Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Попова Светлана Анатольевна

В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие;  формировались духовно-нравственные и социальные качества личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности»

В нашем  детском  саду   особое внимание уделяется  сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славном  регионе, имеющем глубокие исторические корни. Мы стремимся  обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью  народного творчества и казачьих  обычаев.

Главное направление патриотического воспитания  сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

В ходе работы по реализации перспективного плана работы у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие;  формировались духовно-нравственные и социальные качества личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края.

Работа велась  в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Работа  с семьями  воспитанников.  

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

Для более глубокого анализа проблемы мы провели  анкетирование: «Какие мы родители».

К  сожалению, узнали, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Мы считаем,  что необходимо  разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Совместно с родителями  мы оформляли  в группе уголок по патриотическому воспитанию;  приобрели статуэтки  - казака и казачки, одетых в казачьи костюмы, собрали стихи, сказки, рассказы, совершили  заочную экскурсию в экологический центр.

И сегодня мы хотим показать, как ведется работа в наших группах по приобщению к казачьей культуре в различных видах деятельности.

Любо, а теперь переходим к литературному этапу.

Пословицы.

Не только пословицы и поговорки можно отнести к художественному слову, но и казачьи сказки. И мы хотим вас познакомить с одной  из них. Этот материал можно использовать и на казачьих праздниках, и инсценировать в группе, и на занятиях по развитию речи при обогащении словарного запаса воспитанников. Сразу скажем, что сегодня мы используем элементы костюма и предметы-заместители.

Сказка

Ведущая: 

-Раннее утро в станице. Неугомонные петухи поют, скотина с базов на выгон потянулась. Над куренями стелется запах свежей выпечки и жареной рыбы.

Две добрые соседки, Алёна и Анна, чуть свет уже на ногах. Работа прямо горит в руках у додельных казачек. Завидев друг друга, спешат как про- между прочим поделиться домашними новостями.

Анна: - Здорово ночевали, соседка!

Алёна: - Да слава Богу!

Анна: - Всю ночь не спала, глаз не сомкнула. Глянь, какие кружавочки на кохту наплела!

Алёна: - Ой, не говори, соседка, я тоже до первых петухов скатёрку вышивала!

Анна: - А я промежду плетеньем ещё варенье варила та люльку качала!

Алёна: - Так я тоже, как пальцы от иголки устанут, пироги вымешивала та узвар варила!

Анна: - А мой вчера такую рыбину поймал, на неделю хватит! Так моя Настасья с утра уже запекла!

Алёна: -Та врёшь!

Анна: -Настасья, тащи! Расскажи, как дело было!

Девочка-казачка выносит поднос с запечённой рыбой и рассказывает:

Рыбка по-кутейниковски

Утром встала спозаранку и не стала есть я манку,

Это что ещё за блюдо? От него мне будет худо!

Рыбки так мне захотелось, что на месте не сиделось!

Чистим, солим и перчим, в печку ставим и глядим:

Зарумянилась чтоб корка, а потом съедаем ловко!

Очень рада вся семья! «Ты кухарочка моя!»-

Ласково сказал отец. Это значит МОЛОДЕЦ!

Про лимон я не сказала–я ним рыбку поливала!

Алёна: - А мы с Катериной тоже сложа руки не сидели, смоквы виноградные засахарили!

Анна: - А ну, покажи!

Алёна: - Катерина, неси!

Дочь Алёны выносит поднос со смоквами и рассказывает, как их готовили.

Ведущая берёт за руки хозяюшек и говорит:

Близкие подружки, добрые соседки,

Дела ваши славны, речи ваши метки,

Но лучше мирно, ладно, за одним столом

Рыбкою да смоквами порадовать наш дом!

Казачки ставят блюда на общий стол и приглашают всех гостей  отведать угощения.

Казаки долго не могли на месте сидеть, любили игры разные да забавы, предлагаем вам поиграть.

А теперь давайте поиграем в любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает«Кто там?»

Водящий отвечает«Это я, казачка Настя».Ребенок: - Зачем пришла?

Водящий: - Побежим наперегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Казаки очень любили песни, а мы проверим, знакомы ли наши воспитатели с этими произведениями. Если знакомы- поднимайте руку и подпевайте!!!(4  Песни)

Наш мастер – класс подошел к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».

В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и пер...

Выступление на МО "Знакомство дошкольников с профессиями через разнообразные виды деятельности"

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и проф...