"Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники"
консультация по развитию речи

Колесникова Людмила Владиславовна

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится более актуальным. Цель обучения с ее использованием :развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления,  внимания, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Развитие памяти дошкольников

посредством метода мнемотехники

    Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.

    Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

     Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.
     У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому способствует
мнемотехника.

     Мнемотехника, в переводе с греческого - "искусство запоминания" - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления,  внимания, воображения.

      На протяжении детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся связными и ребенок  постепенно учится воспроизводить то или иное событие, т.е. благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

     В дошкольном возрасте ребенок овладевает образными формами: сенсорные эталоны, символы и знаки. И если мы хотим развить у ребенка образное богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться "заместителями".

    Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная  информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:

- развитие памяти, внимания, образного мышления;

- преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при графическом воспроизведении.

Работа с таблицами состоит из этапов, в течение которых осуществляются задачи:

1 этап - рассматривание таблицы и обсуждение того, что изображено;

2 этап - осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы;

3 этап - осуществляется пересказ произведения (сказки, стихотворений и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.;

4 этап - делается графическая зарисовка мнемотаблицы;

5 этап - воспроизведение таблицы ребенком.

Опорным в таблице является изображения главных героев произведений, через которое идет осознание происходящего в нем. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы было понятно детям.

     Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Детям самим предлагается зарисовать символы в предложенную взрослым схему-модель.

Работа  со схемой-моделью состоит из этапов:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (если дети умеют читать и писать);

- самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель и использовать эту схему как план пересказа;

-закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

     В результате использования схем-моделей и мнемотаблиц  у дошкольников появляется желание пересказывать художественные произведения, активизируется словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети  научились преодолевать робость, застенчивость.

    Таким образом, средствами мнемотехники можно не только увлечь детей и дать им новые знания, но и в достаточной степени способствовать развитию памяти дошкольника. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми для развития памяти:    Вид деятельности               Задачи1....

Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольника

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненном...

Консультация для воспитателей "Развитие памяти дошкольников посредством мнемотаблиц математического содержания"

Развитие памяти дошкольников посредством мнемотаблиц математического содержания...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Статья: "Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольников"

Мнемотехника, как средство развития памяти  дошкольников....

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников с...

Развитие креативности дошкольников посредством метода зендудлинг в рамках долгосрочного проекта

В последнее время, возрастает интерес к развитию творческих способностей детей. Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность все эти особенности дошкольников с...