Занятие "Путешествие по Югре"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Вашему вниманию было представлено занятие «Путешествие по Югре» с детьми подготовительной группы. Данное занятие развивающего типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_po_yugre.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Березка» п. Зеленоборск

САМОАНАЛИЗ  ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

в подготовительной группе

 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»

г.п. Зеленоборск

Вашему вниманию было представлено занятие «Путешествие по Югре» с детьми подготовительной группы. Данное занятие развивающего типа и направлено на решение следующих задач:

Образовательные задачи: расширить знания детей о родном крае, гербе Советского района; систематизировать знания детей о природе нашего края, лесе, животном и растительном мире, его богатстве, о профессиях. Познакомить с отдельными движениями хантыйских танцев. Развивающие задачи: развивать интерес к познанию природы средствами эксперимента. Обогащать словарный запас. Поощрять самостоятельные «открытия».

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, городу, коренным жителям, заботливое отношение к природе.

Все задачи одинаково важны.

Структура занятия соответствует задачам, учитывает психические и индивидуальные возможности детей 6-7 лет. Деятельность детей носит развивающий характер.

Этапы занятия были последовательны и взаимосвязаны между собой, достаточно плавно вытекали один из другого, и выдерживались во времени Использовались формы организации: совместная деятельность воспитателя и детей и индивидуально.

Технология построения занятия состоит из следующих аспектов. Введение в игровую ситуацию. Использование карты дало возможность заинтересовать детей и выполнять занятия. Во многих заданиях присутствовали мыслительные операции (проведение эксперимента, дидактическая игра «Кто я? Угадай», Использование слайдовой презентации). Во время эксперимента у детей проявлялись способности вести диалог, умение аргументировать, говорить, выдвигать гипотезы. Применяя такие виды деятельности, воспитываю умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Во время занятия дети получили новые знания. Совершили небольшой экскурс в историю края. Материал для занятия был подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

В ходе занятия были использованы здоровьесберегающие технологии: это динамические паузы, физкультминутка, которая не только привела в тонус все основные мышцы детей, но и послужила мостиком к выполнению следующих заданий. Занятие соответствует санитарно - гигиеническим правилам, длительность не превышает 30 минут.

Осуществлялся дифференцированный подход.

Учитывалась структура проведения занятия:

  •  ситуация успеха;
  •  эксперимент;
  •  анализ учебных задач;
  •  итог подводят дети.

Были использованы методы:

  1.  Репродуктивный (направлен на закрепление навыков)
  2.  Исследовательский (направлен на проявление творчества)
  3.  Информационно - рецептивный (направлен на получение информации).

Приемы:

  1.  Беседа
  2.  Дидактическая игра
  3.  Художественное слово
  4.  Отгадывание загадок
  5.  Поощрение ответов детей

Объем предложенного для усвоения нового и повторения изученного материала, а также использование методов и приемов считаю оптимальным для данной категории детей.

Сочетание разнообразных видов деятельности на занятии способствовало активизации детей, развитию у них внимания, памяти, наглядно-образного мышления.

На протяжении занятия старалась оказать индивидуальную помощь замкнутым детям, одобрить их действия. Воспитательный эффект присутствовал на протяжении всего занятия - дети спокойно общались друг с другом, оказывали взаимопомощь.

Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию. Цель была достигнута.

Весь материал постаралась преподнести в игровой форме, так как считаю, что только через игру ребенок может правильно понять жизнь, принять и использовать накопленный опыт.

Речь воспитателя на занятии была доступна, логична, эмоциональна.

Завершающим этапом занятия является рефлексия воспитанников собственной деятельности: самоанализ, самооценка. Этот прием помогает детям объективно оценить свою работу на занятии.

Муниципальное  Автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Березка» п. Зеленоборск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

в подготовительной группе

 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»

г.п. Зеленоборск

Программное содержание:

Образовательные задачи: расширить знания детей о родном крае, гербе Советского района; систематизировать знания детей о природе нашего края , лесе, животном и растительном мире, его богатстве, о профессиях. Познакомить с отдельными движениями хантыйских танцев. Развивающие задачи: развивать интерес к познанию природы средствами эксперимента. Обогащать словарный запас. Поощрять самостоятельные «открытия». Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, городу, коренным жителям, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: герб, малая Родина, ельник, березняк, сосновый бор, двускатные крыши, коренные народы.

Оборудование: картонный домик, слайдовая презентация, карта, картинки с символами, ягоды клюквы, клей - карандаш, салфетки по количеству детей, подкладной лист.

Методы:

  1.  Репродуктивный (направлен на закрепление навыков)
  2.  Исследовательский (направлен на проявление творчества)
  3.  Информационно - рецептивный (направлен на получение информации).

Приемы:

  1.  Беседа
  2.  Дидактическая игра
  3.  Художественное слово
  4.  Отгадывание загадок
  5.  Поощрение ответов детей

Ход занятия:

  •  Давайте поздороваемся, ребята!
  •  Здравствуйте, меня зовут Ольга Анатольевна!
  •  Ребята, чего мы желаем, когда здороваемся? Как вы думаете?
  •  Правильно, здоровья.
  •  Давайте мы пожелаем гостям, себе и каждой частичке нашего тела здоровья!
  •  Повторяйте за мной движения.
  •  Здравствуйте, здравствуйте, наши руки, хлоп - хлоп!
  •  Здравствуйте, Здравствуйте, ноги, топ - топ!

-Здравствуйте, наши ладони, хлоп - хлоп!

  •  Здравствуйте, наши колени, шлеп - шлеп!
  •  Здравствуйте, пухлые щечки, пух - пух!
  •  Здравствуйте, ноготочки, тук - тук!
  • Здравствуй, веселый мой носик, шмыг - шмыг!
  •  Ноги - пружинки, привет! Прыг - прыг!
  •  Мы улыбнемся друг другу с тобой. Здравствуйте, дети, поиграйте со мной!
  •  Давайте еще раз поздороваемся!
  •  Здравствуйте!

Послушайте стихотворение Анюты Новиковой:

«Мой город Советский.

Живу я в нем с детства.

В пять лет я приехала

С папой сюда.

Семь лет пролетело.

Здесь я повзрослела,

Друзей и подружек Себе я нашла.

Мой город таежный.

С окраины можно,

В сторонку шагнув,

Оказаться в тайге:

Мой маленький город Совсем еще молод,

Он просто ребенок В сибирской семье.

  •  Ребята, о каком городе идет речь в стихотворении? (о г. Советском).
  •  А вы любите свой город?
  •  За что вы его любите?

У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас - это город Советский.

  •  Ребята, а как называется наш округ?

Правильно, ХМАО - Югра. В этом году нашему округу исполнилось 80 лет. Ч вам предлагаю совершить путешествие по нашему округу.

  •  Вы согласны?
  •  Для путешествия нам понадобится карта, на которой мы будем отмечать наш путь.

Показ карты.

  •  Посмотрите, пока наш лист не похож на карту, но по ходу нашего путешествия мы будем наклеивать на лист условные знаки. В конце нашего путешествия лист превратится в карту, которой смогут пользоваться и другие дети. А мы с вами будем первооткрывателями. Отправляемся в путь!

1-я станция:

  •  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это такое? Правильно, герб.

Многие города, районы, области округа имеют свой герб. Герб - это отличительный знак данной местности. И наш Советский район тоже имеет свой герб.

  •  Какие два цвета вы видите на гербе?
  •  Что обозначает зеленый цвет? (цвет нашего леса, тайги)
  •  А что обозначает синий цвет? (цвет многочисленных рек, озер)
  •  На гербе имеется изображение ели. Что оно означает? (дерево символизирует развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности).
  •  Какая птица изображена на гербе? (глухарь, его еще называют лесным петухом).

Глухарь символизирует богатство животного мира, района.

  •  Что еще изображено на гербе? (факел - он символизирует богатство района природным газом).

_ Молодцы ребята, вы много знаете о своем районе, его богатствах.

Сейчас мы с вами разместим герб нашего района на карте. Приклеиваем герб. 2я станция:

  •  Наш край - край лесов.
  •  Ребята, какие деревья растут в наших лесах?

Наш лес называется тайгой.

  •  А как называется лес, состоящий из одних елей? (ельник)
  •  А если в нем растут только сосны? (сосновый бор).
  •  Только березы? (березняк)
  •  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку.
  •  Какие деревья вы видите?
  •  Что у них общего?
  •  Каким одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные)
  •  Ребята, как вы думаете, почему в наших лесах растут в основном хвойные деревья? (потому что хвоя надежно защищена от суровых морозов оболочкой).
  •  Чем еще похожи хвойные деревья? У них конусообразная форма кроны. В природе нет ничего случайного.
  •  Как вы думаете, почему у хвойных деревьев такая крона? (Для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их).

-Где человек использует это?

  •  Крыши домов там, где мы живем, делают двускатными.
  •  Как вы понимаете это слово?

Опыт:

На стол ставится дом, сделанный из коробки. У него нет крыши. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, но разной длины.

  • Ребята, давайте сделаем для нашего дома «крышу», из самой длинной картонки и проверим, будет ли удерживаться на нем снег (кубик).
  •  Давайте увеличим угол (картонка покороче складывается пополам)
  •  Будет ли скатываться снег?
  •  И так дальше до тех пор, пока «снег» не перестанет сползать по крыше,
  •  Какую крышу вы бы выбрали для своего дома? Поему?

(приклеиваем деревья и дома).

Зя станция Надевая на голову...

  •  Я сейчас не Ольга Анатольевна, а коренной житель нашего округа.
  •  Назовите коренных жителей нашего округа. (Ханты - Манси)
  •  Меня зовут Аннэ. А это мой дом. Может быть, вы знаете, как он назывался (чум)
  •  Я научу вас особенным движениям моего народа. Повторяйте за мной!
  1.  Оленьи рога.
  2.  Олени бегут.
  3.  Ищут ягель.
  4.  Едят.
  5.  Охотник едет на оленях.
  6.  Охотник стреляет.

Итак, все вместе, начали!

  •  Молодцы, ребята!
  •  В нашем стойбище есть обычай - завязав ленту, загадать желание. И оно обязательно исполнится.

Дерево желаний.

Наклеиваем чум, оленя.

4я станция.

Птицы и звери в наших лесах живут сильные, выносливые, которые приспособились к суровым, холодным зимам.

  •  Назовите птиц нашего края?
  •  Назовите животных нашего края
  •  Молодцы, ребята!

Игра «Кто я? Угадай?»

Детям необходимо узнать животных по одной из части тела.

А сейчас отгадайте загадки о животных.

Легкий наездник вершины дерева (белка)

Косой бес поскакал в лес (заяц)

Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)

Кто на себе лес носит? (олень)

Ползун ползет, иглы везет (еж)

Наклеиваем животных.

5я станция

Ребята, наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц

  •  Чем еще богат наш округ? (нефтью, газом).
  •  Как вы думаете, зачем людям нужна нефть?
  •  Как называется профессия людей, которые добывают нефть? (нефтяники).
  •  Зачем людям нужен газ?
  •  Как называется профессия людей, которые добывают газ? (газовики). Наклеиваем вышку, людей.

Самое главное богатство нашего края - это люди.

  •  А вы знаете стихи о нашем крае?

Чтение детьми стихов.

Фоном природа...

  •  Эта красота, эти бескрайние леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас.

А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу.

  •  Что мы для этого должны сделать?

(любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, сохранять ее богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.

ИТОГ:

  •  Ребята, у вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Возьмите листок картона и клей. Если у вас сейчас хорошее настроение - приклейте на верху листа солнышко, среднее - облако, плохое - тучку.

Если понравилось на занятии, то приклейте высокую елку, не очень - низкую. Если вы испытывали затруднения на занятии пенек. Если затруднений не было - украсьте елочку звездой.

Поднимите ваши открытки и покажите их всем.

Отложите все на край стола, расслабьтесь, вздохните воздух полной грудью, выдохните. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Спасибо за занятие. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...