Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа) по теме

 

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по -новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,  декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито времени.

В рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ мы разработали вариативную часть  по музыкально-театральному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по -новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,  декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито времени.

В рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ мы разработали вариативную часть  по музыкально-театральному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента.

 Проанализировав имеющиеся методические рекомендации педагогов и работников культуры Кубани (Т.П.Хлопова, .П Легких, И.Н. Гусарова, С.К.Фоменко, Л.М. Данилина, В.А. Маркова, З.Г.Просолова, Г.Н. Дубогрызова, Мирук) нами было разработано календарно-тематическое планирование занятий по музыкально -театральной  деятельности с использованием кубанского фольклора.

  В процессе музыкальных занятий педагог не исчерпает всех возможностей русского народного и кубанского казачьего фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей, поэтому подобранный  музыкально-игровой материал, реализуется в рамках кружковой работы в театральной студии «Задоринка». Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня.

  Для реализации содержания плана   в детском саду была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков: макро и микросреды, каждый из которых включал несколько компонентов.

   Схема отражает специфику организации работы по проектированию регионального компонента.

    При создании развивающей среды учитывались следующие условия:

  1. Приоритет регионального наследия. В соответствии  с этим подобран материал в методическом кабинете.
  2. Диалогичность. Он реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка  с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена «Кубанская горница», где размещаются предметы и элементы быта казаков.
  3. Развитие ребенка в деятельности . В соответствии с этим в макросреде созданы:  изостудия и мастерская художественно- ручного труда , где дети занимаются разными видами художественно- творческой деятельности.
  4. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Что прослеживается в музыкальной  деятельности. Дети имеют возможность не только слушать народную музыку, петь   кубанские песни, но и передают с помощью движений неповторимые образы казаков и казачек.

Оформляя мини- центры краеведения в группах за основу взяли блочно- тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний  концентрируется в темах: «История Кубани», Труд и быт казаков», «Традиции казачества».

Формирование у детей представлений о народном искусстве мы связываем с занятиями по кубановедению, которые рекомендовано департаментом образования и науки администрации Краснодарского края проводить в старшем дошкольном возрасте во всех детских учреждениях. На таких занятиях дети знакомятся с историей зарождения казачества, бытом кубанского народа, особенностями кубанского костюма.

Наиболее оптимальным вариантом создания игрового «фона» является организация импровизированного казачьего куреня, с характерным плетнем, подсолнухами, стожком сена, колодцем. Особое место занимает уличная печка с небольшим навесом для крупной кухонной посуды и утвари. Рядом стоит ручная мельница, крупорушка.  Это может быть представлено в натуральную величину в мини- музее или  как игровой маркер.

 Все  это создает игровой «фон», т.е. обстановку, в которой дети наиболее оптимально смогут развивать свои музыкальные способности в процессе ознакомления с кубанским казачьим фольклором.

В импровизированной хате или курене, наблюдая, как бабушки прядут на прялке или вяжут на спицах носки, или ткут крючком круглые половики уже совсем по-другому звучат кубанские напевы, детские шуточные песенки: «Корытэ», «Два вэсэлых гуси», «Повадывся журавэль», «У Васильки у казаченка» и кубанские казачьи песни «Ой при лужку, при лужку», «Распрягайтэ, хлопцы, конив», «Ой, Кубань ты наша Родина», «А мий мылый варэничков хочэ», «Посияла огырычки» и др.

В игровой «фон» для сопровождения занятий с фольклорной кубанской тематикой входят не только импровизированные горница или курень, но и ростовые куклы в казачьих костюмах.

 Знакомству с кубанской культурой нам помогает интерактивная доска. Дети не только   слушали песни, но и смотрели выступление государственного Кубанского казачьего хора им. Виктора Гавриловича Захарченко.    Нами были подготовлены слайд-презентации: «Кубанский костюм»,  «Казачья станица Атамань», «Казачьи обряды», которые знакомили детей с  кубанским культурным наследием.

Тематичность занятий помогает невидимой нитью связывать виды деятельности по развитию музыкальных способностей. Музыкальный и игровой материал подобран так, что включает произведения классического характера,  произведения народного и кубанского казачьего фольклора, разные виды кукольного театра.

Особое место занимает фольклорная тематика, она прослеживается систематически в течение всего года, так например детям предлагается такие темы как, «Народная песня», «Народные заклички» (№3), «Плясовые припевки Кубани» и т.д.

  Тематика музыкально-театрализованных занятий глубоко раскрывает особенности быта и национальных традиций кубанского казачества, так тема кубанского земледельца, хлебороба раскрыта в теме «Кубанский каравай» (№4), «На казачьем на подворье» (№7), «Кубанские мастерицы» (№10), «А казак без лошади, что без крыльев птица» (№19).

Тема большой и малой Родины освещена в занятиях «Тема Родины в музыке», «Ой Кубань, ты моя Родина» (№22), «Крепость-град Усть-Лабинск» (№25).

Такого рода занятия нацелены на расширение знаний и представлений о жизни родного края, о земледельческом труде, об особенностях быта. К занятиям подобраны интересные и выразительные произведения музыкального фольклора, педагогами  подобран соответствующие теме речевой фольклор (пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки). Дети инсценируют русские народные и кубанские казачьи песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с саблями, колосьями пшеницы, веточками калины, разыгрывают жанровые сценки, пантомимы.

Так как природа нашего края богата полями, садами, горами, реками, то тема природы занимает значительное место в планировании содержания  «Природа в музыке» (12), «Во саду ли в огороде» (31), «На зэлэном лугу» (32), «Тема животных и птиц в музыке» (34), «Петушок – золотой гребешок» (6), а также каждому времени года посвящено занятие «Здравствуй Осень!» (5), «Приди весна с песнями» (26) и др.

Эти тематические занятия не только расширяют  кругозор ребят, закрепляют их знания о природе родного края, но и активизируют творческие проявления, раскрывают индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремлению сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Часть занятий отражает тему народных праздников  «Колядки» (17), «Как на масляной недели» (23). Детям рассказываем, что от дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек, у каждого дома они пели специальные приветственные песни – колядки, в которых величали хозяина, желали в новом году здоровья, хорошего урожая. С детьми  разучиваем колядки «Коляда, коляда», «Тетенька добренька» а также кубанские колядки «Над станицей солнце сило», «Печу-печу хлебчик».  Объясняем детям, что само слово «коляда» означает (круговая еда). Занятие «Как, на масленой неделе»  начинаем рассказом педагога о древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны.  Это самый любимый праздник русского народа, самый веселый, разгульный. Величали ее и боярыней Масленицей, госпожой масленицей. Наши предки разговаривали с нею как с живым существом, говорили ей такие слова: «Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, речью насладиться». На занятии обязательно используем чучело Масленицы, наряжаем его в девичий наряд. Кроме песен о блинах инсценируем и кубанскую песню «А мий мылый вареничкив хочэ».  

   В календарно-тематическом плане представлены многие виды кукольных театров: и пальчиковый, и БИ-БА-БО, и тростевой, и на магните и др. Тематика кукольных представлений подобрана к теме занятия, связана с его содержанием или же с решением поставленной задачи. Так в тематическом занятии «Кубанский каравай» используем драматизацию украинской народной сказки «Колосок», а инсценирование сказки «Репка» планируем в тематическом занятии «Во саду ли в огороде».

Основополагающей методической позицией на занятиях, знакомящих детей с музыкальной культурой кубанского народа, является моделирование процесса художественного творчества для взрослых – это импровизация песен, образно-игровое вхождение в музыку, художественное фольклорное исполнение произведения, создание игрового «фона», требующее от детей перевоплощения, вхождения в образ, усиленной работы над языком, что в дальнейшем приведет к развитию музыкальных способностей в процессе работы с народной песней.

    Конечно же, большими помощниками в проведении всей этой  работы являются  родители.

Для родителей мы  готовим информационные листы

- «Казачьи детские потешки -приговорки»,

- «Кубанские казачьи песни»,

  • «Поиграйте с детьми в казачьи игры»,

«Казачьи частушки»;  выпускаем газеты.        

 Родители принимают активное участие в создании предметно развивающей среды, в оснащении и оборудовании кубанской горницы, оказывают помощь в изготовлении кубанских костюмов. Совместно с родителями проводились кубанские посиделки, ярмарки, театрализованные представления на основе фольклора.

Уже традиционными стали «Рождественские встречи». Рождество- это семейный праздник, поэтому в зале папы, мамы и , конечно же дети. И нам бы очень хотелось все они стали одной большой, дружной семьей. А для этого нужно немного лучше узнать друг друга, ведь в каждой семье свои таланты, свои традиции, свои маленькие праздники. Кто-то замечательно поет, кто-то играет  на музыкальном инструменте, кто-то читает стихи и т.д.

На этом празднике мы имели возможность в этом убедиться. Давно забытая казалось бы, балалайка в руках  дедушки Максима ожила и запела практически весь зал подхватил эту песню. А как трогательно звучали голоса двух самых близких людей.

К  музыкальному фестиваль готовимся целый год. Ведь это возможность для детей, родителей  и для педагогов блеснуть своими талантами: музыкальными, песенными, театральными, художественными. Готовятся концертные номера, выставки, вернисажи. И, конечно, будет звучать народная кубанская песня, исполняться частушки, радовать глаза задорные казаки и казачата.

   В течении недели в детский сад принимает гостей. Выступают: детский хореографический ансамбль народного танца «Ковылек»,  танцевальная группа «Фейерверк», юные таланты из музыкальной школы и другие коллективы. А в завершении музыкальное недели — отчетный концерт воспитанников ДОУ.

     «Кто такие казаки» - так называется тема гуманитарной исследовательской работы, посвященной  изучению появления казачества как одного из этнических поселений на юге России. Дети подготовительной группы под руководством музыкального руководителя используя методы: наблюдение, экскурсия, коллекционирование, искали подтверждение выдвинутой гипотезе: знание традиций и уклада жизни казачества помогает современным людям ив трудовых буднях ив праздниках. Этот проект был признан лучшим на районном туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников                           “Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”.

  Таким образом, фольклорный материал, объединенный с музыкальными и литературным материалом общей темой, несет огромную развивающую функцию – закладываются основы глубокого понимания русского народного и кубанского казачьего национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение с музыкой своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...

Статья «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"

В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и самор...