"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"
статья на тему

Ванишвили Наталья Владимировна

В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx333.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

на тему

«Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»

Подготовил:

старший воспитатель

I квалификационной категории

Детского сада «Улей»

Ванишвили Н. В.

Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста .

Концептуальной основой государственных образовательных стандартов являются принципы демократизации и регионализации.

Региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона, позволяет обеспечить эффективное управление, планирование, способствует развитию сферы образовательных услуг и обеспечивает многообразие образовательного пространства России. Развитие образования в этом направлении закреплено в национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов. При этом единое образовательное пространство гарантируется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Демократизация образования предоставляет образовательным заведениям самостоятельность и возможность выбора своей стратегии развития, методов работы, отражения запросов детей и родителей, создания различных авторских образовательных программ.

Имея определенную самостоятельность, педагогические коллективы учебных заведений разрабатывают в каждом отдельном случае свое содержание образования. Широкие возможности, предоставляемые образовательным учреждениям принципом демократизации, и определенные ограничения образовательных стандартов привели к возникновению новой образовательной ситуации.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Развитие личности ребенка всегда происходит в социокультурном пространстве того или иного региона, обладающего своей историей, культурой, менталитетом, куда ребенок включается самим фактом своего рождения. Однако, при отборе содержания регионального компонента дошкольного образования невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений даже заинтересованного взрослого. Мы учитываем возможности ребенка дошкольного возраста, его интересы, предпочтения. 

Возрождая традиционную народную культуру нельзя не учитывать региональный аспект той или иной местности, ее историко-культурную специфику. У каждого человека есть место, где он родился и живет, он с гордостью может назвать его своей Родиной. У каждого края - своя история, свои традиции. Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности - нет личности, без личности – нет народа.

Задачи образовательной деятельности с детьми:

  1. Формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии Алтайского края
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы Алтайского края.
  3. Знакомить детей с историческим прошлым края, родного села.

Продолжать развивать у дошкольников интерес к селу, его достопримечательностям. Дать представления о названии села, улиц, которые рассказывают об историческом прошлом . В селе есть памятники и  сооружения, отражающие историю напоминающие о событиях, людях и их вкладе в развитие села Продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Алтае.

Воспитание у детей этих качеств не может быть обозначено словом «рано». Считаем , что прививать любовь к Родине, знакомить с ее историей и традициями надо с младшего дошкольного возраста , т.к. в этом возрасте идет чувственное познание мира. Практический опыт показал, что для этого возраста доступными являются «малые формы фольклора» - потешки, загадки. Свою работу важно строить по принципу от малого к большому, от близкого к далекому. В распределении материала для детей 4-5 лет учитывается принцип – природосообразности и хронологии событий. В этом возрасте у детей практическое познание мира, идет установление причинно-следственных связей. В старшем дошкольном возрасте память носит в основном произвольный характер, ребенок лучше запоминает то, что находится вокруг него, что он видел, чем играл, нежели то, о чем ему рассказывали. «Память ребенка – это его интерес», - говорят психологи. Именно в этом возрасте идет умопостижение истины.

Задачи образовательной работы с детьми младшего возраста

-сформировать представления о себе, как о члене общества;

- углубить представления детей о составе своей семьи;

-вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных;

- знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы.

Задачи образовательной работы с детьми среднего возраста

-Дать представления об  природе в разное время года. Познакомить с наиболее распространенными  птицами, животными, насекомыми, растениями.

- Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в продуктивной деятельности, подводить к созданию выразительного образа.

-конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;

- углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге;

- уточнить и расширить представление детей о родном селе

Задачи образовательной работы с детьми старшего возраста

1.Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Алтая: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире  региона.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Алтае.

4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры:

- познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Алтая;

- с произведениями декоративно-прикладного искусства

- развивать умение понимать художественный язык народного искусства, 5.Расширять представления детей о столице края : гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др.).

Детский сад – второй дом ребенка и детям должно быть комфортно в этом доме, он нуждается в ласке, требует к себе внимания. И если мы, взрослые, согреем его теплом своего сердца, лаской и заботой, он отдаст взамен тоже «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость.

Для работы по данной теме подобран наглядно-демонстрационный материал, подборка презентаций по региональному компоненту, в группах организованы мини-центры по краеведению, оборудование в которых соответствует возрастному цензу воспитанников. По серии конспектов были проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента может осуществляться как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию различных образовательных областей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.

Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Наследие Екатерины -это  парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

МУЗЕЙ - это наше наследие, а когда живешь в историческом городе  Санкт-Петербурге и пригороде, то зайти в прошлое  нашего Царского села  познакомить  детей с красотами наша обязанн...

Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....