Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
материал по теме
Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_r_k.docx | 39.75 КБ |
regionalnyy_komponent.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей Амурской природы, сборники музыкальных произведений.
3 слайд 11
В феврале прошел конкурс «Краеведческих уголков».
В каждой группе были оформлены краеведческие уголки. В них собран материал для работы с детьми. Воспитатели групп подошли к созданию уголков творчески. В уголках есть макеты с достопримечательностями города, игрушки редких диких животных Дальнего востока, альбомы, карта Амурской области, кукла казачка и казак, геральдика, коллекции семян злаковых культур, выращиваемых у нас в области, книги про Благовещенск альбомы про быт предков, фотоальбомы, географические карты, рисунки и поделки детей и т.д.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы.)
12 слайд
2 июля походил праздник «Люблю березку Русскую» для всех возрастных групп.
Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Для праздника родители шили детям костюмы, учили стихи, создавали поделки и рисовали рисунки, для конкурса «Семейные фотографии с березкой» организовали фотосессии. На празднике дети играли в русские народные игры, пели песни, водили хороводы, гуляя в берёзовые рощи расколдовывали русские березки, заколдованные бабой ягой отвечая на вопросы о русских березах. Провели конкурсы: для мальчиков «Кавалер для березок», для девочек «Костюм для березки». Познакомили детей с русским народным обрядом и провели его повязывали цветные ленточки загадывая желания на счастье, удачу. Праздник прошел удачно, дети были активны, получили удовольствие, заряд энергии и бодрости. На празднике присутствовало очень много родителей, которые были активными помощниками. Все участники получили призы, дипломы и сертификаты. На память остались фотографии.
Как большая кошка он
Грациозен и умен
Но не любит разных игр
Полосатый грозный … тигр
13 слайд
29 июля Международный день тигра. К этому дню при участии управления образования города Благовещенска был организован праздник для всех детей детского сада «День тигра». Полосатый символ Приморья так еще называют тигра. Дети получили знания о жизни тигра. Родители с детьми рисовали рисунки, делали поделки, шили костюмы. Педагоги детского сада организовали флэш-моб, дефиле, выставку рисунков и поделок. Творческая группа оформили презентацию по итогам праздника.
14 слайд - 16
С 25 января по 1 февраля 2016 года в детском саду проходил КОНКУРС «ОТЧИЙ ДОМ – ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ»
Для конкурса было разработано положение в нем были прописаны все условия (сроки, место проведения, форма проведения, состав жюри). Конкурс походил 1 неделю, в нем принимали участие родители, дети и педагоги. Родители совместно с детьми делали поделки, рисунки в которых были отражены характерные особенности земли Амурской (лотосы, космодром восточный. Райчихинский разрез, достопримечательности города и т.д). Была организована выставка работ. Подведение итогов и награждение прошло 2 февраля. Все участники получили грамоты, победители дипломы.
17 слайд 18
Награждение.
Накопив материал, мы постепенно подошли к
непрерывной образовательной деятельности (3 этап)
с 4 по 8 апреля прошла неделя педагогического мастерства по внедрению регионального компонента в непрерывную образовательную деятельность.
Во всех группах прошли занятия:
«Моя семья» - младшая группа
«Дикие животные Амурской области» - средняя группа
«Волшебный лотос» - средняя группа
«Лекарственные растения Амурской области» - старшая группа
«Родина моя» - Подготовительная группа
О некоторых расскажу чуть подробней.
Крепкий камень, не гранит Зимой в печках он горит … Согревая каждый угол, Это чёрный камень .. ( уголь)
19 слайд
«Добыча угля в Амурской области»
(средняя группа)
Цель 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности. 3. Развивать сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы. 5. Дать представления как добывают каменный уголь в Амурской области, как он используется человеком. 6. Познакомить с месторождениями каменного угля в Амурской области
7. Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа: Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»
Дети отправились в «детскую научную лабораторию», где проводили опыты с углем. Дети узнали, что уголь прочный но не настолько как мрамор, что при ударе он рассыпается т.е он рассыпчатый, хрупкий. Рассмотрели уголь при помощи лупы и сделали вывод, что он пористый как дерево. Опустив в воду он опускается на дно и появляются пузырьки это выходит. Дети сделали вывод, что уголь тяжелый и в нем много пор т.к выходил воздух. Дети увидели, что вода становится мутной и при помощи палочки проверили, что он не растворяется. Для знакомства детей с месторождением каменного угля педагоги использовали презентацию.
Загорелся огонёк,
Но не греет и не жжёт,
На воде он плавает
Красотой нас радует!
Ответ: Лотос
Автор: Леонов В.А
20 слайд 21
«Лотосы из бумаги своими руками»
(старшая группа)
Задачи:
- Познакомить детей с одним из семи чудес Приамурья – лотосом.
- Учить детей создавать выразительные аппликативные образы цветов.
- Совершенствовать технику объемной аппликации.
- Совершенствовать умение работать ножницами.
- Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к изготовлению поделки своими руками.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.
Для ознакомления детей с лотосом педагог использовала презентацию. Дети узнали, что лотос – одно из самых древнейших цветов на земле, что он один из семи чудес Приамурья. Дети были селекционерами и выводили разные сорта лотоса для это использовали разные цвета бумаги. Учились конструировать из бумаги цветок.
Пахучий кустарник на кочке растет,
Не ярко, но пышно летом цветет.
Название он рододендрону дал,
А сам незнакомцем для жителей стал.
(Багульник)
22 слайд
«Багульник»
(старшая группа)
Задачи:
познакомить детей с красной книгой, с охраняемыми растениями Амурской области, включенных в региональную Красную книгу.
Развитие познавательного интереса к природе Амурской области, мыслительной способности, логического и творческого мышления.
воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора.
На данном занятии детей познакомили с красной книгой Амурской области. Педагог познакомил детей с кустарником, внесенным в красную книгу. Предложили детям создать в группе свою красную книгу с первой страничкой рисунком кустарника Багульник. Воспитатель использовала нетрадиционную технику рисования раздувание кали краски при помощи трубочки, а цветы на кустарнике рисовали ватными палочками - тычком, зеленые листики пальчиком.
23 слайд
«Жизнь и быт наших предков»
(подготовительная группа)
- Формировать первоначальное представление о своей стране.
- Познакомить детей с историей родного края, с жизнью наших Предков.
- Развивать историческую память детей, познавательные способности.
- Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам.
- Активизация словаря: племена, крестьяне, переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда, предметы быта.
- Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.
Дети совершили путешествие в далекое прошлое нашего Родного края. На машине времени они попали в музей. Познакомились с жизнью и бытом наших предков. Воспитатели для ознакомления детей с жизнью предков использовали презентацию. Была продуктивная деятельность. Дели из глины лепили утварь «Глиняные горшки». Дети получили большой объем знаний по данной теме.
Педагогический совет
24 слайд
21 апреля прошел педагогический совет в форме игры «Что? Где? Когда?»
Задачи:
- Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов.
- Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению.
Вопросы для игры были связаны с Амурской областью. Вопросы были в разных формах: видео вопрос, блиц опрос и естественно была музыкальная пауза. По результатам игры выбирали «Знатока Амурской области». Все участники игры получили сертификаты.
ВЫВОД: Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер. Если есть желание можем поделиться материалами по краеведению в электронном виде.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский . « Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» «Конвенция о правах ребенка», статья 29
Краеведческие уголки групп Старшая группа
Младшая группа
Подготовительная группа
Старшая группа
Младшая группа
Старшая группа
Средняя группа
Средняя группа
Конкурс «Люблю березку Русскую»
День Тигра
Конкурс «Отчий дом – земля Амурская»
Награждение участников конкурса «Отчий дом – земля Амурская»
Непрерывная образовательная деятельность тема «Добыча угля в Амурской области» средняя группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Лотосы из бумаги своими руками » с таршая группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Багульник» с таршая группа
Непрерывная образовательная деятельность т ема «Жизнь и быт наших предков» п одготовительная группа
Задачи: Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению. Педагогический совет тема: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ» в форме игры «Что? Где? Когда?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.
Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...
"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"
В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...
Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Материал по теме...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Наследие Екатерины -это парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
МУЗЕЙ - это наше наследие, а когда живешь в историческом городе Санкт-Петербурге и пригороде, то зайти в прошлое нашего Царского села познакомить детей с красотами наша обязанн...
Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....