казаков, её назначении, названии, разных её частях; Способствовать развитию интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде; Способствовать развитию внимания, мышления, кругозору; • Обогащать словарный запас. Материал: • Две бумажные куклы – казак и казачка; • Различные модели одежды, обуви и головных уборов казака; • Различные модели одежды и аксессуаров – казачки. Вариант первый: Воспитатель делает описание элементов женской и мужской казачьей одежды. Дети, узнав одежду по описанию, подбирают соответствующею модель и называют название одежды, казака и казачки. Второй вариант: Воспитатель предлагает детям найти «Парочку» (так на Дону назывался комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты). Дети подбирают комплект одежды и «одевают» казачку – Аксинью Третий вариант: Воспитатель предлагает детям найти служебную одежду казака: шаровары, бешмет (аналог рубахи – гимнастёрки, сапоги, фуражку, и одеть казака. Дети составляют комплект служебной одежды, и одевают казак – Григория. Четвёртый вариант: Воспитатель предлагает детям найти основные элементы мужского казачьего костюма и назвать их. Дети находят основные элементы казачьего костюма и называют их названия. Пятый вариант: Воспитатель предлагает детям рассказать, из чего состоит женский казачий костюм, и найти его элементы. Дети показываю элементы женского казачьего костюма и называю их

Слайд 4

Дидактическая игра «Казачья горница» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культуре и быте казаков . Задачи: развивать познавательный интерес к традициям, и народным истокам казачества; расширять словарный запас, обозначающий название предметов казачьей горницы. Игра представлена в виде ширмы-раскладушки. К игре прилагаются заломинированные картинки-атрибуты казачьего быта: печь , мебель , половики, посуда, продукты и др. Дети раскладывают предметы на белом фоне "горницы", составляя самостоятельно расположение предметов быта казачьей горницы в курене, называют предмет и куда его необходимо поместить в горницу или на кухню. Изображение предметов можно менять и добавлять по желанию: тематика праздников казаков, времена года и пр. Можно добавить изображения "казаков" (членов семьи) в виде плоскостных кукол.

Слайд 5

Дидактическая игра «Детям о казаках» Цель: Познакомить с историей, культурой и бытом казаков Задачи: 1. Познакомить с национальной одеждой казаков, особенностями ведения хозяйства, внутренним убранством куреня 2. Способствовать развитию речи, логического мышления. 3 . Воспитывать интерес и уважение к культуре казачества. Материалы и оборудование: 1. Большие карты, в центре которых изображены казак, казачка, курень, кухня, подворье. 2. Маленькие карточки с изображением отдельных предметов: кухонной утвари, предметов национальных костюмов казака и казачки, внутреннего убранства куреня, животных и птиц подворья. Ход игры : 1 вариант: Ведущий достает карточку из мешочка и показывает детям. Дети рассматривают изображение на карточке и кладут ее в соответствии с темой, закрывая свободные квадраты на больших картах (по типу лото) 2 вариант: Ведущий достает карточку из мешочка и показывает детям. Дети рассматривают изображение на карточке и кладут ее в соответствии с темой, закрывая свободные квадраты на больших картах. Дают название предмета или одежды и определяют его назначение. 3 вариант: Дети делятся на 2 команды, им раздаются большие карты, ведущий загадывает загадку, отгадавший получает маленькую карточку с изображением отгадки. Не отгадавшая загадку команда пропускает ход. Побеждает та команда, которая первой закрыла все пустые клетки на больших картах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...