прект для подготовительной группы "Люби и знай свой Тульский край"
проект (подготовительная группа) на тему

Белкина Вера Владимировна

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными участниками данного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Люби и знай свой Тульский край»

Слова, корнями вросшие

В века, тысячелетия,

Несут нам свет из прошлого

В грядущие столетия.

Из родника пречистого

Пью воду животворную.

В народ я верю истово

И в будущность народную.

Для нас слова священные –

Родня, родной, родители.

Понятия нетленные –

Как ангелы-хранители.

Татьяна Гостюхина

Вид проекта:

творческо-информационный.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

-воспитатели и специалисты

-родители воспитанников

Место проведения проекта: Грицовский ЦО д/с №1

Актуальность темы:

 «Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни»

Василий Песков

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, исследовательскую деятельность и разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время.

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными участниками данного проекта.

Цель проекта:

- знакомство детей с историей и культурой Тульского края, природным, социальным и рукотворным миром;

- воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и гражданские черты, патриотических чувств, гордости за место, где они живут;

- создание единого воспитательного пространства в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей «Мы - Туляки!».

- воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

 Задачи проекта:

1. Формировать любовь к прошлому и настоящему малой родины; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.

2. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов, населяющих Тульский  край, чувства сопричастности к родному дому, городу, краю.

3. Формировать духовно-нравственные отношения к самобытности народов, населяющих Тульский край, проявляющиеся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве. Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям народов родного края, любовь к природе.

4. Создавать условия для созидательной творческой деятельности участников воспитательно-образовательного процесса с учетом традиций семейного воспитания.

Принципы построения образовательного процесса:

Принцип историзма

 Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизма

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия-любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации 

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интеграции 

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем, выставочным залом и т.д. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных мероприятий.

Принцип наглядности 

Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, мы должны изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала, при этом соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 раздел:

  1. Проведение занятий на темы: «Тула – моя Родина!», «Филимоновская игрушка», «Писатели и поэты Тульского края».
  2. Оформление альбомов “Достопримечательности моего края”, “История моего края”, «Природа края», «Известные люди моего края»
  3. Слово-творчество с родителями «Сочинить рассказ о своем поселке»
  4. Виртуальная экскурсии по городу Тула
  5. Оформление стенда «История моей семьи» 
  6.  Занятие “Моя Родина – Тульский край! ”
  7. Выставка продуктов детской деятельности.

Работа с родителями

1. Консультации для родителей  «Писатели и поэты Тульского края», «Промыслы в Тульском  крае».

2. Сбор краеведческого материала с участием родителей

3. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала

4. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

6. Выставка семейных реликвий

7. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Народные игры»

8. Совместные проекты «Традиции в семье»

Ожидаемые результаты

Дети имеют представления о стране, в которой они живут, знают, что их малая Родина – Тула:

 знают историю возникновения Тульского края и его достопримечательности;

 имеют представления об историческом наследии Тулы и исторических памятниках;

 испытывают чувство гордости за свой край;

проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детском творчестве (рисунках, аппликации, лепке, музыке, рассказах о родном крае). У детей сформировано чувство гордости за свой город и край, и желание сохранить его чистым и красивым.



Предварительный просмотр:

http://www.school25tula.ru/media/k2/items/cache/671fe58af5845f33e7786dd608484c8d_XL.jpg

Кузнечный промысел

Кузнецы встречались по всей губернии. Сколько-нибудь заметного их скопления в одном каком-либо пункте не наблюдается.

Заняты они были обыкновенно ремонтом сельскохозяйственного инвентаря, ковкою лошадей, изготовлением домашней утвари, ножей, граблей, рогачей…

Оружейное производство

Оружие в Туле, как известно, стало производиться задолго до основания оружейного завода (приблизительно с 16 века). Это было обусловлено наличием железной руды, необходимостью починки сломанного оружия в ходе сражения с татарами.

Колыбель оружейного искусства началась с эпохи московского преобразования и ограждения Тулы дубовой крепостью (острогом) 1509 года. Царь Федор Иоаннович и знаменитый правитель Борис Федорович Годунов в 1595 году положили первое основание в создание Кузнецкой казенной слободы, даровав 30 самопальным (ружейным) мастерам землю за Упой, по Алексинской дороге на Хопре. До сего самопальники (ружейники) жили вместе с гражданами на посадах и внутри дубовой крепости (острога).

С тех самых пор тульские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.д.

15 февраля 1712 года был издан указ Петра I. Государь повелевал: «…для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою».

Созданный по замыслу Петра I завод на протяжении своего существования являлся одним из главных оружейных центров нашей страны, воплощением новейших технологических достижений в производственных процессах.

В 18 веке получает дальнейшее развитие и кузнечное ремесло. Мастера делали  мебель, церковную утварь, украшения. Многие изделия тульских мастеров представлены в музеях мира.

Украшали мастера и свой город: дымники, лестницы, ограды, флюгера, водостоки, кронштейны крылец…

Из кустарей ремесленников, обрабатывающих металл самое большое количество было занято в самоварном производстве.

Свободные оружейники переключались в мирное время на производство изделий бытового характера. Большим спросом в 19 веке стали пользоваться самовары.

Самоварное производство

Одной из основных причин, объясняющих существование самостоятельного промысла в данной местности, являлся постоянный, что чрезвычайно важно, в течение круглого года определенный и близкий рынок.

Самоварные фабрики были не только в городе Туле, но и в ближайших к городу окрестностях, в с. Хрущеве Тульского уезда, в Скороварове Алексинского уезда. Этот промысел был в Тульском, Алексинском, Крапивенском, Богородицком уездах.

Форма самоварного производства: семейная или одиночная. Наемные рабочие в семье самоварщика встречались очень редко. Когда же ощущалась нужда в помощи, а в своей семье отсутствовали свободные руки, то тогда промышленники брали себе учеников.

Работа производилась в жилых избах, отдельные от жилого помещения мастерские были единичными, так как для обзаведения отдельным помещением требовались относительно большие затраты, что является под силу немногим.

В самоварном производстве производилось строгое разделение труда.  Нет мастеров, которые единолично изготовляли бы весь самовар. В этой отрасли было 7 основных специальностей:

1. наводильщики или стеночники;
2. кранщики;
3. шеячники;
4. ручечники;
5. поддонщики;
6. шишечники;
7. сборщики.

Промыслом обыкновенно занимались круглый год, хозяйства с малым количеством рабочих рук приостанавливали производство только на время полевых работ, то есть на 2 месяца.

Производство всякого рода скобяного товара (кроме замков)

Как и самоварное, это производство было сконцентрировано в основном в Тульском уезде, а также в Веневском уезде, Алексинском, Крапивенском и Богородицком уездах.

Скобяной промысел возник давно.

К скобяным изделиям относятся: оконные, дверные и печные приборы, в значительно меньшем количестве – всякого рода скобы, накладки, зеркальные и умывальные приборы, мебельные катки, ножи и т.д.

Заказы преимущественно получались от тульских скобяных магазинов, редко – магазинов Москвы, и скупщика, как посредника между производителем и магазином.

Изготовление замков и ключей к  ним

Эти промыслы были развиты в Тульском уезде, Алексинском, Богородицком, Крапивенском, Одоевском и Веневском.

Замочное производство в губернии столь же давнего происхождения, как и производство других скобяных изделий (начало 19 века).

Изготовлялись замки самой различной формы и величины, как внутренние, так и висячие.

Производство прочих  металлических изделий

Известны другие ремесленники слесари и токари по металлу, гвоздари, шилочники, оружейники, резчики, зубильщики пил, подковочники, жестянщики, изготовители плугов, кос, лопат и циркулей.

Обработка дерева

Промыслы, связанные с обработкой дерева в Тульской губернии находились в прямой зависимости от наличия леса. Всюду в полосе леса и вблизи её встречался тот или иной деревообделочный промысел.

Самым лесистым уездом губернии в 19 веке являлся Тульский – 1/3 всех людей, обрабатывающих дерево находилась в этом уезде.

За Тульским следовал соседний с юго-запада – Одоевский уезд, затем БогородицкийБелевский. В уездах     Новосильском, Епифанском и Ефремовском, то есть в южной, юго-восточной и восточной части губернии, промысел наименее был развит.

По производствам все деревообделочники распределялись таким образом:

  1. экипажное производство;
  2. столярно-токарное;
  3. бондарное производство;
  4. производство примитивных сельскохозяйственных орудий;
  5. производство изделий из лыка;
  6. производство изделий из прута;
  7. производство изделий из лубка;
  8. выжигание угля.

Здесь в первую группу входили: колесники, санники, тележники, дужники и оглобельщики;
- во вторую группу: мебельщики, производители оконных рам,

молотилок и веялок, прялочники, гребенщики, ящичники и пр.;
- в третью – производители бочек, кадок, ушатов, ведер, черпаков, обручей (которыми стягивали бочки) и прочего бондарного товара;
- в четвертую – производители деревянных борон и сох;
- в пятую – производители лаптей и решёт;
- в шестую – производители корзин и плеток;
- в седьмую – изготовители коробов для упаковки самоваров.

Изготовление лаптей

Промысел встречался по всей губернии, но главная масса кустарей-лапотников находилась в Куракинской волости Богородицкого уезда (теперь это Киреевский район) и в волости Володьковской Белевского уезда.

Работали семейно и заняты были практически круглый год, всё свободное от сельскохозяйственных работ время. Разделения труда не существовало.

Инвентарь лапотника несложный: нож, колодка, деревянная свайка.

Сырье своё, или покупалось на базаре готовое лыко, или лыко драли в липовых рощах у местного помещика. Сбыт производился чаще всего по базарам, редко скупщику.

Изготовление решет

Было сосредоточено в Хрущевской волости Тульского уезда.

Корзиночное производство

1/3 всех корзинщиков находилось в Торховской волости, остальные разбросаны по всей губернии.

Разделение труда заключалось в том, что дети и женщины занимались чисткой хвороста, а плели взрослые мужчины. Иногда и женщины занимались плетением корзин, но значительно реже.

Изготовление коробов для упаковки самоваров

Коробовщики, изготовляющие лубяные короба для упаковки самоваров, почти все находились в Хрущевской волости.

Обработка животных продуктов

Сюда входит обработка:

  1. кожи, которая подразделяется на сапожный промысел, овчинный, скорняжный и шорный промысел;
  2. обработка шерсти;
  3. обработка щетины.

Кустари-ремесленники, обрабатывающие животные продукты находились в Тульском, Алексинском и Белевском уездах.

Сапожный промысел был повсеместно распространен.

Промысел в массе носил ремесленный характер, работа производилась преимущественно на заказчика-потребителя.

Сколько-нибудь заметного скопления сапожников в каком-либо одном пункте, кроме  волостей Тульского уезда: Севрюковской и Татьевской, не встречалось. Они обыкновенно были расположены по селениям по одному и более в каждом, смотря по величине селения. Отдельных мастерских не было, работали в жилых избах в одиночку.

Овчинный, скорняжный и шорный промыслы в губернии были очень мало развиты и носили характер бродячий. Все это

ремесленники, работающие на заказчика-потребителя из его же материала. Самую заметную ячейку овчинников составляло село Сорочино, в Архангельской волости Крапивенского уезда, а шорников – деревня Самыленка Севрюковской волости Тульского уезда.

Обработка шерсти

Валяльный промысел занимал первое место из промыслов по обработке шерсти. Центром промысла в губернии служили Подхоженская и Поветкинская волости Веневского уезда. Промысел бродячий, работа производилась  на заказчика-потребителя из его же материала. Продолжался промысел всего 2-3 осенних месяца. Нередко валяльщик в одно и тоже время совмещал работу овчинника или стекольщика.

Сукновальный, шерстобитный и шерсточесалочный промыслы были крайне мало развиты. Представителей этих промыслов было всего лишь единицы.

Обработка щетины

Щеточный и кистевязальный промыслы заключались в изготовлении платяных и головных щеток, малярных кистей. Центром промысла являлась Дмитриевская волость (Алексинского уезда), в которой было сконцентрировано половина всех щетинников губернии.

Портняжный промысел

Портняжный промысел, как и сапожный, носил очень распространенный и распыленный характер и вместе с тем бродячий. Промысел сосредотачивался в 4 северных волостях Алексинского уезда (Покровская, Кошкинская, Савленская и Яковлевская) и в Богородицком уезде в деревне Старая Вьевка.

Обработка глины

Обработчики глины, занимаются:
- изготовлением гончарных изделий,
- изготовлением кирпичей.

Гончары-одиночки встречались в Стрелецкой волости, Одоевского уезда, затем в Троицко-Бачуринской и Тургеневской волостях Чернского уезда; а также в Солдатской волости Ефремовского уезда.

Изделия тульских гончаров: горшки, чашки, банки, крынки, цветочные горшки, и прочие подобные предметы, необходимые для крестьянского домашнего обихода.

Глиняная игрушка

«Серьезному» гончарному производству сопутствовало производство глиняных игрушек. В нашем регионе существовало 2 промысла – это филимоновская и тульская игрушки. Филимоновскую игрушку делали в селе Филимоново и селе Красенки Одоевского уезда, а тульскую в слободе Большие Гончары в городе Туле.

Филимоновская игрушка архаична по своей форме и орнаменту. Предположительно промысел возник в середине ХIХ века в селе  Филимоново. Среди игрушек популярны были такие сюжеты: домашние животные (корова, лошадь), уточки-свистульки, различные «барыни» и миниатюрная посуда. Лепили игрушки женщины и дети (с 7-8 лет) в свободное от других работ время. Глина, которая шла на изготовление игрушек была иной, нежели та, что шла на изготовление горшков. Называли её «синика», так как она была темно-синего, иссиня-черного цвета, очень пластичная, что позволяло вытягивать игрушку из одного куска.

Кирпичное производство

В 1509 году был «поставлен на Туле город деревян». В 1514 году Василий III направился в поход против Литвы под Смоленск начали «ставить на Туле град камен». Рубленные стены деревянной крепости постепенно заменялись белокаменными. Кладка северной и западной стен кремля почти сплошь сделана из белого камня. Белокаменное строительство требовало много труда, а главное, времени. Это побудило к тому, что в дальнейшем для кладки стен и башен (как ранее в Московском Кремле) применили большемерный кирпич. Его, пользуясь ближними залежами глины, выделывали мастера-кирпичники.

Кирпичное производство для личных потребностей с продажей только небольшого избытка – было распространено по всей губернии, но как производство для рынка – оно очень незначительно. Отметим здесь лишь село Верхоупье Богородицкого уезда, где имелся 31 кирпичник, работающий на вольный рынок.

Гармонное производство

Все количество гармонщиков губернии, не принимая во внимание города Тулы, распределялось почти поровну по 3 соседним уездам: Алексинскому, Тульскому и Крапивенскому.

Гармонное производство в губернии возникло давно, приблизительно в 1850-1860 годах, в деревне Малиновке Варфоломеевской волости Крапивенского уезда. Первыми гармонщиками здесь были пильщики, оставившие свой промысел и перешедшие к изготовлению гармонных ящиков.

Работа производилась исключительно на заказчиков, какими являлись или мелкие сборочные мастерские или гармонные фабрики города

Тулы. Доставка сработанных гармонных частей производилась 1 раз в неделю.

Центром гармонного производства являлся город Тула, где было сосредоточено две трети всех гармонщиков губернии.

В Чулковской слободе города Тулы производство гармоней началось в 1830-е годы среди оружейников.  Особую известность получил Л.А.Чулков, который не только изготавливал, но и улучшал конструкцию музыкального инструмента.

В 1870 году Н.Н. Белобородов с тульскими мастерами создал первую хроматическую гармонь и первый оркестр гармонистов. Поначалу это было семейное трио, затем в его состав вошли рабочие патронного и оружейного заводов.

В 1922 году гармонный мастер А.П. Пастухов создал первую артель по производству гармоней, а в 1930 году на Привокзальной плотине строится гармонная фабрика. С этого момента началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник.

Тула навсегда оставила за собой славу не только оружейного и пряничного, но и гармонного центра.

Обработка растительного волокна

Плетение кружев

Центрами промысла являлись города Белёв и Одоев. Кружевоплетением занимались крестьяне, мещане и обедневшее купечество. Плели кружево с 8 лет и до старости. Для плетения использовали коробку из лубка, подушку, набитую сеном, несколько десяток булавок и коклюшки, нитки № 60. Плетением занимались круглый год, исключая период сельскохозяйственных работ.

Особенность белёвского кружева заключалась в схожести с немецкими образцами.

Одоевских мастериц кружевоплетению научили белёвские плетеи. В Одоеве промысел процветал более 20 лет, занято в нем было около 500 человек. Из Одоева кружевоплетение было занесено в деревню Кокурино, где плели всего 15 мастериц.

Прочие промыслы по обработке растительного волокна

Сюда входят: ткачи, прядильщики, веревочники, фитильщики, чулочницы, белошвейки и прочие; группа эта количественно очень незначительна, а кроме того все перечисленные промыслы, за исключением веревочного, носили очень разбросанный характер. Что же касается веревочников, то значительная часть их находилось в Верхоупье, этой же волости Богородицкого уезда, который таким образом, представлял собой небольшое гнездо веревочного производства в Тульской губернии.

Кондитерский промысел

Кондитерский промысел:
- пастила (Белев),
пряники (Тула, Алексин),
- резьба пряничных досок (Тула).

Пастила

В русской национальной кухне широко использовались фрукты, особенно яблоки, вишня, слива, смородина, клубника и т.д. Тульская губерния издавна славилась фруктово-ягодными садами. Из белёвских антоновских яблок изготавливалась знаменитая, ни кем не превзойденная белевская пастила.

Пряники

Тульский пряник – патриарх и государь русских пряников вообще. Город Тула неразрывно связан в представлении россиян не только с оружием, но и с пряником.

Знатоки утверждают, что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Письменное подтверждение тому, что пряники в Туле пекли ещё в 1685 году, дает книга «Старинные производства Тульского края», в которой сказано: «Ещё в ХVII – ХVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». В большом количестве в Туле издревле выпекали «жамки» (мелкие пряники без декоративного рисунка).

Тульские пряники разнообразны и по начинке (вишнёвые, абрикосовые, малиновые, яблочные и др.), печатные, лепные, заварные, даже разные по величине (свадебный пряник невеста везла на телеге!).

Рецепты пряников, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям. Несмотря на то, что у каждого мастера-кондитера были свои хитрости, все они пользовались для приготовления пряников местными мукой, медом и молоком. Помимо тульских пряников появились епифанские, алексинские.

Резьба пряничных досок

Тульские печатные пряники привлекали к себе внимание не только разнообразной оригинальной фигурной формой, но и вытесненными на них орнаментальными мотивами. Национальный колорит тульских пряничных досок формировался в далеком прошлом. При их изготовлении изначально использовался опыт мастеров по обработке

металла и резьбе по дереву. Рисунок в готовых изделиях и тестовой заготовке в точности повторяет резьбу формовочной доски.

Прочие промыслы и производства

На территории Тулы встречались чрезвычайно редко кустари-ремесленники, занимающиеся изготовлением мятного масла, клейкою пакетов, изготовлением рукавиц, шапок, фуражек, матрацев, бубнов, барабанов и пр.

Автор: Амельхина Е.В.

Список использованной литературы:

  • Афремов И.А. История Тульского края. Тула, Приокское книжное издательство, 2002 год
  • Ашурков В.Н. Страницы тульского старины. Тула, Приокское книжное издательство, 1998 год
  • Возбранный В.В. Тула. Из глубины веков до наших дней. Тула, Приокское книжное издательство, 1988 год
  • Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Тула ИРИ «Ритм», 1993 год
  • Панферова Н.Н. История малой Родины. Тульский край: топонимика, география, геральдика. РИК ТО ИПК и ПРО, 1994 год.
  • Прокопец О.Н. Русская традиционная культура. Альманах. ООО «Издательство «Родник», 1998 год


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Люби и знай свой отчий край".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе и презентация о родном городе используемая на занятии....

Проект "Люби и знай свой Коми Край"

Проект «Наш Коми край»Вид проекта:   познавательно – игровой.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели  старшей  группы № 4. МДОУ «Детский сад №9  общеразвивающего...

КВН для детей подготовительной группы и родителей "Люби и знай свой Коми край"

КВН для детей подготовительной группы и их родителей "Люби и знай свой коми край" Цель: систематизация знаний детей о геогрфических и природных компонентах Республики Коми....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой Коми край».

Проект потознакомлению дошкольников с родным краем....

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край".

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край"....

Конспект НОД в подготовительной группе «Люби и знай свой Красноярский край»

поддерживать познавательный интерес к истории родного края;воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину....

КВН - викторина для детей подготовительной группы и родителей «Люби и знай свой Коми край»

КВН - викторина для детей подготовительной группы и родителей«Люби и знай свой Коми край»Цель: Систематизация знаний детей о географических и природных компонентах республики Коми;Задачи: ...