Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в рамках познавательно – исследовательского проекта на тему: «Лес и его обитатели»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

маслова оксана васильевна

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе  и самое главное – воспитание гуманного отношения к природе.

Дошкольный возраст – это благоприятный этап  для выполнения всех этих важнейших задач.

Значение леса в жизни человека  неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.

Дары лесов являлись основным источником существования наших далеких предков. И сегодня, при высоком уровне развития цивилизации, нет такой отрасли хозяйства, которая не потребляла бы растительное сырье.

Чем еще полезен лес человеку? Леса являются регулятором климата, они очищают воздух и воду от загрязнения и токсинов, защищают реки и поля от ветровой и водной эрозии, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты .Леса увлажняют воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме этого, леса – место обитания огромного количества различных видов животных.

Лес называют «легкими» нашей планеты. Лесные насаждения, парки, скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах, являются основным поставщиком кислорода для людей.

Реализация познавательно – исследовательского проекта «Лес и его обитатели»  -  интересный способ формирования у детей экологического сознания путем интеграции всех образовательных областей.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта:  долгосрочный (в течение учебного года).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги группы (воспитатели, учитель-логопед).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sebproekt_les.docx1011.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Андрейка»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

7 линия, д. 20, лит.А В.О. Санкт-Петербург, 199034

Тел.: (812) 3236828 E-mail: Vasdou003@spb.edu.ru

Методическая разработка

 Совместной деятельности взрослых и детей в рамках

познавательно – исследовательского проекта на тему: 

«Лес и его обитатели»

    Составители:

Воспитатели: Маслова Оксана Васильевна

Галезник Галина Анатольевна

Учитель-логопед: Семенова Елена Борисовна

   

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

АННОТАЦИЯ        3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА        4

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА        5

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        5

ЭТАПЫ ПРОЕКТА        5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9


http://stylishroom.com.ru/freski_fotooboi_panno/detskiy_mir/14-146.jpg

АННОТАЦИЯ

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе  и самое главное – воспитание гуманного отношения к природе.

Дошкольный возраст – это благоприятный этап  для выполнения всех этих важнейших задач.

Значение леса в жизни человека  неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.

Дары лесов являлись основным источником существования наших далеких предков. И сегодня, при высоком уровне развития цивилизации, нет такой отрасли хозяйства, которая не потребляла бы растительное сырье.

Чем еще полезен лес человеку? Леса являются регулятором климата, они очищают воздух и воду от загрязнения и токсинов, защищают реки и поля от ветровой и водной эрозии, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты .Леса увлажняют воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме этого, леса – место обитания огромного количества различных видов животных.

Лес называют «легкими» нашей планеты. Лесные насаждения, парки, скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах, являются основным поставщиком кислорода для людей.

Реализация познавательно – исследовательского проекта «Лес и его обитатели»  -  интересный способ формирования у детей экологического сознания путем интеграции всех образовательных областей.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта:  долгосрочный (в течение учебного года).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги группы (воспитатели, учитель-логопед).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

  • Формирование у детей  системы представлений о предметах и явлениях природы.
  • Формирование представлений о значении леса в жизни человека.
  • Воспитание гуманного отношения к природе.
  • Формирование исследовательских способностей в процессе изучения.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Вызвать познавательный интерес  ко всему живому, получать новые представления о лесе и его обитателях  из книг, познавательных занятий, просмотра природоведческих передач, посредством наблюдений за птицами и растениями , опытно-экспериментальной деятельности.
  • Расширить представления детей о деревьях как о живых объектах природы; о жизни животных в лесу в разные времена года, повадках, приспособляемости к изменениям в окружающей среде.
  • Дать представление о влиянии человека на жизнь леса.
  • Научить детей составлять рассказы о природе, жизни животных, природных явлениях с опорой на картинки.

  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, фантазию, воображение.
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.
  • Расширять природоведческий словарь.
  • Систематизировать знания детей о поведении животных в разные периоды, о правилах поведения на природе, об экологической составляющей жизни планеты на примере значимости сохранения лесов;
  • Активизировать имеющийся у детей пассивный словарь по теме проекта;
  • Закреплять умение правильно пользоваться грамматическим строем речи.

  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому; умение видеть красоту природы.
  • Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать близость и зависимость человека и природы, животных, умение сопереживать.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Реализация проекта.
  4. Презентация проекта.
  5. Рефлексия.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Гербарий.
  • Фотоальбом «Как я в лес ходил» с творческими рассказами детей.
  • Выставки детского творчества.
  • Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
  • Книжки – малышки (листовки, плакаты) с ответами на проблемные вопросы.
  • Театрализованное представление по мотивам сказки «Под грибом».
  • Интеллектуальная игра-викторина для детей и взрослых «Друзья леса», созданная с помощью интерактивных технологий mimio.
  • Плакаты «Берегите лес».
  • Природоохранные знаки «Правила поведения в лесу».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1.Подготовительный этап.

Изучение интересов детей внутри темы через использование модели трех вопросов:

  1. Что мы знаем о лесе?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Как и где это можно узнать?

В ходе бесед на подготовительном этапе проекта выяснилось, что дети имеют недостаточные представления о лесных птицах, об изменениях в жизни зверей, птиц, насекомых в разные сезоны года, о влиянии человека на окружающую среду.

Детям интересно узнать:

  • Как деревья питаются?
  • Почему дятлы стучат по дереву?
  • Живут ли в лесных водоемах водные крысы?
  • Почему муравьи кусаются?
  • Чем питаются муравьи?
  • Почему комары пьют кровь?
  • Почему медведь зимой спит?  и т.д.

Получить ответы на интересующие вопросы дети смогут в ходе реализации проекта во время совместной деятельности с педагогами, а так же из книг, прочитанных с родителями, познавательных телепередач, рассказов взрослых.

2.Мотивационный этап.

  • Создание коллекции плодов, семян, коры деревьев.
  • Подбор иллюстрированного материала, книг с иллюстрациями по теме.
  • Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.
  • Ознакомление родителей с проектом и его целью.

2.Реализация проекта.

ОО Познание

ОО Социально-коммуникативное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

НОД:

1.Лес – наше богатство.

2. Знаешь ли ты деревья?

3. Дары леса.

4.Как животные леса готовятся к зиме?

5. Знаешь ли ты лесных птиц?

6. Первоцветы.

7.Как лес просыпается.

8.Интеллектуальная игра-викторина «Друзья леса».

Опытно-экспериментальная деятельность:

1.Корень – устойчивость дерева.

2. Почему не тонут корабли? (свойства дерева).

3.Почему медведь не замерзает в берлоге? (защитные свойства снега)

4.Растениям нужна вода.

5. Растениям нужны свет и тепло.

Наблюдения за птицами:

1.Какие звуки издают птицы?

2.Сколько ног у птиц и как они ходят?

3.Сколько крыльев у птиц и как они летают?

4.Птичьи следы на снегу.

Наблюдения за растениями:

1.На каком дереве быстрее пожелтели листья?

2.Когда деревья скинули всю листву?

3.Как появляются молодые листочки? (наблюдение за веткой  дерева)

4.На каком дереве появились первые листочки?

5.Какое дерево лучше защитит от дождя и зноя?

6.Наблюдение за проращиванием лука.

7.Проращивание семян.

Беседы:

 1.Как избежать неприятностей в лесу?

2.Почему звери попрятались?

3.Дары леса могут быть ядовитыми.

4.Земля-наш общий дом.

Дидактические игры:

1.Как избежать неприятностей?

2.Вредно- полезно.

3.Опасно-безопасно.

4.Четвертый лишний

5. Зеленый друг

6.Береги живое

Труд:

1.Заготовка веток, листьев, плодов для игр , поделок, создания коллекций.

2.Утепление лапником молодых деревьев.

3.Индивидуальные  трудовые поручения.

НОД:

Рисование:

1.Осенний лес

2.Густой, дремучий лес.

3.Зимний лес.

4.Ветка тополя.

7.Пришла весна, прилетели птицы.

5.Составь узор из листьев, веточек (декоративное).

6.Чудо-бабочки

Лепка:

1.Гроздь рябины спелой (пластилинография)

2.Мухомор (пластилинография)

3.Птичка.

4.По сказке «Три медведя» (коллективная)

5. Какие звери живут в зимнем лесу.

6. Белочка.

Аппликация:

1.Серия картин «Осеннее дерево» из природных материалов (коллективная).

2.Осень золотая в гости к нам пришла.

3. В лес за грибами.

4.Птицы на ветках.

5.Дикие животные в зимнем лесу.

6.Подснежник.

7.Во поле березка стояла.

Театрализованная деятельность:

1.Настольный театр «Колобок».

2.Би-ба-бо «Девочка и лиса».

3.Театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка».

4. Би-ба-бо «Волк и лиса».

5. Театрализованное представление  «Под грибом».

ОО Речевое развитие

ОО Физическое развитие

Формы взаимодействия с семьей

НОД:

  1. Что растет в лесу?
  2. Составление пересказа адаптированного текста рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге».
  3. Приключения с перелетными птицами.
  4. Пересказ сказки Э.Шим «Соловей и вороненок».
  5. Забавы старичка-лесовичка.
  6. Рассматривание картины «Ежи» и и составление рассказа по ней.
  7. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
  8. Волшебные насекомые.
  9. Букет из леса.

Дидактические/речевые игры:

  1. Отгадай по описанию.
  2. С какого дерева детки?
  3. Что за птица?
  4. Кто где живет?
  5. Зоологическое лото
  6. Подбери словечко.
  7. Кто больше действий назовет?
  8. Кто как кричит?
  9. Чей малыш?
  10. Так бывает или нет?
  11. Садовник и цветы.
  12. Чего кому не хватает? и др.

Чтение художественной литературы:

1.Н.Некрасов «Зеленый шум»

2.И.Бунин « Листопад»

3. А.Блок «Зайчик»

4.С.Есенин «Березка», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»

5. Е. Трутнева « Елка»

6.А. Пушкин «Унылая пора!»

7.А.Фет «Печальная березка»

8.В.Бианки «Синичкин календарь»

9.Э.Блайтон « Что такое лес?»

10.Сутеев “Под грибом”

11. В.Бианки «Путешествие муравьишки»

12. С.Воронин «Под кустом»

13. Н.Сладков «Осень на пороге» и др.

Загадки, пословицы, поговорки по теме.

Подвижные игры:

1.К дереву беги!

2.Такой листок, лети ко мне!

3.У медведя во бору.

4.Хитрая лиса.

5.Букет

Пальчиковые игры/координация речи с движением:

1.Осенние листья

2.По грибы

3.Пальчики в лесу

4.Бегал ежик

5.Белочка

6.Зайцы

7.Паучок

8.Пчелки и др.

 1.Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».

2.Фотоальбом с рассказами детей «Как я  в лес ходил».

2.Создание книжек – малышек(листовок, плакатов)  с ответами на проблемные вопросы.

3. Интеллектуальная  игра-викторина  для детей и взрослых «Друзья леса», созданная с помощью интерактивных технологий mimio.

4.Театрализованное представление по мотивам сказки «Под грибом».

5. Конкурс плакатов «Берегите лес!».

6.Изготовление природоохранных знаков «Правила поведения в лесу»

3. Презентация проекта.

1.Презентация детьми книжек-малышек (или других продуктов проектной деятельности) с ответами на проблемные вопросы, созданных совместно с родителями.

2.Интеллектуальная  игра - викторина  для детей и взрослых «Кто в лесу живет?».

4.Рефлексия.

Анализ проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательно-исследовательский проект «Лес и его обители» - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени.

Работа над проектом включает в себя деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью.

Ответственными за реализацию проекта в целом назначаются воспитатели Маслова О.В., Галезник Г.А., учитель-логопед Семенова Е.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игровая полянка".

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игровая полянка". Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции обр...

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игробус".

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Игробус". Цель:  1. Совершенствовать зрительное, слуховое, кинестетическое вос...

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Играндия".

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей "Играндия". Цель:1.     Учить  умению играть в коллективе, ...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей в I младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Разноцветные флажки»

Методическая разработка, составленная для проведения совместной деятельности взрослого и детей в I младшей группе. Направление деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тема: ...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...