Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».
консультация

Пудова Ольга Федоровна

В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Что такое патриотизм? Это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и утвердить себя в ней.

Для ребенка воспитание патриотизма начинается с любви к своей семье, детскому саду, своему родному городу, где родились и проживали многие годы его отцы, деды, прадеды. Где он появился на свет. Сделал свой первый шаг.

Осуществляя знакомство детей с историей их малой родины, мы сочли необходимым глубже остановиться на теме «Казачество», потому что именно казаки создавали в течение многих веков своеобразную школу воспитания моральной устойчивости и чувства патриотизма.

Прошлое казачества и его заслуги не всем известны, поэтому пришло время, когда можно приоткрыть страницы истории. Сегодня народная педагогика и казачество– неотделимы. Казаки никогда не были пассивными в воспитании своих детей. Народная педагогика - неотъемлемая часть истории нашего народа и культуры.

В старину казачьи семьи были многочисленными и очень набожными. У казаков не было четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. В казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать – ответчица за дитя перед Господом, поэтому казачата до семи лет не исповедались. Сведения о мировоззрении они получали из рассказов взрослых. Бог и дьявола они представляли в образе живых существ. Господь Бог, карающий за все неблаговидные поступки. Дьявол с рожками на голове и длинным хвостом. От него можно ждать напастей.

Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, в хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности. Все это не могло не сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе.

Казаки в течении многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:

1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, чтобы относились к вам, разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.

2. Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.

3. Жить только за счет своего труда, избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.

4. Соблюдать воздержание и умеренность во всем.

5. Быть свободным от накопительства. Настоящий казакдолжен приобретать те вещи, которые необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в которых есть истинная нужда

Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны 10 – 15 минут уделять внимание воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.

Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими».

Семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:

1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству: пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дом. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки, и непременно рысью, наметом или в карьер, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первичную медицинскую помощь. 14 – 15- летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть на него огонь.

2. Учение добру, благожелательности. Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывались собственная позиция восприятия жизненных проблем. Одновременно с этим детей, учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию. Из послушного ребенка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких, идущих рядом. С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребенок не был заражен завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Реализацию родовых корней начинали с измальства. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в станице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры»

       В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Что такое патриотизм? Это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и утвердить себя в ней.

Для ребенка воспитание патриотизма начинается с любви к своей семье, детскому саду, своему родному городу, где родились и проживали многие годы его отцы, деды, прадеды. Где он появился на свет. Сделал свой первый шаг.

Осуществляя знакомство детей с историей их малой родины, мы сочли необходимым глубже остановиться на теме «Казачество», потому что именно казаки создавали в течение многих веков своеобразную школу воспитания моральной устойчивости и чувства патриотизма.

Прошлое казачества и его заслуги не всем известны, поэтому пришло время, когда можно приоткрыть страницы истории. Сегодня народная педагогика и казачество– неотделимы. Казаки никогда не были пассивными в воспитании своих детей. Народная педагогика - неотъемлемая часть истории нашего народа и культуры.

В старину казачьи семьи были многочисленными и очень набожными. У казаков не было четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. В казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать – ответчица за дитя перед Господом, поэтому казачата до семи лет не исповедались. Сведения о мировоззрении они получали из рассказов взрослых. Бог и дьявола они представляли в образе живых существ. Господь Бог, карающий за все неблаговидные поступки. Дьявол с рожками на голове и длинным хвостом. От него можно ждать напастей.

Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, в хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности. Все это не могло не сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе.

Казаки в течении многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:

1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, чтобы относились к вам, разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.

2. Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.

3. Жить только за счет своего труда, избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.

4. Соблюдать воздержание и умеренность во всем.

5. Быть свободным от накопительства. Настоящий казакдолжен приобретать те вещи, которые необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в которых есть истинная нужда

Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны 10 – 15 минут уделять внимание воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.

Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими».

Семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:

1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству: пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дом. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки, и непременно рысью, наметом или в карьер, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первичную медицинскую помощь. 14 – 15- летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть на него огонь.

2. Учение добру, благожелательности. Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывались собственная позиция восприятия жизненных проблем. Одновременно с этим детей, учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию. Из послушного ребенка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких, идущих рядом. С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребенок не был заражен завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Реализацию родовых корней начинали с измальства. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в станице.

Источник :https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2022/01/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-traditsii-kazachestva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.Задачи:1. ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества»

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества»

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...

Консультация для педагогов : "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

quot;Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...

Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"

В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и самор...