Занятие на экспозиции Музея Зоологического института Российской академии наук «По дорогам сказок»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иванова Лариса Геннадьевна

Реализуемая программа: «Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для слепых детей)»

Контингент: дети подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с функциональными нарушениями зрительной системы)

Тема: «Животный мир»

Задачи:

1.                Показать дошкольникам разнообразие коллекций Зоологического музея, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе

2.                Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты)

3.                Развивать речь и логическое мышление, умение отвечать на вопросы, активизировать внимание и память детей

4.                С помощью эмоциональных знакомых сказок, рассказов, стихов пробудить интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к её обитателям.

Эффективность представленного материала:

-возможность свободного общения детей

- развитие познавательного интереса, любознательности и активности детей

- дает возможность социальной адаптации детей с ОВЗ, развитию умения ориентироваться в макропространстве, соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах

- расширяет кругозор детей

 

Методические рекомендации по использованию разработок:

Предварительная работа:

1.                Чтение сказок, рассказов, стихов о животных, загадывание и придумывание загадок.

2.                Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением животных и их детёнышей

3.                Просмотр мультфильмов, диафильмов о природе, животном мире, сказок.

4.                Сочинение сказок о животных детьми и совместно с родителями

5.                Экологические игры, пантомимы о животных.

 

Маршрут движения по экспозиции:

1.                 Синий кит (скелет и макет 1/20 натуральной величины)

2.                 Реконструкция кораллового рифа

3.                 Диорама «Индийская кобра или очковая змея и индийский мангуст»

4.                 Диорама «Сейшельские гигантские черепахи»

5.                 Лебеди

6.                 Утка – кряква

7.                 Ёж

8.                 Заяц – беляк и заяц – русак

9.                 Диорама «Лисица с лисятами»

10.            Волки

11.            Бурый медведь

12.            Диорама «Львы в африканской саванне»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 на экспозиции Музея Зоологического института Российской академии наук «По дорогам сказок» для детей подготовительной к школе группы детского сада

Контингент: дети с ограниченными возможностями здоровья (с функциональными нарушениями зрительной системы)

Тема «Животный мир»

Тип: Занятие на закрепление изучаемого материала

Продолжительность: 1 час (12 остановок по 5 мин.)

Автор: Иванова Лариса Геннадьевна

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Занятие дает возможность социальной адаптации детей с ОВЗ, способствует развитию умения ориентироваться в макропространстве, соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах, возможность свободного общения детей, расширяет кругозор. Позволяет создать условия для развития познавательного интереса, любознательности и активности детей.

Оборудование: игрушка Львёнок, клубочек, листы приложения (7 листов)

Мультимедийное обеспечение: аудиозапись «Песенка Львёнка и Черепахи», магнитофон

Маршрут движения по экспозиции:

  1. Синий кит (скелет и макет 1/20 натуральной величины)
  2. Реконструкция кораллового рифа
  3. Диорама «Индийская кобра или очковая змея и индийский мангуст»
  4. Диорама «Сейшельские гигантские черепахи»
  5. Лебеди
  6. Утка – кряква
  7. Ёж
  8. Заяц – беляк и заяц – русак
  9. Диорама «Лисица с лисятами»
  10. Волки
  11. Бурый медведь
  12. Диорама «Львы в африканской саванне»

Цель занятия: формировать позитивную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Выходной день в музее»

Коррекционная составляющая занятия: формировать реалистические представления о животном мире, развивать зрительное восприятие, ориентировку в макропространстве

Планируемые результаты:

  1. Показать дошкольникам разнообразие коллекций Зоологического музея, вызвать интерес к окружающему миру
  2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты)
  3. Развивать речь и логическое мышление, умение отвечать на вопросы, активизировать внимание и память детей
  4. С помощью эмоциональных добрых сказок, рассказов, стихов пробудить интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к её обитателям.

Ход занятия

Воспитатель:

Игрушка

Воспитатель:

Первая остановка

Макет (1/20 величины) синего кита

Скелет синего кита

Воспитатель:

Вторая остановка

Реконструкция  кораллового рифа

Воспитатель

Третья остановка

Индийские кобры и мангуста

Львёнок:

Воспитатель:

Четвёртая остановка

Гигантские черепахи

Воспитатель:

Львенок:

Воспитатель

Пятая остановка

Лебеди

Шестая остановка

Утка кряква

Воспитатель:

Львёнок:

Воспитатель:

Седьмая остановка

Ёж обыкновенный

Воспитатель:

Восьмая остановка:

Заяц – беляк и заяц  - русак

Львёнок:

Воспитатель:

Девятая остановка:

Лисица с лисятами

Львёнок:

Воспитатель:

Десятая остановка

Волки

Одиннадцатая остановка

Бурый медведь

Воспитатель:

Львёнок:

Двенадцатая остановка

Львы в африканской саванне

Ребята, посмотрите, кого я встретила сегодня утром (показывает игрушку львёнка). Львёнок мне рассказал, что с ним случилась беда – он потерялся, и теперь не может найти свою маму, посмотрите какие у него грустные глаза, поможем ему?

Мы сегодня с вами пришли в Зоологический музей и увидим много разных рыб, птиц, животных и среди них мы обязательно найдём твою маму, Львёнок. Путешествие у нас будет не обычное, а…сказочное.

Какие предметы помогали сказочным героям путешествовать?

(Показывает клубочек). Правильно, нужно бросить волшебный клубочек, и идти за ним.

Воспитатель бросает клубочек…

 Огромные морские животные киты дышат легкими и рождают живых детенышей, которых кормят своим молоком.

Длина самого большого кита — более 20 метров, а вес — более 100 тонн. Самые маленькие киты длиной всего один—два метра.

Киты не чувствуют запахов, и зрение у них слабое, но у них отличный слух: они слышат звуки, которые человек может услышать только с помощью приборов. Такие звуки называются ультразвуками.

Киты бывают зубатые и усатые.

У зубатых китов есть зубы — 270 штук! — которыми они захватывают свою добычу. Зубатые киты охотятся на крупных морских жителей — кальмаров, морских свиней, тюленей. Они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком.

У усатых китов нет зубов, а есть усы — как будто занавеска или сито во рту. Усатые киты питаются всякой морской мелочью: рачками, моллюсками, мелкой рыбой. Они набирают в свой огромный рот воды и через ус-цедилку выпускают ее обратно. Вода вытекает, а во рту кита остается еда. На день такому киту надо полторы тонны пищи.

Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, кажется, что над головой кита появился огромный фонтан. Это пар. Когда человек дышит холодным воздухом, у него изо рта тоже идет пар.

Китиха — заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китенок выпивает 160 литров материнского молока и каждый час прибывает в весе на 2 килограмма. Мать воспитывает своего детеныша 3—4 года, а потом молодой кит живет в стаде самостоятельно.

Ребята, как вы думаете, китиха может быть мамой львёнка?

Показывает иллюстрацию к сказке Ершова «Конёк – Горбунок» (Приложение 1), читает отрывок из сказки. Скажите, ребята, о каком ките говорится в сказке  - зубатом или усатом, почему?

В музее рядом с макетом синего кита  находится ещё один экспонат, давайте его рассмотрим.

Самый большой экспонат в этом зале, да и во всем музее,— это скелет громадного синего кита длиной 25 м. Это животное погибло в ноябре 1827 года, оказавшись во время отлива на песчаной отмели близ бельгийского города Остенде. Такой сильный и грациозный в воде, на суше этот гигант оказался не в состоянии сдвинуть с места свое 150-тонное тело и погиб, раздавленный собственной тяжестью. Кости кита тщательно очистили и скрепили между собой, а затем скелет увезли для показа в Париж, потом в Лондон и в Америку. Так кит, уже после гибели, продолжал странствовать по свету, пересекая моря и океаны. Наконец в 1856 году этот редчайший экспонат был передан в дар Императорскому Зоологическому музею.

Нам пора идти дальше, катись клубочек показывай дорогу…

Мы попали с вами в гости к Морскому царю, в его подводное царство, здесь очень красиво и интересно

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие цвета и форм кораллов, водорослей, коралловых рыбок. Здесь и морские ежи, и морские звёзды, и моллюски.

Есть в океане выстроенные острова... Построили их не сказочные великаны. Главные их строители — совсем крошечные существа, не больше булавочной головки. Их называют коралловыми полипами. Коралловый полип — полупрозрачный столбик со щупальцами на конце, в которых живёт множество шариков —водорослей. Для защиты своего мягкого тельца полип строит маленькую известковую чашечку. Чашечка клеится к чашечке — так вырастают коралловые рифы.

Они лабиринтами покрывают дно — жёлтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.

Коралловый риф заселён множеством удивительных созданий. Но никто из них не может жить сам по себе, отдельно от других.

Представьте себе, что вы на корабле отправились в дальнее плавание. Вода спокойна, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу. Но вдруг матросы вылавливают из воды бутылку с запечатанным в ней письмом. Это морская почта. Часть букв размыта водой, но прочитать письмо необходимо, ведь это может быть сигнал бедствия.

Читает послание (приложение 2)

Не теряя ни минуты, наш корабль отправляется на помощь.

В пути мы встретим причудливых обитателей южных морей. Догадайтесь, как они называются (приложение 3)

Мама львёнка не может жить под водой, пора продолжить путь за клубочком…

Ребята, посмотрите, что здесь происходит, кто это?

Эти змеи называются кобры, они живут в стране Индии. Ещё их называют очковыми.

 - Как вы думаете почему?

Когда кобра сердится или хочет напасть, она занимает такую позу: высоко поднимает голову, раздувает капюшон и громко шипит. Рисунок на капюшоне похож на два круглых глаза или очки. Об этой змее в Индии рассказывают много сказок и легенд. Вы знаете сказки о кобре?

Правильно, эта сказка Редьярда Киплинга о том, как мангуста (крыса в Индии) спасла семью от кобр Нага и Нагайны. Посмотрите, здесь показана борьба мангуста и кобры. Мангуст вцепился в шею кобры и крепко сжал челюсти – теперь ни за что не отпустит.

Ребята, львёнок говорит, что очень испугался этих животных. Успокойте львёнка, почему не надо бояться?

Вы правы, ребята, эти животные стали экспонатами музея, выставлены в стеклянной витрине – это чучела животных.

Спасибо вам, ребята, теперь я понял, а мы пойдём дальше искать маму?

Конечно, катись клубочек дальше…

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

Б. Заходер

Самые древние животные на земле — черепахи. Они жили ещё тогда, когда по земле ходили динозавры.

Тело черепах защищено панцирем. Панцирь спасает их от хищников. Это животные долгожители. Они живут более ста лет.

Черепахи медлительны и неповоротливы на земле, а в воде пропадает их неуклюжесть.

Но не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше, хотя умеют и плавать. Это наземные черепахи. Другие живут в воде — в море или в пруде, а на землю иногда выходят погреться на солнышке. Это водные черепахи. Все черепахи — наземные и водные — потомство выводят на суше. Они выкапывают в песке ямку, в эту ямку откладывают яйца и засыпают их песком. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки.

Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде: там легче спрятаться от врагов. Наземные черепашки зарываются в песок и остаются там зимовать.

Черепахи — мирные и спокойные животные. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб и лягушек. Они могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода.

В холодное время года они впадают в спячку.

Ребята, наверное, у кого–нибудь из вас в квартире живёт черепаха. Скажите, она похожа на черепах, которых мы видим? Чем? Чем отличается? Что она любит кушать? Вы наблюдали как она ест, спит, двигается, расскажите. Может быть с ней приключилась смешная история?

Я знаю интересную историю: однажды я познакомился с черепахой и мы подружились, даже спели чудесную песенку.

Я знаю эту песенку, а вы, ребята, знаете?

(включает запись)

Давайте попрощаемся с черепахами и пойдём дальше (бросает клубочек)

Посмотрите, куда привёл нас клубочек: какие прекрасные, гордые птицы. Как их зовут, кто знает?

Все движения лебедя грациозны и прекрасны, когда он плавает среди зеленых камышей по глади лесного озера. Русский композитор П. И. Чайковский создал красивый балет-сказку, который так и называется — «Лебединое озеро».

В сказках, песнях, стихах красивую девушку сравнивают с белой лебёдушкой. Говорят, что у неё: «шея лебединая, походка павлиная». «Идет, как лебедь плывет!»,

Лебеди — чуткие и осторожные птицы. Гнезда свои устраивают на берегах глухих озер, на возвышении. Натаскав огромную кучу камыша, они устилают дно гнезда травой, мхом, мягким лебяжьим пухом.

По утрам лебеди купаются, плещут крыльями по воде, поднимая фонтаны брызг, промывают каждое перышко и кожу под ним. Накупавшись, птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, лебеди смазывают перья жиром. Дело это нелегкое! Ведь у лебедя 25 тысяч перьев! Хорошо смазанные перья вмещают в себя много воздуха и помогают птицам держаться на воде.

Лебеди обычно кормятся зелеными травами, листьями и стеблями растений, но иногда — могут полакомиться и мелкой водяной живностью.

Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. Яиц в гнезде пять или шесть штук, все птенцы появляются на свет одновременно. Когда птенчики обсохнут, прячась под пушистым крылом мамы, а их теплый густой пух сильно пропитается жировой смазкой её перьев

Назовите сказки о лебедях, которые вы знаете?

Помните ли вы сказку Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?  В этой сказке белоснежная лебедушка, заколдованная злым чародеем-колдуном, превращается в прекрасную царевну:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Посмотрите ребята, на прекрасную царевну – лебедь, которую написал Михаил Врубель (рассмотреть репродукцию с картины – приложение 4)

Весной на берегу реки, в густых зарослях камыша и осоки серая утка свила свое гнездышко. Укромное место для него выбрал папа-селезень, а мама-утка постелила на дно гнезда мягкую перинку из пуха и перышек.

Утка откладывает десять яиц, заботливо насиживает их, отлучаясь совсем ненадолго, чтобы перекусить сочными болотными травами, зелёной ряской и разной водяной мелочью — жучками, червяками и личинками. Селезень плавает по реке недалеко от гнезда, оберегая его от непрошеных гостей.

Когда утка неподвижно сидит на кладке яиц, то заметить ее не так-то просто: скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой — сухими прошлогодними стеблями камыша, зеленовато-коричневыми корнями и листьями болотных и речных трав.

Через три недели в гнезде появляются утята, похожие на маленькие пушистые комочки. Обсохнув под теплым материнским крылом, они бегут следом за уткой к реке. Смело входят в воду, с удовольствием плавают и ныряют.

Утки бывают дикие и домашние. Перед нами дикая речная утка – кряква.

Почему её так называют?

Правильно, а ещё бывают морские – живут на Севере, на море, их называют гаги.

Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышком жиром.

Зачем же уткам такие купания? Ведь, кажется, и так большую часть времени эти птицы проводят в воде? Оказывается, очень даже нужны.

«Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду может... утонуть.

А если не утонуть, то плавать будет плохо, с телом, почти погруженным в воду. Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело?

Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются.

После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать» (И. Акимушкин).

Много сказок есть об уточке: «Кривая уточка», «Белая уточка», «Про замечательного утёнка Тима», «Цыплёнок и утёнок». Почти в каждой сказке есть уточка, даже смерть Кощея  - в утином яйце.

Я тоже знаю сказку про уточку. Называется она «Серая Шейка»

Да, замечательная сказка Дмитрия Мамина-Сибиряка про уточку, которая осталась зимовать одна на замерзающем пруду. (показывает иллюстрацию к сказке «Серая Шейка» приложение 5)

Ребята, вы знаете как закончилась сказка?

Пора нам собираться в путь – дорогу. Где наш клубочек….

Привёл нас клубочек в III зал музея, в гости к млекопитающим животным. Их ещё называют просто – звери.

Млекопитающие (а к ним относится и человек) заселили всю Землю, они живут на суше и в воде, на деревьях и под землей, некоторые могут даже летать. От всех остальных животных млекопитающие отличаются прежде всего тем, что они рождают живых детенышей и выкармливают их молоком. Большинство зверей долгое время заботится о своем потомстве, обучает всем сложностям и премудростям жизни.

В этом зале, среди зверей, львёнок обязательно найдёт свою маму, а мы, ребята будем очень внимательно смотреть и запоминать, чтобы помочь нашему новому другу. Согласны?

Симпатичный зверек — ёжик. Он хочет казаться грозным и сердитым: фырчит, подпрыгивает, когда заметит опасность. Это от страха: у ёжика нет другой защиты от врагов, кроме его иголок. Но как только увидит, что опасности нет, тут же выставит из-под колючек длинную любопытную мордочку с глазками-бусинками.

Так было не всегда, когда-то давным давно у ёжика совсем не было колючек. Не верите мне? Тогда послушайте сказку французского писателя Марселя Верите «Как ёжик оделся в скорлупу каштана» (приложение 6)

Понравилась вам сказка?

Как помог каштан ёжику?

Для чего у ежа колючая шубка?

Давайте внимательно рассмотрим ежика. Колючая шубка у него и правда похожа на половинку скорлупы каштана, как-будто наброшена сверху. Брюшко без колючек. У ежа маленькие короткие лапки с коготками. Как вы думаете ежик быстро бегает или медленно?

Помните, мы читали сказку Братьев Гримм «Заяц и ёж», о том как они бегали на перегонки Что пришлось сделать ежу, чтобы победить зайца?

Днем ёж спит под кустом или в норке, а ночью ловит улиток, слизней, насекомых. Он может разорить мышиное гнездо и съесть мышат. Ест он ягоды, грибы, зелень. Любит ёжик хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки.

На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны. Весной первым делом ёжик хочет есть и тут же принимается поедать червей и насекомых.

Ежата у него рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же темными и острыми, как у матери.

Как только откроются глаза у малышей, мама выводит их из гнезда и обучает ежат, где улиток искать, каких жуков можно есть, а каких нельзя трогать. Потом ежата подрастают и разбредаются кто куда.

Ежи — очень полезные животные. Их надо оберегать.

Клубочек, клубочек, покажи дорогу (бросает клубок)

Ребята, мы оказались с вами у витрины с зайцами, но почему они разные, чем отличаются друг от друга?

Вы знаете как их можно назвать? Зайцы линяют два раза в год – весной и осенью (меняют свою шубку)

Как это помогает зайчику прятаться от врагов?

Как называют зайца в сказках?

Какой он по характеру?

А я знаю одного зайца из сказки, он был очень хвастливым. Говорил он так: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!»

Напрасно он так хвастал, ребята?

Но есть и другая сказка «Про храброго зайца – Длинные уши – Косые глаза – Короткий Хвост»

Посмотрите иллюстрацию к этой сказке (приложение 7). Вот как это было, правда весело?

Пора в путь (бросает клубочек)

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко.

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лисица.

Г. Ладонщиков

Зимой по заснеженной опушке бежит лиса, то и дело останавливается, прислушивается. Потом вдруг неожиданно подпрыгнет и упадет в снег. Кажется, что танцует рыжая красавица. Нет, это она за мышами охотится, мышкует, как говорят охотники. Чтобы насытиться, ей надо поймать не меньше двадцати мышей.

У лисы острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, лиса ее тут же и схватит.

Весной или в начале лета у лисицы появляются лисята. Лисье семейство большое — до десяти малышей рождается. Всех накормить надо. Тут уж оба родителя без устали носят еду к норе: птичек, зайчат, лягушек, мышей — все, что попадется.

Пока лисята играют возле норы, папа лис охраняет их, учит охотиться.

Лиса — хозяйка плохая, грязнуля. В норе и возле норы валяются объедки. Где поест, там и туалет устроит. Поэтому около норы всегда зловоние и грязь.

Осенью все лисы уходят из норы и разбредаются по лесу. Зиму каждая будет проводить в одиночестве, бродя по лесу.

Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос, чтобы не замерз, и спит.

В сказках лиса совсем другая, правда ребята? Мы много сказок читали про лису, и везде она хитрая, коварная.

Как её называют в сказках?

Назовите сказки о лисе, которые вам понравились больше всего.

Молодцы, много сказок вспомнили, а тебе Львёнок какая сказка нравится?

«Лисичка сестричка и Серый Волк». В этой сказке Волк оказался таким глупым и смешным, поделом ему.

Ну а какие волки на самом деле, в природе, мы сейчас узнаем (бросает клубочек)

Волк — осторожный и умный зверь. Живут волки парами или семьями. Спят они под открытым небом. Нору — логово — волки устраивают только для выведения потомства.

Волчата появляются на свет ранней весной слепыми и глухими. Сначала мать-волчица выкармливает их своим молоком. Когда волчата подрастут, родители приносят им мясо в своем желудке и, отрыгивая его, кормят малышей.

Охотничьим навыкам волчат обучает волк-отец.

Молодые волки живут с родителями два года. Поэтому весной около родителей ползают щенки и бегают годовалые молодые волки, которые тоже заботятся о младших братьях: приносят им еду, а когда подрастут, играют с ними и берут на прогулки.

Зимой в глубоком снегу волки ходят цепочкой, след в след. Кажется, что прошел один волк, а не стая серых разбойников.

Волки строго соблюдают границы своей территории и никогда не охотятся на территории чужой стаи, которую они отличают по запаху.

Про медведей люди придумали много сказок. А какой он настоящий медведь, а не сказочный?

В наших лесах водится бурый медведь — хозяин леса, самый сильный из зверей. Разве только лось да кабан решатся помериться силой с медведем.

Медведь не привередлив в еде, все ест: и корешки, и ягоды, и улиток, и разных мелких зверей, и птиц. Но такого сластены, как медведь, в лесу больше нет. Любит мишка разорить гнездо диких пчел и полакомиться медом. Не зря его назвали медведь, т. е. медоед. Или найдет в лесу муравейник, разворошит его и положит свою лапу в середину. Муравьи облепят медвежью лапу, а он их слизывает и жмурится от удовольствия. Любит и рыбку мишка.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму.

Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

Весной медведи выходят из берлоги. Старшие медвежата, как заботливые няньки, ухаживают за малышами. Их так и называют — пестуны, т. е. воспитатели.

На ранней июльской зорьке, когда просыпается лес, разбуженный первыми лучами восходящего солнца, в малиннике по росистой траве бродит медведь, ест сладкую душистую малину.

Громадный, одетый в теплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Еще в народе называют медведя «босоногим мужиком». Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея - мохнатая, короткая, глазки - маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные.

Вот вам и портрет Михаила Потаповича.

Мишка-медведь - герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток.

Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка», Топтыгин или Михаил Потапович.

Сказочный медведь - зверь могучий, но добрый и незлобивый, а порой доверчивый и простодушный.

Помните сказку «Маша и Медведь»?

Машенька напекла пирогов, залезла в большую плетеную корзину, а сверху укрылась пирожками. Медведь понес корзину в деревню, где жила девочка. Притомился косолапый, только хотел сесть на пенек и съесть пирожок, а Маша ему из корзины кричит:  что ?

Медведь не догадался, что девочка сидит в корзине, поверил, что и вправду она его издали видит, не сел на пенек, не стал пирожки есть, а послушно понес тяжелую корзину в деревню.

Вот такая сказка. Народ верно приметил в ней спокойный и миролюбивый мишкин нрав.

Ведь и в самом деле медведи очень редко нападают на домашний скот и тем более на людей.

Опасен только медведь-шатун, которого что-то разбудило среди зимы. Не вовремя вылезший из берлоги, злой и голодный шатается он по лесу в поисках пищи.

Ребята, совсем наш львёнок загрустил, давайте побыстрее отправимся дальше…

Посмотрите, куда мы попали – это же настоящая Африка

Это моя родина, здесь мой дом!

А это моя семья! Спасибо вам, ребята, помогли мне найти маму. До свидания.

Послушайте, ребята, я вам расскажу о львах.

Обычно львы живут большими семьями -  куда входят 1-2 взрослых льва, несколько львиц и молодые животные. Днем львы отдыхают в тени деревьев, а с наступлением сумерек выходят на охоту. О начале охоты возвещает громовым рычанием самый главный, могучий гривастый лев, но основными добытчицами являются львицы, нападающие на зебр и антилоп. Каждая семья имеет свои охотничьи угодья, охраняемые от вторжения других львов.

Остатками львиной трапезы охотно пользуются шакалы, гиены, грифы и другие животные - падалыцики. Когда-то весьма многочисленные в Африке, в настоящее время львы сохранились главным образом в заповедниках и национальных парках.

Вот и закончилось наше путешествие по дорогам сказок в Зоологическом музее.

Вам понравилось в этом музее?

Вы узнали что-нибудь новое о животных и птицах?

Мы ещё не раз приедем в Зоологический музей, а теперь нам пора возвращаться домой.

Это львёнок

Да, конечно, поможем

Ковёр–самолёт, сапоги- скороходы

Волшебный клубочек

Дети подходят к макету синего кита

Нет

О зубатом (дети доказывают свою точку зрения)

Дети рассматривают коралловый риф

Дети помогают прочитать послание

Змеи и какой-то зверёк напал на змею

У них на спине очки

«Рикки-тикки-тави»

Они не настоящие, не живые, за стеклом…

Ответы детей (да, нет, раньше жила)

Дети рассказывают

«Я на солнышке лежу»

Лебеди

Гадкий утёнок

Гуси – лебеди

 

Кряква – крякает, речная потому что живёт на реке

Пруд почти совсем замёрз, и лиса подкралась к Серой Шейке, хотела её схватить…но тут прогремел выстрел, лиса испугалась и убежала, а мужик взял уточку к себе домой

Да.

Ответы детей

Каштан отдал ежику пол скорлупки и спас его от лиса

Колючки нужны для защиты от врагов

Медленно

Ёж перехитрил зайца. Ему помогла его жена - ежиха

Один зайчик серый, другой белый, у них мех разного цвета.

Одного называют беляк, другого русак

Зайчишка – трусишка, длинноухий, русачок, косой, листопадничек, настовик

В сказках он добрый, трусливый, всего и всех боится, иногда глупый

Нет, не напрасно. Он спас ворону от собак и она назвала его храбрецом

В этой сказке заяц просто хвастал и они с волком напугали друг друга

Обманщица, рыжая плутовка, воровка, красавица, Лиса Патрикеевна,

ответы детей

«Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»

Дети прощаются со львёнком

Ответы детей

Литература:

1. Зоологический музей Российской академии наук. Путеводитель.—СПб.: «Паритет», 2002.— 160 с. с ил.

2.  Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», 1998. — 320 с.

3. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 96 с

  1. Шорыгина Т.А. ПТИЦЫ. КАКИЕ ОНИ? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 — 96 с. — (Путешествие в мир природы. Развитие речи)
  2. Зверев А.Т. Экологические игры.М.: Дом педагогики, 1998.— 56 с.
  3. Русские народные сказки / Сост. и вступ. ст. В. П. Аникина; Ил. М. Д. Бирюкова.— М.: 1987.—560 с
  4. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. /Сост. Н.П. Ильчук и др.  М., АСТ, 1999.—608 с.
  5. Книга для чтения в детском саду и дома: 5— 7 лет:  Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В.В. Гербова и др. — М.: Издательство Оникс, 2006. — 352 с.
  6. Киплинг Р. Сказки. Пер. К.Чуковского. ЛЕНИЗДАТ 1988
  7. Пришвин М,М. Зеленый шум
  8. Шевченко А. По лесным тропам. ЛЕНИЗДАТ 1973
  9. Соловьева Е.А. Коралловый риф. Художник Калинин В.М. Ленинград «Художник РСФСР» 1988


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по экспозиции "Музея К.Э. Циолковского" для детей старшего дошкольного возраста. "Дорога к звездам"

Цель: Познакомить с жизнью К.Э.Циолковского, его научными открытиями и претворениями в жизнь его идей....

Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна

Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...

Сценарий туристического маршрута В Чебоксарский ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук. МБДОУ "Детский сад № 158" г. Чебоксары

Формирование представления о Чебоксарском ботаническом саде как просветительском и научном учреждении, личного эмоционального отношения к ботаническому саду...

Электронные экспозиции музея "Гажа горнича" (Веселая горница) МБДОУ "ДСОВ №8" г. Усинска

laquo;Электронные экспозиции музея МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска «Гажа горнича»  Усинск – город белых ночей и чёрного золотаАвтор: воспитатель Калараш Е.Н....

Методическая разработка «Формирование представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 лет»

Методическая разработка «Формирование  представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 лет»...

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «День российской науки»

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы«День российской науки»Цель. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследо...

Виртуальное рассматривание экспозиции музея «Курица с яйцами»

Содействовать созданию условий для расширения знаний воспитанников о домашней птице курице....