Методическая разработка «Формирование представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 лет»
методическая разработка

Кириченко Виктория Владимировна

Методическая разработка «Формирование  представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование  представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 лет»

Пояснительная записка

        Данная методическая разработка будет интересна педагогам старшего дошкольного возраста. В ней представлен опыт работы педагогического коллектива ГБДОУ №49 по реализации познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук».

Актуальность

        Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. В основе этого вида детской деятельности лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность,  потребность в новых впечатлениях, в т.ч. и интеллектуальных. Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из важных направлений познавательного развития дошкольника. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет содержание образовательной области «познавательное развитие» как: развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности,  формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира.

        Таким образом, формирование первоначальных представлений о науке, о труде ученых, формирование интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию сегодня очень актуально.   Интерес к познанию, формирование положительного отношения к интеллектуальной деятельности очень важно для дальнейшего успешного школьного обучения. В старшем дошкольном возрасте, на пороге школы у детей важно сформировать предпосылки учебной деятельности: мотивацию (неожиданно, интересно, хочу узнать), умение определять цель и способы её достижения, умение планировать свою деятельность, ориентируясь на результат, умение осуществлять промежуточный контроль и самоконтроль при сравнении полученного результата с образцом. Это будет способствовать формированию в младшем школьном возрасте внутренних мотивов учения. 2Вопросы подготовки к школьному обучению, вопросы преемственности между переходом со ступени дошкольного образования на ступень начального школьного образования сегодня тоже очень актуальны.

        Помочь дошколятам сделать первые шаги в мире открытий мы решили в форме проекта. Ведь в дошкольной педагогике важно строить  образовательную деятельность  на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Проектная деятельность легко справляется с этой задачей! Использование технологии проектной деятельности в ДОУ – это инновационный подход к организации образовательной деятельности. Педагогическая общественность осознает метод проектов как неотъемлемую часть индивидуализации образования, как отдельную систему, одно из направлений модернизации современного развивающего обучения. Проектная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей (познавательное, речевое  развитие (в т.ч. коррекционная работа), физическое и  художественно-эстетическое развитие), а так же просвещение родителей,  вовлечение их в образовательный процесс. Педагогический коллектив нашего учреждения принял решение разработать и внедрить в практику методическую разработку по реализации познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук». Для поддержания детского интереса и формированию мотивации мероприятия по открытию и закрытию Дошкольной академии науксопровождали игровые персонажи: профессор Всезнайкин, Незнайка и  Знайка. Открытие проекта проходило в форме лекции профессора Всезнайкина «Что изучают разные науки?» с просмотром презентации для детей. Профессор раздал всем группам задания по исследованию той или иной науки и пригласил ребят собраться через месяц на конференцию по подведению итогов. На итоговой конференции каждая группа представляла свой творческий отчет для сверстников из других групп. В ходе проекта в нашей Дошкольной академии дети старших и подготовительных групп изучали науки: биология, медицина, геометрия, математика, астрономия, технические науки и изобретения, география, химия.

Содержательная и методическая часть

Формирование  представлений о науке в рамках познавательно-исследовательского проекта «Дошкольная академия наук» у детей 5-7 летЦель проекта: Вызвать интерес к познавательно-исследовательской и научной деятельности, к профессиям, связанным с научной деятельностью;

Задачи проекта:

  1. Формировать интерес к познавательной, исследовательской деятельности, умение строить гипотезу, планировать свои действия для получения результата.
  2. Развивать самостоятельность, умение пользоваться различными источниками информации для получения нужных знаний
  3. Развивать взаимодействие с семьями воспитанников, сотрудничество с родителями в рамках реализуемого проекта.
  4. Оформить педагогический опыт и методические рекомендации по реализации проекта «Дошкольная академия наук»

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Продукт:  

Перспективное планирование по ознакомлению с науками, учебно-методический комплект игр, упражнений, пособий для ознакомления с науками, сценарий открытия и закрытия проекта.

В учебно-методический комплект входят пособия:

  • серия образовательных презентаций для детей «Дошкольникам о науках»;
  • картотеки стихов, загадок, ребусы и головоломки, интересные сведения и факты,  материалы о наиболее известных ученых или о профессиях, связанных с изучаемой наукой;
  • конспекты непосредственно организованной деятельности со старшими дошкольниками по образовательной области «познавательное развитие» в рамках реализуемого проекта;
  • сценарий открытия Дошкольной академии наук «Лекция профессора Всезнайкина «Что изучают разные науки?» и сценарий закрытия Дошкольной академии наук;

Итоговое мероприятие:  творческая презентация (представление) для детей других групп «Что мы узнали о науке?» и выставка «Мир моих открытий!».

На выставке каждая группа оформила мини-музей, в экспозиции которого представили свои дневники наблюдений, зарисовки опытов, коллекции инструментов, а так же подборки книг, детские журналы (в том числе выполненные детьми), интересные иллюстрации, газеты, плакаты и т.д.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта «Дошкольная академия наук» строилась с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия педагогов и воспитанников,  и с осуществлением интеграции всех образовательных областей.

Организация образовательной деятельности детей в рамках                                        проекта «Дошкольная академия наук»

Виды деятельности

Тема

Образовательная деятельность с детьми

1. Экспериментальная деятельность

-серия опытов и экспериментов «Живые ли растения?»

-цикл занятий «Огород на подоконнике» (размножение растений разными способами)

- экспериментирование «Свойства воздуха и воды» Почему самолет не может остаться в небе? Почему не тонет огромный корабль? И т.д

- опыты, связанные с изучением звука «Как работал первый телефон?» (модель трубки из стаканчика)

- первые химические опыты «Вулкан» (сода + уксус), выращиваем кристаллы и т.д.

2. Сбор и систематизация информации

1. Рассматривание картинок,  иллюстраций и фотографий известных ученых.

2. Использование дидактических игр «Что сначала, что потом» (стадии роста и развития растений, насекомых), «Логические цепочки», «Собери картинку» и т.д.

3. Беседы: «Как человек космос покорил», «От кареты до ракеты», «Математика раньше и сейчас»,

4.Чтение и заучивание стихов, загадки, ребусы и т.д.

5. Создание макетов, алгоритмов, моделей

6. Оформление презентаций с помощью родителей и защита своих работ в группе

7. Чтение художественной детской литературы, просмотр мультфильма по мотивам К Чуковского «У меня зазвонил телефон»

3.Игровая деятельность детей

1. Сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», «Путешествие к дальним берегам», «Медицинский центр», «Наукоград» и т.д.

4.Творческая деятельность детей

 

 

1. Придумывание рассказов о космосе, путешествиях, технике будущего и т.д.

2. Оформление альбомов детского творчества, книжек-самоделок, журналов

3. Создание объемных макетов «Город будущего», «Планеты солнечной системы»

4. Строительно-конструктивные игры «Строим научную лабораторию», «Центр управления полетами в космос» и т.д.

 5. Музыкальное и физическое развитие

Слушание песен «Если б не было школ», «Дважды два – четыре!», подвижные игры с перестроениями, речь  с движением, пальчиковые игры и т.д.

Взаимодействие с родителями

Информационные стенды

Стенд «Открытие Дошкольной академии наук!»

Фотовыставка «Мы – юные натуралисты», «Мои первые химические опыты» «Мы изучаем космос» и т.д.

Оформление рекомендации «Прогулка выходного дня» (что рассказать дошкольникам при посещении музея гигиены, планетария, музея бабочек, Военно-морской музей, Ботанический сад и т.д.)

Практические задания

1.Участие в проектной деятельности групп

2. Помощь в оформлении  мини-музеев, коллекций, библиотеки детской литературы в группе и ДОУ

3.КВН между детьми и родителями «У меня зазвонил телефон»

4. Совместные праздники и досуги

Работа с педагогами

Консультирование

1.Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках проекта «Дошкольная академия наук»

2. Как организовать пространство группы для повышения активности и инициативы у дошкольников (в рамках темы проекта)

Педагогический совет

«Организация образовательной деятельности с помощью технологии - проектная деятельность»

Обсуждение сценария

Обсуждение сценария открытия и закрытия Дошкольной академии наук, распределение ролей, создание мультимедийной презентации для детей

        Данный проект имеет большую воспитательную значимость. У детей развивается интерес к познанию, желание вместе решать проблемные ситуации и задачи, делиться интересной информацией с друзьями. Это гармонизирует отношения в детском коллективе. У детей формируется положительное отношение к учебе, уверенность в себе, желание добиваться результата и радость от проделанной работы- все это формирует предпосылки универсальных учебных действий и обеспечивает преемственность между ДОУ и школой. В ходе проекта у детей и родителей появляются общие интересы, желание поделиться информацией с другими, вместе поучаствовать в досугах, выставках. В газах родителей поднимается престиж и рейтинг образовательного учреждения. Проектная деятельность объединяет усилия семьи и детского сада по воспитанию и обучению детей, делает всех участников образовательных отношений единомышленниками.

Подобные проекты способствуют сплочению педагогического коллектива, пробуждают  творческие инновационные идеи педагогов, что в  дальнейшем  способствует улучшению качества дошкольного образования и воспитанию гармонично развитой личности ребенка, раскрытию его способностей, мотивации к последующему обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в рамках познавательно – исследовательского проекта на тему: «Лес и его обитатели»

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...

Песня-переделка "Гимн Дошкольной Академии Наук"

На мотив А.Пугачевой «Пригласите танцевать» Как я знания люблюИ без новых не могу,Потому пришел я в садик!Здесь научимся считать,И писать и рисовать,Здесь помогут нам точно Академиками ста...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Академия чудес» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабора...

Методическая разработка для воспитателей средней группы "Организация познавательно-исследовательской деятельности в детском саду"

Дети очень любознательны. В любом возрасте они познают мир,им интересно как все устроено. Познавательно-исследовательская деятельность поможет развивать ребенка,сделать его кругозор шире,увлекательнее...

Методическая разработка конспекта комплексного занятия (НОД) по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Познавательно – исследовательская деятельность, согласно ФГОС ДО,  является основным принципом дошкольного образования. Она является эффективной формой познания окружающего мира ребенком. В...

Конспект беседы в рамках познавательно-исследовательского проекта «Лаборатория профессий Медицина»» ««Что я знаю о здоровье!» (Старший дошкольный возраст)

Конспект беседы в рамках познавательно-исследовательского проекта «Лаборатория профессий Медицина»» «Что я знаю о здоровье!» (Старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с основными цен...