Образовательный проект "Моя Родина - Кубань!"
проект (старшая группа) на тему

Дулова Татьяна

Данный образовательный проект разработан для педагогов, которые считают важным реализацию нравственно - патриотического воспитания. Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно - патриотических чувств , через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina_-_kuban.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Ласточка» станицы Выселки  

муниципального образования Выселковский район

                                                                   

         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Моя  Родина – Кубань!»

                                                                                                     

                                                                                                       Разработан:

                                                                                                       воспитателем

                                                                                                       Т. В. Дуловой                                                                                  

2015г.

Актуальность проблемы

       В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

      Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

     Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

     Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной. Быть гражданином – патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.

     В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

         Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается  с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

         Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

   Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

    Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

     Мы живем в Краснодарском крае. А это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями родного края,  родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.

    Имеет свои особенности также этническая и социальная культура нашей станицы Выселки. Здесь проживают люди разных национальностей. Это приучает всех к взаимопониманию, уважению права на индивидуальность, воспитывает толерантность, симпатию и культуру межнационального общения. Ребенок учится ценить «непохожесть» другого, с уважением относиться ко всем без исключения.

     Данный образовательный проект был разработан в связи с тем, что мы, педагоги, считаем важным реализацию задач нравственно-патриотического  воспитания и многие годы работаем в этом направлении. Огромен интерес детей, их родителей к изучению родного края, станицы. Но, несмотря на это, всем практическим работникам дошкольных учреждений недостаточно соответствующих современных методических материалов, разработок, дидактических  пособий по данным темам.

          Мы считаем, что образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

     Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, на мой взгляд, прежде всего необходимо уточнить само понятие нравственно - патриотического воспитания.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре .

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако, зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны  нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Мы выделяем следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

- изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

- создать предметно-развивающую среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.

воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать уважение к труду;

- развивать интерес к русским кубанским традициям  и промыслам;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширить представления о городах России;

-  познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

       Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности:  в процессе образовательной деятельности,  в играх,  в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе развития общества. И важным ее условием вляется тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, цель нашего образовательного проекта:

- воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.

Задачами проекта является:

- изучить теоретические вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.

- изучить формы взаимодействия детского сада с родителями, в том числе

  в   процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

- разработать методические материалы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей (конспекты организации цикла  образовательной деятельности, вечеров досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды и др.»;

- создать коллекцию электронных презентаций для детей по темам: «Кубань — мой милый край», "Россия - родина моя», «Я- гражданин России» и др.  для использования в образовательном процессе ДОУ;

- создать цикл презентаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;

- создать цикл презентаций для педагогов с целью ознакомления, обобщения и распространения опыта работы  по нравственно-патриотическому воспитанию;

- создать систему мониторинга  результатов работы по данному направлению.

  - скоординировать работу по взаимодействию всех участников образовательного проекта (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели всех возрастных групп, учителя-логопеды);

 - разработать перспективные планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;

 - определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России;

 -  определить нетрадиционные  методы и формы работы;

    благоустроить  на территории детского сада «Уголок Кубанского быта»

 -  разработать методические рекомендации по планированию работы  

данного направления.

Объектом исследования  является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности взаимодействия с родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родного родного края, станицы.

  Идея проекта:

 Углублённое знакомство дошкольников со своей малой Родиной, её традициями способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют  лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.

 Замысел проекта:

   Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия и создания условий нравственно-патриотического воспитания у ребенка формируются основы гражданственности, любви к своего отечеству, малой родине и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

     Мы считаем, что для реализации проблемы нравственно-патриотического воспитания целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации, стендов, выпуск брошюр и листовок), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы  по организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, посещения семьи на дому с подробной консультацией на данную тему; новых форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию, использование презентаций на мультимедиа и дисках для просмотра их родителями дома и т.д.), активное взаимодействие во всех  образовательных и досуговых мероприятиях, проводимых специалистами в ДОУ, районные мероприятия.

         При передаче родителям способов организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать такую эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки, семейные традиции.

Практическая значимость проекта:

-  внедрена в практику модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;

-  обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп   в соответствии требованиям ;

- разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;

- подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов,  доклады, консультации для родителей и др.)

 Ожидаемые результаты проекта

- организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного  подхода к педагогической деятельности.

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

-  использование в образовательный процесс  инновационных  форм работы с детьми;

- повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;

-  использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

- рост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.

В развитии дошкольников:

В результате реализации проекта:

1.Дети будут знать свое имя, фамилию, название станицы, страны, свой адрес; называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадь; знать и узнавать флаг, герб, гимн России; герб Кубани, , символику детского сада; называть народные праздники, игрушки, предметы быта; природные богатства России, заботиться об окружающей природе, близких, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками, анализировать поступки, иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.

2. Дети познакомятся с произведениями русского, кубанского фольклора (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами кубанской, русской народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и национальными играми.

3. Дети научатся свободно и раскрепощенно, уважительно общаться со сверстниками и взрослыми разных национальностей.

4. У детей разовьется готовность к народному творчеству, коммуникабельность.

5. У детей будет сформирована выразительная, грамотная речь с использованием форм устного народного творчества.

  6. Будет сформировано позитивное отношение ребенка к окружающему миру, своей семье, другим людям и самому себе.

   7.Будут воспитаны  чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении     на благо Отечества.

  10. Ребенок будет приобщен к опыту культуры, к формам традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильного участия в домашних делах.

  11. У дошкольников сформируется деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

 Механизмы реализации проекта

  Проект реализуется в МБДОУ ДС КВ № 2, целью которого является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС  ДО.

 Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующая ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Ресурсное обеспечение

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета, за счет привлечения благотворительных пожертвований физических и юридических лиц (приобретение игрового оборудования: наглядных материалов, оснащения среды кубанского быта, изготовление национальных и этнических костюмов и др.).

 Краткое описание проекта

       В результате реализации проекта у детей будут сформированы знания о культуре, традициях русского народа,  Кубани, жителях станицы Выселки, своей семьи. Будет развиваться коммуникативно - речевая деятельность через театрализацию произведений детского фольклора. Педагоги - дошкольники получат интересные технологии и формы работы с детьми. Воспитатели, родители и дети приобретут опыт в изготовлении национальных костюмов, предметов быта и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями в организации вечеров досугов и народных праздников.

       Проект будет реализовываться через систему индивидуальных  и групповых форм деятельности с детьми, через мульти- и видеопрезентации для детей, родителей, участие детей и взрослых в подготовке концертов  и фольклорных праздников.

      Участники проекта

 В проект будут вовлечены воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, а также, старший воспитатель, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, воспитатели всех возрастных групп.

Научная основа: 

Концепция проекта основана на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проект находит свое отражение и в ООП ДОУ.

Научная новизна: Новизна  в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Методы исследования: педагогические наблюдения,  анкетирование, беседы,  метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.

 Проект долгосрочный.    

 Сроки реализации: 

 Январь 2015г.- апрель-2016г.

Программа выполнения работ по проекту

1 этап  - Подготовительный

Изучение  теоретических вопросов нравственно-патриотического направления. Подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях.

Сроки: январь 2015 г. – апрель-2015г.

 Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:

- разработка модели образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида;

- создание организационных, научно-методических условий для разработки   и реализации педагогами программ и методических материалов по нравственно-патриотическому направлению.

- отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.

Беседы:

- «К худой голове своего ума не приставишь»;

- «На героя и слава бежит»;

- «Сердце матери лучше солнца согреет»;

- «Шутку шутить – людей насмешить»;

- «Человек без Родины, что соловей без песни».

Образовательная деятельность:

- «История возникновения  Кубани».

- «Ремесла и промыслы на Кубани».

- «Воспитание мальчиков и девочек в кубанских семьях».

- «Семейные традиции».

- «Праздники в кубанских семьях».

- «Народный фольклор, игры на Кубани».

- Викторина «Что мы знаем о Кубани»

Экскурсии с воспитанниками:

- в музей, в библиотеку, парк,  на реку, на луг.

- в этнический уголок (поездка в этническую деревню «Атамань»(педагоги ДОО)

Чтение произведений:

- В.Бакалдин «Моя Кубань».

- Л.Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды».

- «Родная Кубань» - книга для чтения под ред. Профессора В.Н.Ратушника.

Заучивание стихотворений:

- В. Подкопаев «Край наш тополиный»;

- К.Обойщиков «Кубань – земля такая»;

- В. Неподоба «Солнышко проснулось»;

- В. Бардадым «Хозяюшка»;

- А. Пивень – песни, поговорки, смеховинки, «побрехеньки» из казачьего быта;

- К.Обойщиков «Земля родная».

Прослушивание и заучивание песен о Кубани:

- «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В.Захарченко);

- «Кубанские частушки» (куб. нар. песня);

- «Как решил казак осенью жениться» (куб. нар. песня);

- «Ой, по горке» (куб. нар. песня);

- «Варенички» ( куб. нар. песня)

- «Шла дивчина лужками» ( куб. нар. песня);

- «Ой, добрэ вам, молодички» ( куб. нар. песня);

- «Кубанские казаки» - песня-танец.

Игры:

- «Лапта»;

- «Гори, гори ясно»;

- «Апанас»;

- «Петушок»;

- «Корыто»;

- «Тополек»;

- «Подсолнух»;

- «Плетень».

Составление рассказа:

- «Старину мы уважаем, старину мы бережем».

Рассматривание иллюстраций с изображением казачьего подворья

2 этап –  Основной этап.

Реализация проекта деятельности.

Сроки: май 2015 г. Декабрь 2015г.

Этап включает в себя следующие направления деятельности:

 - разработка системы мониторинга  по отслеживанию результатов работы по  нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

- разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 Цикл практических дел:

- изготовление альбомов «Моя любимая  станица», «Ремесла и промыслы на Кубани».

- изготовление наглядных пособий: кубанская хата.

- оборудование этнического уголка.

Музыкальные развлечения:

- «Осенняя ярмарка».

- «Рождество».

- «Масленица».

- «Пасха».

- «Праздник первой косички».

- «Новоселье в кубанской хате».

Художественно-творческая деятельность:

- «Рушники кубанских мастериц».

- «Кубанская народная вышивка».

- Мастер-класс с родителями «В мастерской у Тетушки Хлебное зернышко»

3 этап -Заключительный этап

Анализ и оценка результативности реализации проекта.

Сроки: январь 2016г. – апрель 2016г.

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

-осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

- выставка детских работ.

- экскурсии в этнический уголок детей других групп.

Критерии отслеживания результатов проекта

Экспертные оценки реализации проекта (творческая группа педагогов) по направлениям:

- познавательное  развитияе детей через ознакомление с культурой и литературой России, Кубани, станицы Выселки.

- повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей

(реальные достижения детей в разных видах образовательной деятельности);

- качество готовности детей к школьному обучению.

Владеет достаточно хорошо:
Ребенок знает свое имя, фамилию, название своей станицы, края, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны станицы , 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России;  называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Владеет не достаточно:
Знает свое имя, фамилию, название страны, своей станицы, свой адрес; флаг, герб, гимн  России, затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 
Не владеет:
Не знает названия страны, своей станицы; своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родной станицы; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Уровень основной направленности инновационной деятельности:

- повышение качества деятельности педагогов:

-  результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;

- личностный рост педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).

- изменение отношения родителей к деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию своего ребенка (степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).

- изменение  предметно-пространственной среды и интерьера ДОУ.

Научно-методическое обеспечение проекта

Условия, созданные для реализации проекта

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей направлена на:

- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых  методик и технологий, средств нравственно-патриотического воспитания детей;

- восстановление традиций семейного воспитания в нравственно-патриотическом воспитании и  вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;

     С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным           вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы, как семинары, дискуссии, педагогическая мастерская и другие.

Понимая важность нравственно-патриотического воспитания детей на дошкольном этапе, на протяжении нескольких лет педагоги углубленно работают по проблеме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Разработана система организационно-методических мероприятий, направленных на познавательное  развитие  старших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию:

- перспективные планы для всех возрастных групп;

- циклы экскурсий,  игр  с патриотической тематикой и т.д.

 Предметно-развивающая среда

На данный момент в  группе создана предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данная развивающая среда построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Многие материалы изготовлены руками воспитателей и родителей. Есть стенды, где представлена символика России, Кубани. Выделены локальные среды (уголки, центры), отражающие особенности  культуры и традиций народа Кубани. Совместно с педагогами и родителями  воспитанников  на территории детского сада оборудован «Уголок Кубанского быта». Проведен  профессиональный конкурс на лучшее оформление и организацию предметно - пространственной среды групп с целью нравственно-патриотического воспитания детей.

При создании предметно-развивающей среды  педагоги руководствуются современными  наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек), обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Образовательный процесс в ДОУ строится на основе ООП ДОУ, в ней отражена  работа по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с  образовательным проектом.

  Взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по реализации проекта

Взаимодействие педагогов  и родителей детей дошкольного возраста с целью реализации проекта  нравственно-патриотического воспитания осуществляется нами через:

-  приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, приобщении детей к культуре и традициям своего народа;

-  активное участие родителей в процессе ООД в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, презентации, выставки детских работ, обновление материалов сайта, которые позволяют родителям ближе познакомиться  с особенностями работы по нравственно-патриотическому воспитанию, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка ;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и  образовательного учреждения .

Взаимодействие с социумом.

Разработаны совместные мероприятия: круглые столы, заседания семейных клубов; тематические дни открытых дверей; праздничные мероприятия и благотворительные акции, экскурсии и совместное участие в мероприятиях.

В данном блоке представлен не полный анализ деятельности. Но педагоги способны обеспечить достаточно высокий уровень качества образования в рамках обновления содержания дошкольного образования в целом и  в реализации  инновационных подходов  в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Определенность перспектив работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:

- повышение  качества  образования за счет совершенствования методики проведения ООД;  

- расширение возможностей проекта за счет использования новых методических материалов;

- разработка более качественной системы диагностики нравственно-патриотического воспитания  дошкольников;  

Оценка результатов.

    Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям (участники образовательного процесса: дети, педагоги и родители). Определение уровня освоения знаний детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, в процессе педагогических наблюдений, анализа продуктов детского творчества.

   По окончании реализации проекта будет проведено анкетирование всех участков образовательного процесса с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

Формы предоставления результатов.

Результаты проекта планируется представить в форме:

 Методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.

 Планируемая  популяризация  данного проекта

Данный образовательный проект будет осуществляться различными путями:

- через участие в работе методических объединениях МО Выселковский район;  

- через презентацию данного проекта для детей и родителей ДОУ, педагогов.

- через средства массовой информации, сети интернет.

 Заключение

  В соответствии с задачами проекта изучены теоретические вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родной станицы, края, страны.

 Определено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

 Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному –станица, край, страна.

 Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Литература

  1. Акулова О. Дошкольное воспитание» № 4. 2005 г. ст. 24.
  2. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическое воспитанию // Ребёнок в детском саду. №2
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  6. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
  7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
  8. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
  9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  10.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
  11.  Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с
  12.   Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г. 
  13.  Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.
  14.  Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru
  15.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
  16.  Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  17.  Патриотическое воспитание. // Ребёнок в детском саду. №5 – 09.
  18.  Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
  19.  Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Малая Родина - Кубань» старший дошкольный возраст

Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.Вид, тип проекта: комплексный, длительный, тво...

Проект «Малая Родина — Кубань»

Проект «Малая Родина — Кубань»Проект «Малая родина Кубань»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный проектВид проекта: ИнформационныйСрок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)Участн...

проект "МОЯ РОДИНА - КУБАНЬ"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, традициям своей малой Родины - важная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка....

проект "МОЯ РОДИНА - КУБАНЬ"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, традициям своей малой Родины - важная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка....

Тематическое планирование работы над проектом «Моя Родина – Кубань!» в подготовительной группе.

Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению....

Проект "Моя Родина-Кубань"

Работа с детьми и привитие им знаний о  Родине -Кубань...

Тематическое планирование работы над проектом "Моя Родина- Кубань!" в подготовительной группе.

Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению....