Конспект ООД «Наш любимый край -Россия"» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чегодаева Ирина Константиновна

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника - основы формирования будущего гражданина. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Дошколята очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы,  легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Для воспитателя - это время благодатной почвы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ООД135.52 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект  ООД «Наш любимый край -Россия»

                 по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

в подготовительной к школе группе

                            Срок  проведения мероприятия: апрель 2016 года

                                                             (приобщено к 100-летию города)

                                                 Участники: воспитанники, воспитатели 

Цель:

 Воспитание гуманной, социально -активной, самостоятельной, интеллектуально - развитой,  творческой  личности дошкольников.

Задачи:

1.  Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ и родного города, её назначении, символическом значении цвета и образов в ней

2.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду.

3.  Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4.Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихотворений о Родине.

Рассматривание флага и герба РФ и города Мурманска.

Прослушивание гимна РФ,  песен о России.

Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый – синий - красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Создание эмблемы своей группы.

Материалы к занятию:

1.Ребус (Хлебосольная)

2.Дидактические игры  «Передай сердечко и скажи словечко», «Флаг»,  «Кто быстрее», «Запомни и найди», «Солнечный лучик».

3.Карта России, иллюстрации с видами России

4.Аудиозаписи: гимн РФ, песня «Мурманск, вперед!» музыка С.Избаш, слова Ю.Хабаров.

5.Изображения государственных символов России и Мурманска.

6.Фотографии с изображением достопримечательностей города Мурманск.

                           Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение В.Гусева «Наша Земля»

(слайды с   видами России по тексту)

Как велика наша земля!

Как широки просторы!

Озера, реки и моря,

Леса, поля, и горы!

Раскинулась наша земля

От севера до юга,

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

(слайд с изображением карты России). Воспитатель. Мы  с вами живём в самой большой и прекрасной стране, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём? (ответы детей) 

Воспитатель. Как называют людей, живущих в нашей стране? (ответы детей) Воспитатель. Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. И одно из них зашифровано на этой картинке (на мольберт выставляется картинка, в которой спряталось слово «Хлебосольная».).

hlebsolonka2

Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось? (ответы детей)

Воспитатель. А как вы понимаете слово «хлебосольная»? (ответы детей)

Воспитатель. В России есть такой обычай встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине.  Давайте вспомним некоторые из них.

(Дети называют пословицы и поясняют их).

  • Родная земля и в горсти мила.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Всякому мила своя сторона.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  •   Родина краше солнца, дороже золота.

Воспитатель. Чему учат нас эти пословицы? (ответы детей)

  Воспитатель.  Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. Ребята, а что для вас означает слово Родина? (ответы детей)

 Воспитатель. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились, и цветы, и  воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаково

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» 

 Задание:  подобрать прилагательные к слову Родина.

 Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы.  Что это за символы? (ответы детей).

 Воспитатель. Да, это герб, флаг. Герб -  отличительный знак нашего государства. Где мы сможем увидеть изображение герба? (ответы детей).

 Воспитатель. Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах и т.д. Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? (изображение герба,  ответы детей).

Воспитатель. На гербе темно-красном щите изображен двуглавый орёл золотого цвета.  Как думаете, почему изображен орёл, а не другая птица? (ответы детей).

 Воспитатель. Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.  Почему у орла две головы? (ответы детей).

Воспитатель. Да, орёл смотрит во все стороны, а значит, он не пропустит ни одного врага. Что у орла на голове и в лапах? (ответы детей).

 Воспитатель.  На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти. На что похожи крылья орла? (ответы детей).

Воспитатель. Крылья похожи на солнце. А солнце - это символ добра и справедливости. Что расположено на груди у орла? (ответы детей).

 Воспитатель. На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель. Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!

Игра «Кто быстрее» (дети делятся на 2 команды)  

Задание: собрать из разрезных кусочков картона герб России.

  Воспитатель предлагает  поговорить еще об одном символе  России - флаге. (изображение   флага) Какие цвета присутствуют на флаге России? (ответы детей)

Воспитатель. Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)? (ответы детей)

Воспитатель. Как вы думаете, что напоминает нам белая полоса флага? (ответы детей).

Воспитатель. Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки. Какая полоса следующая после белой?  Что напоминает нам она? (ответы детей)

 Воспитатель. Какая еще полоса есть на флаге и что напоминает нам она? (ответы детей)

Воспитатель. Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь   и отвага.

Игра «Флаг» 

Задание: командам предлагается из полос цветной бумаги выбрать полосы бело-сине-красного цвета и в правильной последовательности выложить флаг РФ.

Воспитатель. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это гимн России, тоже государственный символ. А что такое гимн? (ответы детей) 

Воспитатель. Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно  в торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности. Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн? (ответы детей).

Воспитатель. Гимн нужно слушать стоя и нельзя разговаривать. Мужчины  должны снимать головной убор. Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране. Давайте сейчас послушаем гимн России.

Воспитатель предлагает послушать в  аудиозаписи гимн (слушают стоя).

Воспитатель. Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.

У каждого города тоже есть свои символы. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком городе в ней говорится.

Этот город самый главный

В нашем Северном краю.

Он над Баренцевым морем

Поднял голову свою.

На гербе его сияние

Расцвело над кораблем,

И на золоте лазурный

Рыбы силуэт на нем.

О каком городе идет речь? (ответы детей)

Воспитатель. У нашего города тоже есть свой герб.

(воспитатель выставляет на фланелеграф изображение герба города Мурманск). А как думаете, что обозначают символы,  изображенные на гербе города Мурманска? (ответы детей)

Воспитатель. Северное сияние обозначает, что город находится за Полярным кругом. Корабль и рыба обозначают самые распространенные профессии жителей города Мурманска. Что означают цвета, которыми нарисован герб? (ответы детей)

Воспитатель. Лазоревый - море и полярную ночь, а золотой – богатство морей и земли, полярный день.

Игра «Запомни и найди»  

Задание: демонстрируется герб города Мурманск на несколько секунд и убирается. Дети по памяти должны, из предложенных вариантов, найти правильный.

 Воспитатель  предлагает детям  прочитать стихотворение Н. Добычина

«В нашем городе родном» (предварительно разученное)

В нашем городе морском –

Все немного кувырком!

Поезда, мой юный друг,

Здесь уходят лишь на юг.

Есть за Колой поворот,

Где ваш поезд курс найдет.

Все в порядке!

А пока – нас увозят на юга!

Воспитатель. В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено.  

-Вокзал железнодорожный - ворота нашего города

-Краеведческий музей

-Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»)

-Кольский залив

Дети читают стихи.


«МУРМАНСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Поди, спроси у мурманчан: 
- Где города начало?
Ответят мурманчане вам: 
- От моря, от причала! 
От берега, где пенятся 
Солёные просторы, 
Широкими ступенями
Уходит город в горы. 
Здесь лестницы, здесь лестницы
Пересчитать непросто. 
Все в лестницах окрестности — 
От Колы и до Росты…

                                  Н. КОЛЫЧЕВ

О МЫЛЕ И "МУРМАНСКОЙ МИЛЕ"
Папа с мамой разбудили:
– Опоздаем! Ой-ёй-ёй!
Мы ж на «Мурманскую милю»
Собирались всей семьёй!

Мы вскочили, чай не пили.
Впопыхах — какой там чай!
– Будем в мыле с этой «милей», –
Папа маме пробурчал.
                                      Н. КОЛЫЧЕВ 

Игра «Солнечный лучик». Под песню «Мурманск, вперед!» дети прикладывают «лучик» к кругу и произнося пожелания родному городу, в итоге получается солнышко.

Воспитатель. Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие все мы в детском саду? (ответы детей)

Воспитатель. Мы все: и взрослые, и дети - дружные, весёлые, трудолюбивые. Мы  с вами  придумали эмблему нашей группы. Эмблема у нас получилась вот такая. (Воспитатель выставляет на фланелеграф эмблему.)  Почему мы  выбрали солнце? (ответы детей: чтобы в группе всегда было тепло и светло).

Воспитатель. А для чего на гербе голуби? (ответы детей: нам здесь свободно, как птицам в небе.).

Воспитатель. Что означают цветы? (ответы детей: здесь нам  уютно).

Воспитатель. А детские лица? (ответы детей: мы здесь счастливы).

Воспитатель.  А какая роль книги? (в детском саду получаем знания)

Воспитатель. Ребята, мы сегодня очень много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе Тема: «Большая и малая Родина»

Программное содержание:Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России, достопримечательности Орехово - Борисово.Развивать память, сообразительность, находчивость, позна...

"Путешествие по родному краю" конспект ООД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группена тему: "Путешествие по родному краю"воспитателяМБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач» г.Дюртюли Ха...

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе

       Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени. Чтобы вырастить патриота своей стран...

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе...