Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Шедогубова Татьяна Ивановна

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников способствуют пробуждению и развитию творческих способностей.                              

Зендудлинг является очень популярным способом времяпровождения для взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_zendudling_eryominashedogubova.docx20.92 КБ
Файл rmo_zendudling_eryominashedogubova.pptx832.57 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайдВ последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Исследования показывают, что первые проявления креативности выдающихся людей происходят в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира, - все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию творческих способностей.                              

Зендудлинг является очень популярным способом времяпровождения для взрослых и детей. На сегодняшний день в научной и методической литературе практически не встречается целостных программ развития творческих способностей дошкольников на основе применения метода интуитивного рисования, а именно зендудлинга - что и определяет теоретическую актуальность и новизну проекта. Практическая значимость заключается в возможности применять метод интуитивного рисования - зендудлинг в развитии творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста в ДОУ.

Идея применения данного опыта возниклав практике нашей работы относительно недавно (с сентября). В поисках новых современных технологий, методов и способов работы с детьми, наше внимание привлекла данная техника. Зендудлинг  – это смесь двух  техник дудлинг и зентагл. И подходит для детей данная техника просто идеально!Это интересные способы рисовать, которые помогают расслабиться, проявить творческие способности, дать выход внутренней энергии.

3 слайд ДУДЛИНГ  (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

Зентангл- это уравновешенность, осознанность, сосредоточенность. В переводе zen — уравновешенность, tangle – путаница, завитки и rectangle —прямоугольник. Эта техника подобна дудлингу, но в отличие от последнего требует более высокой концентрации, она помогает улучшить память, поднять настроение, стимулирует творческие способности, успокаивает при стрессах и способствует умственному расслаблению.

В зентангле, во - первых, есть определенные правила - в идеале узоры для зентангла рисуют на квадратах 9 на 9 см.

Во - вторых, принято ограничивать область рисунка линией (произвольной), или даже несколькими линиями-секторами, в которых располагают разные узоры.

В - третьих, зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас(разработан в 2003г). Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. В книге Бекки Крахула "Зентангл" говорится о практической пользе зентангла как медитативной практики: "Зентангл ... улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях Если эти две техники соединить вместе, получится Зендудлинг.

4 слайд Польза от рисования зендудлов:

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

•        создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

•        приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

•        рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

•        способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк;

•        повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика;

•        улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

Во-первых, дудлинг помогает сконцентрироваться, хотя со стороны это может выглядеть так, как будто вы поглощены рисованием и отвлеклись. Когда мы слушаем монотонную речь, наше сознание как бы «уплывает» – мы начинаем поневоле думать о чем-то более интересном, мечтать, перебирать в уме личные дела и задачи. Даже если тема в целом интересна, особенность нашего внимания такова, что оно постепенно начинает рассеиваться. Чтобы остановить этот процесс и вернуться, нужно усилие воли. Если же вы чертите на листочке бумаги бессмысленные закорючки, то необходимый уровень концентрации поддерживается автоматически, и вам не нужно тратить силы, чтобы все время возвращать себя к задаче.

Во-вторых,(по наблюдениям психологов) дудлинг помогает эффективнее запоминать. Люди, которые закрашивали фигурки, пока слушали информацию, потом на 30% лучше могли эту информацию воспроизвести.

В-третьих, «рисовать каракули – значит помогать себе думать», — считают что спонтанное рисование не только повышает концентрацию, но и помогает видеть ситуацию более полно, находить творческие решения для проблем, развивать креативность и мышление «вне рамок».

Преимущества Зендудлинга

1.        Простота.  Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.

2.        Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.

3.        Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.

4.        Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.

5.        Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.

6.        Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

5 слайд Цель нашего проекта: Формирование творческого воображения

у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- развивать концентрацию внимания;

- способствовать психологической разгрузке,

внутреннему успокоению;

- развивать зрительную координацию и мелкую

моторику;

- развивать творческие способности и

креативность.

6 слайд I ЭТАП - НАЧАЛЬНЫЙ

Цель:  Формирование  у  детей  понятия  «зендудлинг».

Научить  детей  делить  предмет  на  части  (на  сектора).  Для

реализации  данной  цели  мы  с  ребятами  учились  делить

круг   на  четыре  равные  части,  а  затем  каждую

часть заполняли каким либо узором.

7 слайд II ЭТАП – ЗНАКОМСТВО С

ЭЛЕМЕНТАМИ УЗОРОВ

Цель: ознакомление детей с разнообразием узоров, которые можно

использовать в технике «зендудлинг».

Для решения данной цели мы с ребятами выполняли такие задания как

«Обведи узор», «Повтори узор», «Пройди по дорожке»,

8-9 слайд а так же раскрашивали предметные раскраски, подобранные в технике «зендудлинг».

10 слайд III ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗДЕЛЕНИЮ РИСУНКА НА СЕКТОРА

Цель: научить детей самостоятельно разделять рисунок  на части и заполнять их различными элементами узора.

Для  решения данной цели, мы учились делить круг на сектора, самостоятельно подбирать узор и цвет узора.

11 слайд-закрашивали  сюжетные  раскраски,  самостоятельно разделяя  рисунок  на  части  и  заполняя  их неповторяющимися  узорами.

12 слайдПолучались довольно забавные интересные и неповторимые рисунки

13-14 слайд IV ЭТАП – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РИСУНКОВ

15 слайдДостижением  нашей  работы  считаем то,  что  дети  используют данную  технику  не  только  в организованной образовательной  деятельности,  но  и  в  самостоятельной игровой и творческой деятельности.

16 слайдПланируем  и  в  дальнейшем  использовать  технику «зендудлинг»,  так  как  считаем,  что  она  способствует развитию  творческого  воображения  детей,  раскрытию  их творческого  потенциала,  а  так  же  доставляет  детям радость при преображении  собственных  рисунков  в  необыкновенные работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта Выполнили: Ерёмина А.А. Шедогубова Т.И . МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 52»

Слайд 2

Зендудлинг является очень популярным способом времяпровождения для взрослых и детей. На сегодняшний день в научной и методической литературе практически не встречается целостных программ развития творческих способностей дошкольников на основе применения метода интуитивного рисования, а именно зендудлинга - что и определяет теоретическую актуальность и новизну проекта. Практическая значимость заключается в возможности применять метод интуитивного рисования - зендудлинг в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Слайд 3

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). Зентангл - это уравновешенность, осознанность, сосредоточенность. В переводе zen — уравновешенность, tangle – путаница, завитки и rectangle —прямоугольник.

Слайд 4

Польза от рисования зендудлов : • создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации; • приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей; • рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции; • способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк; • повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика; • улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания. Преимущества Зендудлинга: 1. Простота. 2. Доступность. 3. Гибкость. 4. Расслабляет и отвлекает. 5. Повышает концентрацию внимания. 6. Эффективно при поиске различных решений.

Слайд 5

Цель и задачи проекта Цель: Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - развивать концентрацию внимания; - способствовать психологической разгрузке, внутреннему успокоению; - развивать зрительную координацию и мелкую моторику; - развивать творческие способности и креативность.

Слайд 6

I ЭТАП - НАЧАЛЬНЫЙ Цель: Формирование у детей понятия «зендудлинг». Научить детей делить предмет на части (на сектора).

Слайд 7

II ЭТАП – ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ УЗОРОВ Цель: ознакомление детей с разнообразием узоров, которые можно использовать в технике «зендудлинг».

Слайд 10

III ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗДЕЛЕНИЮ РИСУНКА НА СЕКТОРА Цель: научить детей самостоятельно разделять рисунок на части и заполнять их различными элементами узора.

Слайд 13

IV ЭТАП – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РИСУНКОВ Рисунки в технике зендудлинг «Любящее сердце» для мамы ко Дню матери

Слайд 14

«Ветвь дерева» с опавшими листьями

Слайд 15

Достижением нашей работы считаем то, что дети используют данную технику не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Слайд 16

Планируем и в дальнейшем использовать технику « зендудлинг », так как считаем, что она способствует развитию творческого воображения детей, раскрытию их творческого потенциала, а так же доставляет детям радость при преображении собственных рисунков в необыкновенные работы.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие креативности дошкольников посредством сказки»

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого п...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Отчет по самообразованию «Развитие креативности дошкольников посредством оригами»

Отчет по самообразованию «Развитие креативности дошкольников посредством оригами»...

"Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники"

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится более актуальным. Цель обучения с ее использованием :развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления,  вн...

Самообразование подготовительная группа "Конструирование из бумаги: развитие креативности дошкольников посредством оригами"

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей. Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую м...

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников с...

Развитие креативности дошкольников посредством творческой деятельности

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображ...