«Успешная реализация технологий УМК по изучению двух государственных языков в образовательном процессе ДОУ»
статья на тему

Лихолетова Ольга Анатольевна

Опыт работы детского сада по реализации технологий УМК по изучению двух государственных языков РТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnaya_realizatsiya_umk_15.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Выступление:

 «Успешная реализация технологий УМК по изучению двух государственных языков в образовательном процессе ДОУ»

                                                         Подготовила: Лихолетова О.А.

                                                                    старший воспитатель

                                                                   первой квалификационной категории

2015 год

В Стратегии развития образования в Республике Татарстан определена цель: создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры. А также определены задачи:

1. приобщение к истокам национальной культуры народов Республики Татарстан, формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев;

2. предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке; изучение русского и татарского языка как средства общения;

3. формирование основ поликультурной личности, расширение знаний детей о родном крае, России и мире.

 В условиях новой языковой ситуации в республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Основная цель работы педагогических коллективов ДОУ – повышение качества обучения детей татарскому языку с использованием УМК. Наш коллектив МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» успешно реализует и использует новые учебно – методические комплекты по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам РТ. Мы поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства педагогического коллектива и родителей воспитанников.

     Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров. Воспитатель по обучению детей татарскому языку Давлетбаева Р.Р.  прошла профессиональную подготовка тьюторов (специалистов - педагогов ДОУ) в феврале 2012 г. по теме: «Обновление содержания дошкольного образования: авторские УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам Республики Татарстан». В детском саду организована работа с русскоязычными воспитателями. Педагоги владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам. На сегодняшний день 6 русскоязычных педагогов закончили обучение в Онлайн школе «Ана теле» и по окончании получили  сертификаты. С воспитателями проводятся педагогические советы, еженедельные консультации по организации дидактических, хороводных, сюжетно – ролевых игр; по планированию; по составлению диалогов; практические занятия для закрепления пройденного материала; конкурсы «Конспектов образовательной деятельности с использованием УМК и национально-регионального компонента», мастер – классы, семинар-практикум «Проблемы и перспективы реализации УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку» где воспитатели делятся опытом работы между собой по созданию языковой среды в группах в рамках УМК.

В ДОУ ведется целенаправленная работа по вовлечению  родителей в педагогический процесс. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. В детском саду проводились родительские собрания, на которых поднимались вопросы изучения татарского языка. С целью ознакомления родителей с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии, педагогический коллектив провёл: консультации для пап «По секрету всему свету», вечер вопросов и ответов «Как мы изучаем татарский язык», совместные  просмотры мультфильмов, конкурсы презентаций, рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, анкетирование, изучение отзывов и пожеланий родителей.

Во всех дошкольных группах для размещения информации родителям в период реализации и использования УМК оформлен  стенд для родителей с логотипом Солнышко “Говорим по – татарски” (“Татарча сөйлешебез!»), где представлена информация для родителей об онлайн – уроках татарского языка «С нуля!» (Ана  - теле); словарный минимум для каждой возрастной категории детей и консультации для родителей о новых подходах в обучении государственным языкам в РТ и мультимедийных ресурсах нового поколения по обучению детей татарскому языку, формы и методы работы с детьми дома. Незаменимым помощником для нас в настоящее время является сайт детского сада в Электронном образовании, где  создана  страница  «Татарча сөйләшәбез», на которой родители и сотрудники детского сада могут ознакомиться с нормативными документами, прочитать консультации,  использовать игровой материал, который помещен на сайте,  посмотреть лексический минимум, который можно повторить в спокойной домашней обстановке.  Дана ссылка на сайт Министерства образования РТ, где в разделе Дошкольное воспитание можно посмотреть и мультфильмы, и анимационные сюжеты, выпуски передачи «Әкият илендә». Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. В результате проведения совместных праздников и мероприятий: «День родного языка», «Карга боткасы», «Нәүрүз», “Сабантуй” они в полной мере осознали необходимость изучения детьми двух государственных языков РТ.  

Игра  является эффективной и доступной формой деятельности при обучении языкам.  Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения.    Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития  своего ребёнка. Воспитателями нашего ДОУ разработаны авторские методические игры и пособия, также компьютерные игры – по проектам: «Минем өем», «Уйный – уйный үсәбез!», «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар!» Организована кружковая работа по данному направлению. Воспитатель по обучению детей татарскому языку интересно и умело руководит кружком «Экият йомгагы».

В группах создана предметно-пространственная развивающая среда для организации речевого общения. Функционирует кабинет для занятий татарским (русским) языком. В кабинете и  национальных уголках групп «Туган җирем - Татарстан» представлены наглядные материалы об истории и культуре родного края: книги писателей и поэтов РТ, наборы открыток и альбомы с достопримечательностями городов РТ, изделиями декоративно-прикладного искусства. Куклы в национальных костюмах имеются во всех группах, однако в некоторых группах не представлены куклы в мужском костюме. У воспитателей имеется методическая литература и демонстрационный и раздаточный материал по УМК в целях более эффективной работы по усвоению дошкольниками татарской разговорной речи. В средней, старшей и подготовительных к школе группах созданы уголки по УМК, которые оформлены в едином стиле и содержат картотеку дидактических, компьютерных, в том числе и авторских, игр по обучению, закреплению татарского языка; художественную и методическую литературу; сборники мультфильмов на татарском языке, богатый дидактический материал для закрепления, изученного детьми во время НОД по татарскому языку.

Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала. Организовывают просмотр анимационных сюжетов УМК, мультфильмов на татарском языке.

          В ДОУ прошли конкурсы “Мои любимые мультфильмы на татарском языке”, Смотр-конкурс “Драматизация анимационных сюжетов и сказок”, конкурс чтецов «Красота родной природы», оформлена книга по сказкам г.Тукая (рисунки детей дошкольного возраста).

Педагоги и дети активно участвовали в районном детском театральном фестивале «Туган тел чишмәләре –2015» среди дошкольных образовательных учреждений Бавлинского муниципального района (Диплом), конкурсе чтецов посвящённом творчеству М. Джалиля, (грамота в номинации «Артистизм»), «Лучшее методическое пособие для развития детей дошкольного возраста по УМК (обучение двум государственным языкам РТ)» (Диплом). 

         Уверены, что проделанная работа в организации обучения детей государственным языкам в дошкольном образовательном учреждении позволит добиться повышения качества овладения детьми татарским языком как средством коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для воспитателей "Технология проектирования как особая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ"

В данном докладе поделилась опытом с коллегами о современном подходе в соответствии с ФГОС умений и навыков дошкольника, адаптации его к социальной жизни через совместный поиск решений т. е.  чер...

Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»

Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой

Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...

Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"

Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"     Средства массовой информ...