Статья «Развитие креативности дошкольников посредством сказки»
статья по теме

Квашенникова Алина Радиковна

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_seminar_ot_mbdou_no_66.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие креативности дошкольников посредством сказки»

Пискунова А.Р.

воспитатель МБДОУ № 66

г. Нижнекамск

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии начиная с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на педагога, ведь он и сам должен быть  разносторонне развитой личностью, чтобы способствовать формированию творческого потенциала ребенка.

Что же такое «креативность?»  

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность успешно решать проблемные ситуации.

Что такое «креативное  мышление?» По мнению психологов - это:  

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты, учит различать храбрость и трусость, трудолюбие и ленивость, добро и зло; воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к детям. Сказка несет в себе культурное наследие и духовный опыт социума. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главное в моей работе - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения, обыгрывания проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизаций, бесед, творческих заданий.

Так, нами были опробированы различные виды театра с нестандартным подходом это - театр на стаканах, на дисках, «Пальчиковый театр из спичечных коробок»,  на кубиках, тарелках. Данные виды театров помогают детям по-новому взглянуть на окружающий мир предметов, т.к. персонажей можно сделать из подручных средств, нужно только включить воображение и творчество, например, цилиндры туалетной бумаги превратить в героев любой сказки.  

Дети  с удовольствием играют с персонажами в одиночку или с подгруппой детей, сочиняя свои сказки. Так же я использую интересные для воспитанников постановки сказок, например, каждый ребенок придумывает продолжение сказки, мы записываем выдуманную сказку на диктофон и предлагаем для прослушивания родителям на родительских собраниях или размещаем наше творение в интернет-группе. Увлекательны для детей спектакли, поставленные при помощи кукол-перчаток, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и собственная иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Мы лепим и рисуем сказочных героев и придумываем небольшие истории о них. Сочиняем небольшие приключения со сказочными героями на новый лад, показывая эпизод с помощью мимики, жестов, наряжаясь в придуманные костюмы.

«Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз нашей совместной деятельности с детьми. Мы можем изменим ход сказки, например, добрая курочка снесла волшебное золотое яичко и… К сказке «Три медведя», придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?

Сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Для сказки «Волк и семеро козлят» были придуманы новые названия: «Семь невнимательных козлят», «Хитрый волк», «Как козлята открыли дверь чужому». В подобных играх мы также закрепляем знания по ОБЖ.

Часто в работе я использую «Волшебную палочку», прием «оживления неживого» (ожила и заговорила старая шкатулка, рассказал о своей жизни карандаш).

Есть и такой метод, как постановка проблемного вопроса поискового характера, например, «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»,  «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»? «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» и др.

Проводимые мною творческие задания позволяют детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Я вам желаю творческих успехов. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие креативности дошкольника"

Поможем ребёнку стать творческой личностью...

Статья "Развитие креативности дошкольника"

Проблема креативности в педагогике должна занять одну из наиболее значимых позиций. Креативность проявится в высокой степени лишь в том случае, если человек себе выбрал поле профессиональной деятельно...

Отчет по самообразованию «Развитие креативности дошкольников посредством оригами»

Отчет по самообразованию «Развитие креативности дошкольников посредством оригами»...

Самообразование подготовительная группа "Конструирование из бумаги: развитие креативности дошкольников посредством оригами"

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей. Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую м...

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников с...

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников с...

Развитие креативности дошкольников посредством творческой деятельности

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображ...