«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
статья (средняя группа) на тему

Зубченкова Галина Петровна

Доклад из опыта работы  по проблеме введения УМК в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_konferentsiya_avtosohranennyy.zip28.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»

 Одной из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.  

 Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие  памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям дошкольного возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых,  воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой Родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, все его духовное богатство. Для каждого народа родной язык – самое дорогое и святое богатство. Сохранить и передать это богатство своим детям – долг каждого. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей.

Но нам  пришлось столкнуться с проблемой осознания родителями значимости татарского языка Слайд №1 (причем,  не только русскоязычными,  но и родителями  татарской национальности) в воспитании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста, как будущих граждан Республики Татарстан. После проведённого анкетирования выяснилось,  что не все родители знают о том, что в РТ  два языка, критично отнеслись к обучению детей татарскому языку, но все согласны были с тем, что их  дети должны общаться с людьми других национальностей как с равными, уважать родной край. Слайд №2 Также встала проблема незнание татарского языка  русскоязычными воспитателями.

В соответствии со Стратегией развития образования в РТ на 2010 - 2015 годы «Киләчәк»  –  «Будущее» и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, наш педагогический коллектив с сентября 2012 года приступил к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно-методических комплектов.  Цель внедрения УМК научить дошкольников свободному общению на 2-х государственных языках РТ. Согласно общепринятым представлениям, билингвизм (двуязычие) – это свободное владение двумя языками одновременно и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.

Слайд №3 Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и руководствуясь ФГОС по образованию и воспитанию в детском саду,  мы – воспитатели, в нашем  ДОУ,  используем активные формы работы с родителями,  с целью ознакомления их с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии через лектории,  консультации, мастер-классы,  конкурсы презентаций, открытые НОД, дискуссии, акции,  встречи в родительской гостиной. Важно  научить родителей помогать  своему ребёнку в усвоении лексики татарского языка и закрепления речевого материала через  карманные словарики, карточки, по диалогам проекта УМК «Татарча сөйләшәбез», обучающим дискам «Посмотри и запомни».

Слайд №4 В детском саду прошла родительская конференция по проблеме: «Преемственность семьи, детского сада и школы по обучению детей татарскому языку». Родители ознакомились с передовым опытом ДОУ. Также был организован семинар-практикум с участием учителей татарского языка начальных классов (СОШ № 12)  по проблеме: «Преемственность  детского сада и школы в обучении детей татарскому языку».

  Работа с родителями предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего учреждения,  родители теперь положительно  воспринимают обучение татарскому языку как второму языку общения, имеют возможность наблюдать и радоваться успехам детей.

Слайд №5 Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров. Каждый русскоязычный воспитатель в ДОУ прошел курс обучения и по результатам тестирования получил справку. Педагоги нашего ДОУ владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам. На сегодняшний день наши русскоязычные педагоги закончили обучение в Онлайн школе «Ана-теле» и по окончании получили  сертификаты, проводится работа по изучению  татарского языка на педагогических часах, по подгруппам и индивидуально. Полученные знания мы закрепляют в общении друг с другом и родителями.

В работе с детьми после каждого занятия закрепляем полученные знания во время режимных моментов, при проведении различных видов игровой и образовательной деятельности с использованием инновационных методов и технологий.

Слайд № 6, Применение инновационных компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, словесно-логического мышления.

 Компьютер помогает повысить уровень заинтересованности детей в изучении татарского языка, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую  работы, как ребенка, так и воспитателя. Компьютер помогает организовать просмотр мультфильмов.

Слайд № 7,8,9 При помощи компьютера закрепляем пройденный материал, используя слайды и компьютерные дидактические игры такие как: «Кого нет?», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай», «Угости зайцев», «Сделай салат» и многие другие. При помощи магнитофона дети,  слушают аудиозапись и имеют возможность подпевать:

Кишер, кишер

Тәмле кишер.

Зур кишер,

Баллы кишер.

Игровые методики, смена видов деятельности, использование различных видов наглядности, помогают поддерживать у детей интерес к татарскому языку, а  без этого  невозможно обучение иностранному языку на начальном этапе.

Слайд № 10,11,12,13 Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке,  в группе изготовлен дидактический материал.  Вместе с детьми играем в такие игры как: «Нәрсә артык?»- («Что лишнее?»),  «Кем юк?»- («Кого нет?», «Бу нәрсә?»-(«Это  что?»),  «Дөрес сана» - («Правильно считай»), «Кунак сыйлау»-(«Угощаем гостей»), «Уенчык сорап ал»-(«Угощаем гостей»), «Бер-күп»-(«Один-много») и другие. Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

Слайд №14 Развивать память и обогащать словарный запас помогают   словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет?», «Возьми овощ», « «Глухой телефон», «Что, какой, сколько?» и другие.

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известно с давних пор, а   использование пальчиковой гимнастики на татарском языке для детей становится своеобразной игрой и положительно влияет на запоминание ими словесного материала:

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – малай (кыз)

   Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова.  Этому способствует метод  артикуляции. 

Нә-нә-нә

Бу курчак кечкенә.

Мак-мак-мак

Бир матур шакмак.

Слайд № 15 Научить говорить на татарском  языке – означает не только выучить слова и выражения, но и жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка подразумевает ознакомление с другой культурой, праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором.

Роль воспитателя по обучению татарскому языку, как и воспитателей групп, выступает в качестве основного средства создания языковой среды. 

Слайд №16 С этой целью, в группе оформлен этнографический уголок  по ознакомлению с национальным бытом, творчеством татарских поэтов и писателей, дидактические игры, альбомы, оформлены папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, поговорки, которые дети учат на занятиях татарского языка, а затем закрепляются.                                

Слайд №17,18,19 С детьми группы  систематически и целенаправленно веду работу по ознакомлению детей с родным городом, с культурой и бытом народов Поволжья. Воспитанию толерантности помогает организованные развлечения, такие как  «День родного языка», где дети знакомятся с родным краем,  народными играми и традициями всех народов, проживающих на территории Татарстана. Вместе с детьми  посещаем краеведческий музей, ходим  на экскурсии по городу.

Слайд №20 Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей.  Организация физкультминуток,  народных татарских и русских подвижных  игр  способствует укреплению здоровья детей. Детям также интересны рифмовки, пение с движениями.

 Слайд № 21 Чтобы сделать процесс закрепления знаний детей татарского языка доступным, занимательным и интересным  отдаю предпочтение методу звуковых ассоциаций. Суть метода заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову. Такие звуковые ассоциации облегчают запоминание слова второго языка.  В этой работе   использую пособие Р.К.Шаеховвой «Раз-словечко, два-словечко».    

Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка.

 Слайд №22 Театрализованные игры по знакомым произведениям значимы на этапе закрепления и активного использования языка, детям предлагается «оживить» картинки («Чаепитие», «Животные на занятии», «Семья вечером» и так далее) – придумать диалог и «сыграть» его в любом виде кукольного театра.

В театрализованной игре дети получают удовольствие от самого её процесса, даже если она предполагает определённый результат. Благодаря этому, дети участвуют  в этой игре снова и снова. Значит – можно добиться хороших результатов.

Диагностика уровня знаний детей татарского языка показывает, что они хорошо усваивают материал, успешно справляются с поставленными задачами.

Слайд №23 Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно – ориентированного подхода к ребенку,  проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды, использование инновационных технологий.  

Использованная литература

1. Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.

 2. Исаева Р.С. Играя изучаем татарский язык. Методическое пособие. – Набережные Челны, 2010. – 58 с.

3. Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.

 4. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с

5.Р.К.Шаехова Раз словечко, два словечко… занимаемо обучение татарскому языку. Методическое пособие, Казань, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...

«Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении»

Для современной педагогической системы свойственно активное применение эффективных педагогических программ и технологий. Решение педагогических проблем часто осуществляется посредством создания и внед...

Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»

В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа»....

Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей на основании инновационного подхода, который затрагивает разные направления работы педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа  социальная компетентность....

С 17 по 21 октября 2022 г. прошел конкурс "Лучшая практика преподавания бурятского языка в дошкольных образовательных организациях Иволгинского района".

С 17 по 21 октября 2022 г. прошел конкурс "Лучшая практика преподавания бурятского языка в дошкольных образовательных организациях Иволгинского района". 17 октября в наш детский сад приезжал...