Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
методическая разработка (старшая группа) на тему

АКМАТОВА АЙНУРА АСАНКУЛОВНА

 

В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октября 2018 года.

Цель: формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с традициями русского народа;

Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;

Познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

Формировать умение скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

Способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

Формировать эстетический и художественный вкус;

Побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;

Предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

Содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

Прививать основы культуры труда;

Способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

Все мы знаем, что в соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и другие.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В нашем ДОУ определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины, через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются и народные тряпичные куклы. Особенно в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы, взрослые всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность, а для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания стала разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Тряпичная кукла - это пласт, народного искусства. Он является многогранным драгоценным камнем, который нужно изучать со всех сторон. Почему я, выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом. Создавая наш мини- музей мы думали о том, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и большие тиражи кукол, но и игрушки изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, мастерство, мечты и желания. Важным условием эффективной реализации регионального компонента дошкольников является, на мой взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Важно, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в своей деятельности, особое внимание уделяю работе с родителями. Я глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений интегрирую усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повышаю роль семьи, как проводника социализации. Для успешной реализации, данного проекта и создания мини-музея, организации исследовательской деятельности в первую очередь, были привлечены родители моих воспитанников, были проведены консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей», показ мастер-классов с участием, более взрослого поколения, а именно бабушек, у которых хранятся подобные игрушки. Сегодня вашему вниманию, представляю мини-музей, созданный руками родителей в совместном творчестве семьи.

«Куклы из бабушкиного сундука», «Куклы из соломы», «Пеленашка», «Кувадка», «Зайчик на пальчик», «Сибирячка», «Филипповка»,

«Коза», «Рождественский Ангел», «День и ночь», «Крупеничка», «Домовёнок Кузя», «Кубышка-Травница», «Птичка», «На здоровье», «Желанница», «Пасхальный кролик», «На счастье».В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Наш мини-музей, будет постоянно пополняться новыми экспонатами. Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет, мне реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы. Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада, да и потом, мини-музей в группе играет роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.

Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...

"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"

В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Наследие Екатерины -это  парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

МУЗЕЙ - это наше наследие, а когда живешь в историческом городе  Санкт-Петербурге и пригороде, то зайти в прошлое  нашего Царского села  познакомить  детей с красотами наша обязанн...

Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....