экскурсионный проект "моя малая Родина"
проект на тему

Смолина Юлия Геннадьевна

Цель:  формировать у воспитанников нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине, эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры; развивать познавательную активность, связную речь, воспитывать культуру поведения в общественных местах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursionnyy_proekt.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ д\с «Солнышко»

Экскурсионный проект

«Моя малая Родина»

п.Магдагачи

2015г.

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Экскурсионный проект «Моя малая Родина»

Цель проекта

формировать у воспитанников нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине, эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.

Форма проведения

Экскурсии, прогулки

Специализация проекта

Краеведение

Краткое содержание проекта

Организация и проведение  тематических экскурсий по п.Магдагачи

Ожидаемый результат

  • развитие предметно – развивающей среды;
  • упрочнение связей: детский сад – родитель, ребёнок – родитель
  • приобретение детьми знаний об истории, культуре, социальных учреждениях родного поселка

Авторы проекта

Смолина Ю.Г., заведующая

Руководитель проекта

Смолина Ю.Г., заведующая

Название проводящей организации

МДОБУ д\с «Солнышко»

Адресат проектной деятельности

676124 Амурская область, п.Магдагачи, ул.Дзержинского, 15

Телефон, электронный адрес

8 (416 53) 58-3-85, 89241448891

e-mail: smolinayulia@mail.ru

Предполагаемая база проведения

МДОБУ д\с «Солнышко»

География участников проекта

п.Магдагачи – д\с «Солнышко»

Количество участников проекта

Воспитанники – 40 чел. (4-5 лет)

Сроки проведения

июль  2015г.

Кадры

Коллектив учреждения - воспитатели, логопед, музыкальный работник.

Условия участия в проекте

-

Имеющийся опыт реализации проекта

Проект  «Я помню. Я горжусь», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (реализован в апреле - мае 2015г.)

Финансовое обеспечение проекта

  • Средства учреждения (1500-00): наборы канцтоваров, печать фотографий с изображениями улиц, зданий поселка
  • Бюджет конкурса – 10000-00 (для приобретения цветного принтера)

Актуальность проекта

     Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина.  Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, поселку.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок,  походов ребенок получает первые представления  о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время  дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по родному поселку.

Срок реализации проекта: июль 2015г.

Цель:  формировать у воспитанников нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине, эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры; развивать познавательную активность, связную речь,
воспитывать культуру поведения в общественных местах

Тематический план экскурсий

Тема

Содержание

Дата проведения

«Путешествие по поселку»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением

3 июля

«Магазин»

«Аптека»

«Библиотека»

 

 

Знакомить детей с общественными зданиями поселка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости   их труда для жителей поселка

7 июля

14 июля

17 июля

«Мемориал памяти» (центральная площадь)

Знакомство дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям; воспитание уважения и чувства благодарности ко всем участникам ВОВ, гордости за русский народ.

22 июля

Проведение экскурсий

- Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).

- Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов. 

- Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.

Примерная структура экскурсий.

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии         

¨     дорога к объекту

¨     рассматривание внешнего вида объекта

¨     повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨     рассказ воспитателя

¨     проблемные вопросы

¨     подведение итогов

(получение обратной связи от детей-  рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨     учет возрастных особенностей детей;

¨     благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨     непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨     естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся  социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры поселка

¨     продвижение от опыта к знанию

¨     обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли  родителями для формирования гражданской позиции, нравственного  воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.

Примеры экскурсий

1. Экскурсия   «Путешествие по поселку»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок.

Предварительная беседа:

Скажите, пожалуйста вы любите совершать прогулки по улицам нашего поселка? 

¨     Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

¨     Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер  дома – это адрес. Для чего  существуют адрес?

¨     Какие улицы  нашего поселка вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий поселка, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход.Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего поселка  

¨     Как  она называется, кто знает?

         По ходу следования к центральной улице воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице…., затем поворачиваем направо и попадаем на улицу Ленина», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

¨     Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

 Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

¨      Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

¨     Какие деревья посажены на   улице?

¨     Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

¨     Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

¨     А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

¨         Вспомните  правила  поведения пешеходов на улице   

На нашем пути встречается много магазинов.

¨     Какие магазины вы видите справа от нас, слева?

¨     Вы часто с родителями ходите в магазины?

¨     Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

¨     Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора. 

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

¨     Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

¨     Что мы в ней приобретаем? Зачем  нужны  аптеки? Кто работает в аптеке?   Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

¨     Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

¨      Какие бывают дома?

¨     Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?

¨     Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные.

Торговые, учебные,

Театры и жилые

Красивые такие!

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

 

 

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Вечером родителям  рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение.

Экскурсия  «Магазин».

Программное содержание: Знакомить детей с общественными зданиями, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости   их труда; воспитывать культурные навыки  поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему поселку; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

 Предварительная беседа.

  • Как называется наш детский сад?
  • Какой адрес нашего детского сада?

Вокруг д/сада расположены разные дома. В каком-то из них живете вы. Есть и другие здания, в которых люди не живут, но они нам всем очень нужны. Такие здания называются общественными.

Какие общественные здания находятся рядом с нашим детским садом? Для чего нужны такие здания?

  • Как следует вести себя в общественных местах?

Ход экскурсии.

Сегодня цель нашей экскурсии – познакомиться с общественным зданием, куда каждый день приходят люди. Мы посетим с вами близлежайший магазин. Вы уже знакомы с некоторыми магазинами . Давайте вспомним.

¨     Вы часто с родителями ходите в магазины?

¨     Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

¨     Кто работает в магазине?

¨     Зачем люди строят магазины?

Магазины бывают разные: продуктовые, промтоварные, хозяйственные, овощные.

¨     Какие магазины находятся рядом с нашим детским садом?

¨     Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?

По ходу следования к объекту наблюдения (магазину) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения. При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

Остановка: магазин (названный детьми как наиболее известный).

 Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина  (цвет, вывеска, двери). Следует обратить особое внимание на порядок возле магазина. Наличие урны для мусора. Зачем?

¨     Кто приводит в порядок территорию возле магазина?

¨     Давайте вспомним правила поведения в общественном месте:

разговаривать тихо, вежливо;

ходить, спокойно, не толкаясь,

соблюдать  порядок,

товар смотреть, не трогая руками.

Сегодня в магазине мы не будем ничего покупать. Мы поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2.Запомнить все, что увидите.

3. Рассказать о том, что видели и запомнили после того, как мы выйдем из магазина. Вы сами сможете определить самого внимательного ребенка нашей группы.

Рассказ воспитателя (в магазине).

Это магазин продуктовый, так как в нем продают продукты.

  В магазине несколько отделов. В одном продают овощи, соки, фрукты, в другом – конфеты, сахар, печенье, чай, в третьем – молочные продукты, колбасные изделия, рыбную продукцию.  Продавец – это профессия человека, который предлагает нам товар, показывает его, меняет товар на деньги. 

Как вы думаете легко работать продавцом? На самом деле есть специальные учебные заведения, где учат работать продавцами: ведь хороший продавец должен знать очень много. Он не просто стоит за прилавком и продает нужную нам вещь – хороший продавец должен знать все о качестве и свойствах того товара, который продает, чтобы дать полезные советы людям, которые хотят купить предлагаемый товар. Продавец должен уметь хорошо считать, чтобы правильно давать сдачу, пользоваться микрокалькулятором, кассой, пробивать чеки.

¨     Как называют людей, которые покупают товар? (Покупателями).

Давайте рассмотрим витрину с набором товара.

¨     Что вы видите на витрине?    

Большой выбор разных вкусных и полезных продуктов. Каждый продукт имеет  свою цену. Некоторые  продукты можно взвешивать, некоторые продаются поштучно.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и больших, в банках разной емкости, в бутылках, брикеты с полуфабрикатами, хлеб: белый, черный, маленький и большой («кирпичиком», круглый, продолговатый).

 Просит детей внимательно понаблюдать за покупателями и продавцами: покупатель выбирает нужный продукт, вежливо просит продавца показать и продать необходимое количество товара, продавец выполняет просьбы покупателей, вежливо задает вопросы, помогающие купить нужный продукт в необходимом количестве.

¨     Откуда берутся продукты в магазине? (привозят со склада).

¨     Кто еще кроме продавцов работает в магазине? Что, по вашему, они делают?

Заведующий магазином или директор. Это главный продавец, который отвечает за общий порядок, за культурой обслуживания, следит, чтобы в магазине был большой выбор товаров.

Грузчики, которые подвозят товар со склада, помогают разгрузить продукты, размещают их в подсобных помещениях.

Фасовщики  взвешивают и раскладывают товар в пакеты или в сетки в большом или малом количестве.

Уборщицы и дворники, которые следят за чистотой и порядком на территории магазина и близлежащем участке.

Вот как много людей работает в магазине и все они заботятся о нас с вами, чтобы у нас было все, что нужно для жизни.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в магазине, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Магазин», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Родителям рекомендуется побеседовать с детьми, посетить магазин промышленных и хозяйственных товаров.

Смета расходов

 на реализацию проекта

  • Собственные  средства -1500-00 (наборы канцтоваров, распечатка фотографий с  изображением улиц, зданий п. Магдагачи)

  • Бюджет конкурса – 10000-00 (для приобретения цветного принтера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Экскурсионно-образовательный маршрут по достопримечательностям малой родины "Экскурсия по Хреновскому конному заводу".

Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых....

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...