Байкал - колодец планеты.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

станицкая наталья викторовна

Представление о Байкале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_baykal_-_kolodets_planety.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

ННОД (старшая группа)

Тема: Байкал - колодец планеты.

  Цель. Дать представление о местонахождении Байкала, его уникальности ( размерах, глубине, чистоте), о чистильщиках воды ( губках, рачках, моллюсках), о некоторых видах водорослей.

   Материал и оборудование. Глобус, карта России. Макет озеро Байкал. Фотографии природы Байкала. карточки с изображением водорослей, губок, рачков, моллюсков. Ёмкости с водой ( байкальской и кипяченной водопроводной). Стаканчики. Губка, воронка, глина, разведенная водой. Ящик с камнями.

Воспитатель:

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

( М. Сергеев )

  Кто из вас бывал на Байкале, отдыхал на его берегах? Что вам запомнилось больше всего? ( Ответы детей ).

  Приглашаю вас в путешествие по этому озеру. Но прежде чем отправится в путь, нужно узнать, где находится Байкал. Как мы можем определить местоположение озера?

Дети. Байкал можно найти на глобусе или на карте. Воспитатель вместе с детьми находит и рассматривает на глобусе и карте озеро Байкал.

Воспитатель. Это голубое пятнышко, похожее на полумесяц, и есть озеро Байкал.

Нам посчастливилось жить возле этого уникального озера. Байкал называют колодцем планеты, голубой жемчужиной, памятником природы. Как вы думаете, почему?

Дети. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Воспитатель. В Байкал впадают 336 рек и речушек. Самые крупные из них – Селенга, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. А вытекает из озеро всего одна река – Ангара.

Дети вместе с воспитателем находят на карте названные реки.

Ребенок.

Край чудесный, край сибирский,

Как ты дорог мне, как мил.

Я твою святую воду,

Преклонив колеи, пил.

Опускал в неё ладони,

Сердцем чувствовал тепло.

Край чудесный, край сибирский,

Я с тобою заодно.

Воспитатель.

Чистейшая и прозрачная вода Байкала даже летом остаётся достаточно прохладной. Дети под руководством воспитателя проводят простейший органолептический анализ  байкальской воды: определяют, имеет ли она цвет, запах, примеси. Затем сравнивают вкус кипяченой водопроводной и байкальской воды.

Воспитатель. Какая вода вам больше понравилась? Какова на вкус кипяченная вода? Чем она отличается от байкальской? ( Ответы детей ).

Байкальская вода богата кислородом и очень вкусна.

Реки, впадающие в Байкал, приносят бактерии, грязь, мусор, но вода в озере продолжает оставаться такой чистой и прозрачной, что отдельные камни видны на глубине сорока метров. Хотите узнать, почему это происходит?

( Да). Прогуляемся по берегу озера и заглянем в его воду.

Проводится разминка. Дети выполняют дыхательные упражнения и поочередно проходят по дну ящика, выложенному камнями.

Воспитатель.

В байкальской воде (от поверхности до дна ) живут разнообразные животные и растения, многие из которых не встречаются больше нигде в мире. Живые санитары Байкала играют важную роль в жизни озера. Именно они, профильтровывая воду, делают её чистой и прозрачной.

Это пресноводные губки - самые древние обитатели Байкала.

Всю свою жизнь они проводят на одном месте: прикрепляются к камням и растут. Через множество пор губки втягивают воду. Бактерии и частицы водорослей приклеиваются к липким воротничкам, которые находятся внутри губок, а чистая профильтрованная вода выводится через специальные отверстия – устья. И губки насыщаются, и вода становится чистой.

Воспитатель. Разместите на макете озера Байкал этих удивительных животных.

Дети находят картинки с изображением губок и помещают их на макете.

Воспитатель. А это моллюски – раковинные животные. Раковины надежно укрывают их мягкие нежные тела. Если раковины состоят из двух створок с плотно смыкающимися краями, моллюсков называют двустворчатыми. Эти моллюски, как и губки, фильтруют воду. Вылавливая из неё мельчайшие организмы, которые служат им пищей.

  В байкальской воде водятся и ракообразные животные. Они тоже являются фильтрами. Рачки – настоящие санитары Байкала. Они поедают останки рыб и других животных, очищая воду озера.

Самый знаменитый рачок Байкала – эпишура. Он обитает только в этих водах. В его ротовом аппарате есть многочисленные щетинки, образующие ловчую сеть, в которую попадают бактерии и водоросли.

Дети находят картинки  с изображением ракообразных и моллюсков, размещают их на макете Байкала.

Воспитатель. В трудном деле очистки воды губкам, рачкам и другим животным помогают водоросли, населяющие как толщу воды, так и дно озера. Они не только выделяют кислород, необходимый для дыхания водных животных, но и служит им пищей. В Байкале живет множество видов водорослей. Как вы думаете, что произойдет, если в Байкале исчезнут водоросли? (Ответы детей).

Воспитатель. А что произойдет, если исчезнут рачки,  губки и моллюски?

(Ответы детей) Правильно вода постепенно становится мутной и затянется илом.

Воспитатель. Ученые пытались выращивать губок и рачков в других водоемах, но они не прижились и погибли. Поэтому надо очень бережно относится к этим уникальным обитателем Байкала, которые делают воду чистой. На территории Байкала находятся несколько заповедников. А для защиты окружающей среды вокруг озера создана санитарная зона. Все мы должны бороться за чистоту и красоту природы нашего края.

 Рассмотреть изображение природоохранных знаков.

Ребята, какие шаги можно предпринять, чтобы спасти озеро от загрязнения?

Давайте с вами сейчас нарисуем знаки, которые будут говорить окружающим людям, что нельзя делать, находясь на Байкале.

(Дети рисуют знаки, с дальнейшим объяснением. Знаки помещаем на доску).

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Байкал - колодец планеты"

Тема: Байкал- колодец планеты.  Цель. Дать представление о местонахождении Байкала, его уникальности ( размерах, глубине, чистоте), о чистильщиках воды ( губках, рачках, моллюсках), о некот...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Байкал — колодец планеты»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...

Проект "Байкал один на всей планете..."

Проект "Байкал один на всей планете..."Диагностика усвоения материала, представленного в проекте....