Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну Калевала» в подготовительной группе.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Дубровская Татьяна Михайловна

    Интегрированное занятие для ознакомления дошкольников с эпосом "Калевала"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx22.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Шуйская средняя общеобразовательная школа №1

    Конспект интегрированного занятия

     для детей старшего дошкольного возраста

     «Путешествие в страну Калевала».

    Воспитатель  

     Дубровская Татьяна Михайловна,

    Участница республиканского конкурса

     «Воспитатель года Республики Карелия»

    25.04.2014 г.

    Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре Карелии, посредством ознакомления их с карело-финским эпосом «Калевала».

    Задачи:

    • Воспитывать чувства любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания героям эпоса.
    • Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи), с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле.
    • Развивать эстетическое восприятие картин, эстетический вкус, умение определять настроение, характер героя.
    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Обогащать словарь детей (руны, кантеле, Похъяла, Калевала, Лоухи, Айно, Вяйнямейнен, мельница Сампо).

    Материал: столы и стулья по количеству детей, куклы-герои эпоса, иллюстрации к эпосу, альбомные листы, карандаши, мелки, готовые образцы-раскраски, карельский костюм для воспитателя, кирпичики для импровизированного костра, пазл (крышка мельницы Сампо).

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

    Ход занятия: В группу входит воспитатель в карельском костюме. Здоровается на русском и карельском языках. «Здравствуйте, Terveh Teile. Я приехала к Вам из поселка Шуя. Я работаю там воспитателем. Мои дети очень любят сказки. А Вы любите сказки?» (Ответы детей).

    Ребята, я приглашаю Вас в путешествие  в сказочную страну Калевала. Нам предстоит далекий путь. Вы готовы? Для того чтобы быстрее добраться в эту удивительную страну, нам надо превратиться в великанов. Давайте потянемся вверх. Мы идем большими шагами через карельские скалы и озера, руками раздвигаем величественные сосны. И вот, вдалеке, виднеется страна Калевала.  (Дети рассаживаются  на стульчики, расставленные полукругом. В центре группы импровизированный костер.)

    Мы долго шли и устали, давайте отдохнем и погреемся у костра. Что можно сделать, чтобы костер разгорелся вновь? (ответы детей) Давайте подуем на угли. Протяните свои руки и почувствуйте, как тепло. В такие далекие путешествия, в старину, брали с собой сказочников, они пели руны. Когда один уставал, другой подхватывал. Сегодня я буду вашим сказочником. Я прочитаю для Вас руны - это такие песни.

    (Показ  иллюстрации, где изображены 2 рунописца, держащиеся за руки). Давайте тоже возьмемся за руки.

    Так давай свои мне руки,

    Пальцы наши вместе сложим,

    Песни славные споем мы,

    Начиная с самых лучших;

    Первая руна. (Провести по струнам кантеле). В каждой стране люди придумывали, откуда произошла жизнь. В Карелии считали, что из яйца. Об этом поется в первой руне.

    Из яйца, из нижней части,

    Вышла мать-земля сырая,

    Из яйца, из верхней части,

    Солнце светлое явилось,

    Из белка, из верхней части,

    Ясный месяц появился,

    Из яйца, из пестрой части,

    Звезды сделались на небе,

    Из яйца, из темной части,

    Тучи в воздухе явились.

    Вторая руна. Сотворение кантеле. Один из главных героев Калевалы - это Вяйнямейнен. (показать куклу). Он очень красиво умел играть на кантеле и сам его изготавливал. Однажды, он поймал щуку, и смастерил из нее себе кантеле. Кантеле-это карельский музыкальный инструмент. ( Дать поиграть детям). А теперь послушайте, как звучит кантеле. (Включить мелодию-кантеле).

    Короб кантеле откуда?

    Он из челюсти той щуки.

    Гвозди кантеле откуда?

    Из зубов огромной рыбы.

    Струны кантеле откуда?

    Из волос коня у Хийси.

    Создан короб многострунный,

    Кантеле давно готово.

    Третья руна. Как в любой сказке есть добро и зло, так и в Карелии была светлая страна, где живут добрые люди-Калевала и темная-страна Похъяла, где живет злая старуха Лоухи. (Показать куклу) Посмотрите на нее и скажите, какая она? (ответы детей). Вяйнямейнен так хорошо играл на кантеле, что однажды, даже солнце и месяц вышли кантеле послушать и игрою насладиться. (Провести по струнам). А старуха Лоухи украла месяц и солнце и спрятала их в пещеру.

    Старый, верный Вяйнямейнен

    Все на кантеле играет,

    Пеньем радость пробуждает.

    Звуки к месяцу доходят,

    Донеслись к окошку солнца.

    Из избы тут вышел месяц,

    На кривую влез березу,

    Вышло солнышко из замка,

    На сосновой ветке село,

    Чтобы кантеле послушать.

    Лоухи, Похъелы хозяйка,

    Редкозубая старуха,

    Тут же солнышко схватила

    И взяла руками месяц.

    Унесла домой с собою,

     В Похъялу, страну тумана.

    Четвертая руна.  Добрый верный Вяйнямейнен отправился вызволять солнце и месяц в страну Похъяла. У старухи Лоухи была дочь-красавица Айно. (Показать куклу) Чтобы забрать в жены красавицу Айно, Вяйнямейнену  надо было сковать мельницу  Сампо. Сам Вяйнямейнен не смог сковать, поэтому попросил своего друга Илмаринена. (показать иллюстрацию, провести по струнам)

    Сам кователь Илмаринен

    Уж на третий день работы

    Наклонился, пригляделся,

     посмотрел на дно горнила.

    Видит - Сампо вырастает,

    Всходит крышка расписная.

    Сам кователь Илмаринен,

    Славный мастер вековечный,

    Принялся ковать усердно,

    Бить кувалдою упорно.

    Выковал искусно Сампо:

    Сделал сбоку мукомолку,

    Со второго - солемолку,

    С третьего же - деньгомолку.

    Посмотрите, здесь крышка от мельницы «Сампо», на которой изображено, что для карельского человека было счастьем.  (Рассматривание  пазла) Но несколько деталей я не успела собрать, помогите мне. (Несколько детей собирают кусочки пазла) Вот теперь мы по-настоящему счастливы!  Я Вам прочитала сегодня несколько рун, а всего их 50. Все они собраны в книге-эпосе «Калевала». (Показ книги) Я предлагаю Вам сделать свою книжку  «Калевала». А для этого нам надо вернуться в д/с. Превращаемся в великанов. Подтянитесь, перешагиваем через скалы и озера, раздвигаем великие сосны. Вот мы и в д/с. (Дети проходят к столам, на них приготовлены листы альбомные, карандаши, раскраски- иллюстрации). Вот я приготовила обложку для Вашей книги, а Вы закрасьте иллюстрации к рунам, которые Вам больше понравились. Тебе про что руна понравилась? (ответ ребенка). Выбери подходящую раскраску. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) А что вам больше всего запомнилось? Что Вам было не понятно? (Рефлексия). А теперь мы соединим руны вместе, и получится маленькая книжка «Калевала».

    Дети закрашивают раскраски и изготавливают книжку. Воспитатель- рассказчик прощается с детьми на русском и карельском языках. (До свидания! Prostikkua!)

    Необходимый инвентарь: столы и стулья по количеству детей, стул и стол для участницы и 3 стульчика для кукол, цветные карандаши и мелки для каждого ребенка.

    Используемая литература:

    • Калевала : карело-финский эпос / пересказала для детей Александра Любарская ; стихотвор. пер. Л. Бельского в обраб. О. Свитовой ; ил. Н. Кочергина. - Москва : НИГМА, 2012. - 283, [4] с. : ил., цв. ил. - (Серия "Наследие Н. Кочергина").
    • Лённрот, Э. Калевала : Эпическая поэма на основе древних карельских и финских песен : Сокр. вариант 1862 г. / Элиас Лённрот ; Пер. с фин. Э. Киуру, А. Мишина ; Вступ. ст. А. Мишина, Э. Киуру ; Худож. В. Наконечный. - Петрозаводск : ДиМарк, 2002. - 223 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе

    Итоговая интегрированная НОД проведена в подготовительной группе в конце учебного года.  Приоритетная образовательная область - "Познание" (ФЭМП и конструирование). Интеграция образовательных обл...

    Конспект интегрированного занятия "Путешествие в подводный мир"в подготовительной группе

    Продолжать знакомить детей подготовительной группы с обитателями морских глубин....

    Конспект интегрированного занятия- путешествия «Капелька в Африке» в подготовительной группе

    Цель: закрепление знаний детей о животных жарких стран.Дать детям яркие впечатления об окружающем мире....

    Интегрированное занятие "Путешествие в Страну Знаний" в подготовительной группе

       Данное занятие может быть использовано в качестве итогового...

    Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

    Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

    Конспект интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе

    Цель:Обобщение  знаний, полученных  в течение года.Задачи интегрируемых образовательных областей.Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция об...

    Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

    МБДОУ детский сад «Солнышко»     Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития крити...