Проект "Гордость земли Кубанской"
проект (подготовительная группа) по теме

таможникова светлана евгеньевна

Самым замечательным, ярким коллективом, который вот уже 200 лет радует людей своим творчеством, является Государственный Кубанский Казачий хор под управлением Виктора Гавриловича Захарченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_horu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«ГОРДОСТЬ  ЗЕМЛИ  КУБАНСКОЙ».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Музыка».

Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.

 Для детей подготовительной к школе группы.

Актуальность:  

   

   Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.

   Практический опыт собственной педагогической деятельности показывает, что  далеко не во всех семьях знают и почитают культурное наследие наших предков: обычаи и традиции кубанских казаков, казачий фольклор, старинные казачьи игры, которые отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием  и смекалкой. Родители не считают важным и нужным знакомить своих детей с творческими коллективами, способствующих  возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения. Государственный академический Кубанский  казачий хор - старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России,  артистам  которого живо удаётся воплотить в песне и танце подлинно народный дух своих предков, прославившихся честью, храбростью и великой любовью к своему Отечеству.

   Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!

   Разрабатывая  этот проект, я учитывала, что необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для реализации поставленных задач - различные формы и виды музыкальной деятельности /открытый просмотр НОД «Музыка»- «День открытых дверей», семейный праздник в форме познавательно – развлекательной викторины нравственно - патриотического содержания, памятки,  буклеты, использование  музыки соответствующей тематики не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни детей в детском саду и в семье/,  привлечение  родителей, членов семьи.  

Цель: 

  1. Создать организационно-педагогические условия для обогащения у детей  и родителей  знаний о традициях Кубани, расширить  нравственные и эстетические представления о кубанском фольклоре и творческой деятельности самого знаменитого казачьего коллектива Кубани.
  2. Обеспечить открытость образовательного пространства и установление партнерских отношений родителей и педагогов при реализации проекта.

Задачи:

Для детей:

  1. Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям  кубанских казаков.
  2. Обучить детей характерным основам народной песни посредством кубанского фольклора; научить любить музыку своего родного края.
  3. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение  к тому месту, где он родился и живет.
  4. Дать представление  о выразительных средствах, передающих настроение в музыке, искусстве  фотографии, художественном слове; учить детей движениями передавать характер этнической музыки.
  5. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; знакомить с кубанским диалектом.
  6. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.

Для родителей:

  1.   Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей осознанного отношения к пониманию  важности родной кубанской культуры, ее  художественно-воспитательной ценности.
  2.   Создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности:
  •  Разработать такую форму образовательной деятельности, которая  позволит родителям познакомиться с современными формами организации педагогического  процесса и стать его полноценными участниками;
  •  Разработать вспомогательный методический материал для качественного и эффективного взаимодействия педагога и  родителей;
  •  Использовать современные информационно-коммуникационные технологии.
  1.   Повысить интерес родителей к активному взаимодействию с детьми в детском саду и дома, используя различные формы и  виды музыкальной деятельности:
  • Пригласить на открытое интегрированное занятие «Пускай звучит Кубанский хор и песня льется на простор»;
  • Привлечь к активному участию в подготовке и проведении семейного праздника в форме познавательно-развлекательной викторины «Край казачий мой и Кубанский хор»;
  • Обращать внимание родителей на консультации в информационных уголках: «Из истории создания Государственного Кубанского казачьего хора», «Виктор Гаврилович Захарченко»;
  • Разработать буклеты для родителей «Имею честь служить в Кубанском хоре», «Будущее Кубанского казачьего хора», «Калейдоскоп фактов о Кубанском казачьем хоре»; «Военный фольклор в Кубанском казачьем хоре»;
  • Провести акцию  «Я люблю Кубанский хор!» - создание домашней видео – фонотеки из репертуара творческого коллектива.
  •  Разработать памятки с методическими рекомендациями по музыкальному воспитанию детей по теме проекта: «Как слушать музыку дома с ребенком»; «Значение кубанского фольклора для детей».
  1.   Дать родителям возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и  познавательного общения  ребенка с близким взрослым, сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Для педагогов:

1.Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы.

  1. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых для реализации проекта.
  2. Организовать участие родителей и детей в следующих мероприятиях:
  • «День открытых дверей»;
  • «Семейный праздник».
  1. Обеспечить реализацию проекта через образовательные области «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  2. Разработать консультацию «Использование музыки Кубанского казачьего хора в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности».
  3. Способствовать в процессе разработки и реализации проекта установлению партнерских взаимоотношений педагогов ДОУ, родителей.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги групп.

Срок реализации: 01.09.2015 – 22.05.2016

Предполагаемый результат: 

Для детей:

  • Сформируется  желание любить  и уважать  малую Родину;
  • Сформируется познавательный интерес к дальнейшему изучению культуры своих предков; глубже осознают культурные традиции Краснодарского края;
  • Сформируется собственный «багаж» любимой казачьей музыки; казачьих игр; умение использовать полученные знания в самостоятельной музыкальной деятельности;
  • Обогатиться словарный запас;
  • Сформируются представления об эстетической стороне казачьего фольклора;
  • Сформируются высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвага, доброта.

Для родителей.

  • Повысится активность участия в образовательном пространстве ДОУ.
  • Повысится уровень компетентности, взаимопонимания при взаимодействии с педагогами для решения общих воспитательных задач.

Содержание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Деятельность детей

Совместная деятельность

музыкального руководителя и воспитателя

Деятельность родителей

Подготовительный этап

  1. Рассматривание костюмов казака, казачки, орнамента кубанских вышивок на рушниках, сорочках. (сентябрь).
  2. Рассматривание фотографий из творческой деятельности ГККХ, руководителе коллектива

(сентябрь, октябрь).

  1. Загадки о предметах казачьей утвари; казачьем снаряжении.

(сентябрь).

  1. Знакомство с пословицами о характере казака, его отношении к службе на благо Кубани.

(сентябрь).

  1. Знакомство с пословицами о жизни казачек, их трудовых днях.

(октябрь).

1. Провести с детьми предварительные беседы о разнообразии музыкальных стилей и жанров; об особенностях, «изюминках» кубанского фольклора;  о том, что разнообразные коллективы воспевают Кубань в своем творчестве, но самый знаменитый – ГККХ.

1.Определение целей и задач.

2. Поиск и изучение материалов музыкально-художественного направления  по теме проекта, изучение методической литературы.

3. Поиск материалов для разработки презентаций «Государственный Кубанский казачий хор», «Не в усах казачья слава», «Казачки наши солнца краше».

4. Провести беседы о том, что музыка бывает разной: современной, классической, русской народной и казачьей. О том, что казачий фольклор очень отличается от других направлений  и сейчас эта музыка не забыта, ее исполняют различные творческие коллективы Кубани, в том числе ГККХ.

5. Подбор музыкального материала казачьего фольклора для прослушивания дома.

6. Подбор музыкального материала из репертуара ГККХ,   для использования его как фоновой музыки при организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной музыкальной деятельности детей –«концертов», «оркестров».

1. Провести акцию «Я люблю Кубанский хор» - создание домашней видео-фонотеки из репертуара творческого коллектива; побуждать к совместному обсуждению прослушанной музыки.

Основной этап

  1. Праздник «Кубань родная»  (сентябрь).
  2. НОД «Музыка» в течение указанного срока проекта согласно расписанию.
  3. Беседы об обычаях и традициях кубанских казаков, их песнях.

(октябрь)

  1. Ознакомление детей с казачьим бытом, снаряжением казаков, народно-прикладным искусством Кубани.

(октябрь).

  1. Беседы о ГККХ, (октябрь - ноябрь).
  2. Беседы о структуре хора – вокальной группе, хореографической, оркестровой (октябрь – ноябрь).
  3. Знакомство с поэтическим словом о Кубани, творчеством кубанских поэтов В. Нестеренко, В.Бакалдина.

(ноябрь).

  1. Знакомство с кубанским диалектом (Люлька,

черевички,

глечик,

горница,

чувал,

дивчина,

хлопец.

(по мере знакомства с кубанским фольклором - разбор слов, часто встречающихся в разговоре старшего поколения).

1.Слушание музыки: «Казачий край» А. Заволокиной, «Ой, да, Краснодарский край» В. Захарченко,

«Как за Доном»; «Выйды, Грицу»; «Варенычки».

2. Пение: «Мы с тобою казаки» В. Захарченко; «Моя Кубань».

3.Просмотр видеоматериала «Ковал кузнец казачью шашку».

4.Побуждение детей к активному обсуждению прослушанных произведений, их содержания, средств музыкальной выразительности.

5.Систематическое, последовательное ознакомление детей с музыкальным  материалом  по теме предстоящих мероприятий по всем видам музыкальной деятельности.

6.Знакомить с казачьими играми «Перетяжки», «Ручейки-озера», «Напои коня», «Передай подкову», «Кто спать мешает казаку», «Ой, на гори гречка».

7.Музыкально-ритмические движения под казачью музыку «Молодычка», «Чорноморец».

8.Разучивание стихотворений для предстоящих мероприятий.

  1. Разработка перспективных планов, содержания работы. Конспектов интегрированных музыкальных занятий, сценариев мероприятий по теме проекта.

(сентябрь).

2.Консультация для воспитателей «Использование музыки Кубанского казачьего хора в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности».

(сентябрь).

3.Разработка презентаций в формате слайд-шоу «Не в усах казачья слава», «Казачки наши солнца краше». (октябрь); презентации «Государственный Кубанский казачий хор» (октябрь).

4. Разработка викторины для детей и родителей «Что ты знаешь о Кубанском хоре» (февраль).

1.Прослушивание в домашних условиях казачьей музыки в исполнении  различных Кубанских творческих коллективов.

2. Консультации в информационные уголки для родителей:

  • «Из истории создания ГККХ» (октябрь).
  • «Виктор Гаврилович Захарченко»

(ноябрь).

  1. Буклеты:
  • ««Имею честь служить в Кубанском хоре»

(январь)

  • «Будущее Кубанского казачьего хора»     (февраль).
  • «Калейдоскоп фактов о Кубанском казачьем хоре»    (апрель).
  • «Военный фольклор в Кубанском казачьем хоре»   (май).

  1. Памятка «Как слушать музыку дома с ребенком»;

Памятка для родителей «Кубанский игровой фольклор для детей и родителей». (май).

Заключительный этап

1.Интегрированное  занятие

«Пускай звучит Кубанский хор и песня рвется на простор»

/с использованием ИКТ/.

(ноябрь).

2.Семейный праздник в форме познавательно-развлекательной викторины «Край казачий мой и Кубанский хор»

(март).

3. Концерт ко Дню 70- летия Победы /на основе изученного музыкального материала по теме проекта/ (май).

  1. Побуждение детей к активному обсуждению просмотренных презентации, к умению анализировать, делать вывод о роли казаков в истории  Российского государства, о их героическом характере; об особенностях кубанского музыкального и игрового фольклора; о красоте песен, исполняемых ГККХ.
  2.  Исполнение песен по теме проекта.
  3. Свободная танцевальная импровизация под казачью музыку.
  4. Активное участие в играх, соревнованиях.

1.Проведение запланированных мероприятий.

2.Освещение мероприятий на личном мини-сайте на nsportal.rutamoznikova-svetlana-evgenyevna- размещение практического материала.

3. Создание на сайте фотоальбома «Мы – потомки казаков».

  1. Активное участие членов семьи открытом интегрированном занятии, на семейном  празднике.

  1. Заполнение родителями листов отзывов и предложений  по посещению праздника с целью разработки в дальнейшем более эффективных форм взаимодействия.

Источники и используемая литература.

  1. С.И.Мерзлякова «Комплексные и интегрированные занятия». «Музыкальный руководитель» 3/2008. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
  2. М.Ю. Картушина «Интегрированные занятия для детей 5-7 лет».

Москва ООО Издательство «Скрипторий» 2009.

  1. Е.Н.Еременко  «Кубановедение»  1 – 4  классы.  ОИПЦ  «Перспективы  образования».  2007,2008гг.
  2. И.П. Лотышев «Путешествия  по  родному  краю». «Перспективы  образования».

2006  г.

  1. Стихи   кубанских  поэтов.  Периодические  издания.
  2. Интернет – ресурсы: казачьи форумы, фотографии казаков и казачьего быта и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем».

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...

Путешествие по земле Кубанской

Инсценировкав рамках реализации нравственно-экологического проекта...

"КРАЙ РОДНОЙ-ЗЕМЛЯ КУБАНСКАЯ".

Приучать детей видеть красоту родного края....

Край родной - земля Кубанская

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем...

Смотр - конкурс детского творчества «Дети земли кубанской» (гала-концерт) среди воспитанников ДОО

22 мая 2015 года в Доме культуре «Большевик» прошел смотр - конкурс детского творчества «Дети земли кубанской» (гала-концерт) среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Староминского ра...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...