Главные вкладки

    КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Провоторова Людмила Михайловна

     Конспект образовательной деятельности  "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_russkaya_beryoza.docx44.97 КБ
    Файл prezentatsiya_russkaya_beryoza.rar2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад № 162 «Олимпия» г. о. Тольятти

    КОНСПЕКТ

    образовательной деятельности

    в  подготовительной к школе группе

    «Русская берёза»

    Автор: Провоторова Людмила Михайловна

                                                     Музыкальный руководитель

    Тольятти

     2015

    План-конспект образовательной деятельности

    в подготовительной к школе группе

    «Русская берёза»

    Интеграция:

    «Речевое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познание»

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественных произведений (пейзажи)

    художественной литературы и фольклора.

    Цель: Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России.

    Задачи:

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

    -  формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе;

    - воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе

     («Социально – коммуникативное развитие»)

    Развивающие:

    - развитие интеллектуальных действий — анализ и сравнение («Познание»

    - развивать умение поддерживать беседу («Речевое развитие»)

    - приобщение к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус («Речевое развитие»)

    -развивать умение отгадывать загадки («Речевое развитие»)

    - развивать певческие навыки  («Художественно – эстетическое развитие»)

    -развивать творческие навыки («Художественно – эстетическое развитие»)

    Образовательные:

    -стимулировать желание рассказывать о русской берёзе,   («Познание»)

    - закрепление представлений о «Русской берёзе», как символе  страны («Социально-коммуникативное развитие»)

    - углубление  знания детей о взаимосвязи человека и природы, («Познание»)

    - знакомство детей с народным праздником Троица, приобщение  к культуре русского народа («Познание»)

    -укрепление  знания детей о полезных свойствах и особенностях берёзы («Социально – коммуникативное развитие»)

    -Формировать умение рассуждать, представлять  и доказывать свою точку зрения («Речевое развитие»)

    Методы и приемы:

    Практические: игры, хороводы, игра на шумовых музыкальных инструментах, пение песен.

    Наглядные: просмотр презентации на тему «Русская береза»

    Словесные: беседа, прослушивание музыкальной записи «Белая берёза» на стихи С. Есенина,  загадывание загадок, чтение стихотворения.

    Материалы и оборудование:

    - репродукции картин (на слайдах) русских художников, Исаак Ильич Левитан «Берёзовая Роща», Архип Иванович Куиджи «Берёзовая Роща» 1879г.,  Аркадий Александрович Рылов  «Зелёный шум»,

    -иллюстрации на слайдах  на тему: «Берёза в разное время года»,

    -  аудиозаписи ( музыкальных произведений): запись песен «Отчего так в России березы шумят…»,   «Белая берёза» на стихи С. Есенина,

     «Во поле береза стояла»; запись песни» Г. Струве «Моя Россия»,

    -иллюстрации на слайдах изделий выполненных  из берёзы - хохломские изделия и деревянные шумовые инструменты ( трещотки, ложки).

    Оборудование: ноутбук,  мультимедиапроектор, музыкальный центр, микрофоны,  шумовые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубны, баян).

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Коммуникативная

    - беседа,

    - загадывание загадок,

    - рассматривание иллюстраций  

    - чтение стихов

    Игровая

    -игра  на шумовых музыкальных инструментах, исполнение русской народная песни

     «Посмотрите как у нас в мастерской»

    Двигательная

    Вождение хоровода «Во поле берёза стояла»

    Музыкальная

    Исполнение песни «Моя Россия»

    Г. Струве

    Познавательно-исследовательская

    Просмотр презентации, иллюстраций, фотографий, картин.

    Рассматривание, обследование и сравнение берёзок в разное время года.

    Восприятие

    Прослушивание музыкальной записи  песни «Русская берёза» на стихи С. Есенина.

    Восприятие художественных произведений (пейзажи) и умение описать художественным словом.

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Ожидаемый результат

    Организационный момент:

    Звучит музыка «Отчего так в Росси берёзы шумят» Здоровается с детьми и объявляет тему образовательной деятельности.

    Дети здороваются, проходят в музыкальный зал и рассаживаются полукругом

    Развито умение здороваться, эмоционально реагируют.

    Демонстрация слайда, загадывает загадку

    (Приложение №1)

    Рассматривают иллюстрацию, отгадывают загадку

    Эмоционально реагируют, отгадывают загадку с помощью воспитателя. Закрепляют знания о берёзе, сформировано понятие берёза

    Предлагает детям рассмотреть картины и рассказывает о них.

    Просит описать, чем отличается изображение берёзки на картинах художников в разное время года.

    Рассматривают иллюстрацию, принимают активное участие в обсуждении,

    сравнивают, отвечают на вопросы.

    Закреплен навык обследования и сравнения. Закрепляют умения рассуждать.

    Закрепляют знания о картинах и их авторах

    Предлагает послушать песню

     « Белая берёза» в аудиозаписи

    на стихи С. Есенина

     и рассказывает о годе публикации и любви

     С. Есенина к берёзе

    Приложение №2

    Внимательно слушают, принимают активно участие в обсуждении.

    Закрепляют знания о стихотворении С. Есенина  «Белая берёза».

      Рассказывает о творчестве С. Есенина, показывает фото на слайдах.

    Внимательно слушают, принимают активно участие в обсуждении.

    Закрепляют знания о поэте С. Есенине

    Предлагает исполнить песню «Моя Россия» Г. Струве

     Приложение № 3

    Ярко  исполняют произведение.

    Закрепляют певческие навыки.

        Рассказывает о композиторе  Г. Струве

    Внимательно слушают, принимают активно участие в обсуждении.

    Закрепляют знания о композиторе Г. Струве

    Предлагает встать всем в большой хоровод для исполнения песни «Во поле берёза стояла» (Приложение № 4)

    Дети активно участвуют и выполняют движения в соответствии с художественным словом.

    Эмоционально реагируют

     Закрепляют навыки вождения хоровода.

    Снятие динамического напряжения.

    Рассказывает  о Празднике русской берёзки- Зелёные Святки (Троица)
    Обряд  украшения берёзы

    Внимательно слушают, принимают активно участие в обсуждении.

    Знакомство детей с народным праздником Троица, приобщение  к культуре русского народа.

    Рассказывает о свойствах берёзы.

    Внимательно слушают, участвуют в обсуждении

    Закрепляют знания о свойствах берёзы.

    Рассказывает об изделиях, сделанных  из берёзы: посуда, ложки и др.

    Демонстрирует слайды.

    Внимательно слушают, участвуют в обсуждении

    Закрепляют знания о свойствах берёзы

    Предлагает поиграть на шумовых музыкальных инструментах и спеть песню « Посмотрите как у нас в мастерской».

    Приложение №5

    Ярко исполняют музыкальный номер, сопровождая игру пением.

    Закреплено умение игры на шумовых инструментах.

    Подведение итогов.

    Музыкальный руководитель уточняет, что дерево Берёза является символом России.

    Отвечают на вопросы музыкального руководителя

    Сформировано представление детей о берёзе- символе России.

    Приложение №1

    Загадка:

    Русская красавица
    Стоит на поляне,
    В зелёной кофточке,
    В белом сарафане.

    Ответ: береза

    Приложение №2

    Есенин Сергей Александрович

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    Приложение №3

    «Моя Россия»  Г. Струве

    У моей России длинные косички,  

    У моей России светлые реснички,  

    У моей России голубые очи,  

    На меня, Россия, ты похожа очень.  

    Припев:  

    Солнце светит, ветры дуют,  

    Ливни льются над Россией,  

    В небе радуга цветная -  

    Нет земли красивей!  

    Для меня Россия - белые берёзы,  

    Для меня Россия - утренние росы.  

    Для меня, Россия, ты всего дороже,  

    До чего на маму ты мою похожа!  

    Припев:  

    Солнце светит, ветры дуют,  

    Ливни льются над Россией,  

    В небе радуга цветная -  

    Нет земли красивей!  

    Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,  

    Ты, моя Россия, песни петь умеешь.  

    Ты, моя Россия, неразлучна с нами,  

    Ведь Россия наша - это мы с друзьями.  

    Припев:  

    Солнце светит, ветры дуют,  

    Ливни льются над Россией,  

    В небе радуга цветная -  

    Нет земли красивей!  

    Приложение №4

    Русская народная песня «Во поле береза стояла»

    Во поле береза стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Люли, люли стояла. (2 р.)
    Некому березу заломати,
    Некому кудряву заломати,
    Люли, люли, заломати. (2 р.)
    Как пойду, я в лес, погуляю,
    Белую березу заломаю.
    Люли, люли, заломаю. (2 р.)
    Срежу с березы три пруточка,
    Сделаю себе я три гудочка.
    Люли, люли, три гудочка. (2 р.)
    Четвертую балалайку.
    Четвертую балалайку.

    Люли, люли, балалайку. (2 р.)
    Стану в балалаечку играти,

    Стану в балалаечку играти,
    Люли, люли,  играти (2 р

    Приложение №5

    «Посмотрите, как у нас-то в мастерской»

    Посмотрите, как у нас-то в мастерской, 
    Там работнички трудятся день-деньской.

    Как начнут они топориком рубить, 
    Молоточком по гвоздочкам колотить.

    А пилами-то пилят, пилят, пилят, 
    Во все стороны опилочки летят.

    Время плотничкам работушку кончать, 
    Вот пойдут они вприсядочку плясать: 
    Ай, люли, ай, люли, ай, люли, 
    Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли! 
    Ай, люли, ай, люли, ай, люли, 
    Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!

    Описание логики образовательной деятельности

    Звучит музыкальная фонограмма песни  «От чего так в России берёзы шумят».

    Дети входят в музыкальный зал.

    Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуйте!

    Музыкальный руководитель:( начинает демонстрацию презентации)

    Загадаю вам загадку!

    Загадка: Русская красавица
    Стоит на поляне,
    В зелёной кофточке,
    В белом сарафане.
    Ответ: береза

    Музыкальный руководитель: Береза - одно из самых красивых деревьев на планете. Белый изящный ствол создает ощущение необычайного нежного света, исходящего от этого дерева. Несмотря на то, что белоствольная береза растет и в Скандинавии, и в Европе, она издавна стала символом России.

    Береза - любимое дерево нашего народа, символизирующее русскую душу и женское начало, дерево необыкновенной доброты. Еще ее называют деревом жизни.

    Затем музыкальный руководитель приглашает детей на «экскурсию в музей» выступая в роли экскурсовода.         Музыкальный руководитель  предлагает детям рассмотреть картины и рассказывает о них.

    Музыкальный руководитель:  Многие талантливые русские художники-пейзажисты запечатлели березу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года! На картинах художников березки прямые, стройные, белоствольные. Вспомните загадку про березу.

    Дети. Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан – белый сарафан.

    Музыкальный руководитель:

    Как называют на Руси березку? Белоствольная, кудрявая, девица-красавица, невестушка, русская красавица. С кем на Руси сравнивали красавицу-березу?

    Дети. С девушкой нежной с тонкой, гибкой талией; с невестой.

    Музыкальный руководитель: О белоствольной русской красавице сложено много стихов, песен.  Предлагаю послушать песню  « Белая берёза» в аудиозаписи на стихи С. Есенина.

    Звучит фонограмма песни.

     Музыкальный руководитель: Впервые стихотворение «Берёза» было опубликовано в 1914 году, в детском журнале «Мирок». С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-берёзе. Оно выражает любовь Есенина к природе Родного края. Ведь для поэта Россия и образ белоствольной берёзки неразрывно связано.

    Великий поэт всех времен и народов Сергей Есенин остался в памяти не только русского народа, но и всего мира, не только как легендарная творческая личность, его шедевры словно как музыкальная струя, которая льется из самого сердца и души, в которой прослеживается огромная любовь к Родине и ее необъятным просторам.

    Музыкальный руководитель: Не только поэты писали о берёзе, но и композиторы сочиняли  песни.

    Одним из выдающихся композиторов является Г.  Струве, композитор, хормейстер,  дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1991), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России.

     Г. Струве написал песню о России, где Россию сравнивает с образом  берёзы.

    Музыкальный руководитель предлагает спеть песню «Моя Россия»

    Дети исполняют песню «Моя Россия»

    Музыкальный руководитель: Символом праздника-Троицы была береза. Троица - это старинный народный праздник земли, воды и леса. Он отмечается на 50-й день после пасхи. Этот праздник еще называли "зелеными Святками" и связывали с расцветом молодой растительности. Береза на Руси считалась символом добра, чистоты, любви, нежности и счастья. Поэтому Троицу называли праздником русской березки. Утром в день праздника яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязали к ветвям цветные тряпочки, ленты, подвешивали

    пряники, конфеты. Вокруг украшенной березки водили хоровод и исполняли песню «Березонька». Потом вокруг березы пели, плясали, заводили игры.

    Музыкальный руководитель: Встанем дружно в хоровод и исполним песню «Во поле берёза стояла».

    Дети исполняют хороводную песню «Во поле берёза стояла»

    Музыкальный руководитель:  Береза - любимое дерево нашего народа, олицетворяющее русскую душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни.  Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.

    Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически  во всех странах Европы!) делали колыбели для новорожденных.

    Предки наши использовали ветки березы в качестве оберега от нечистых духов. Береза является очень полезным деревом, она дает вкусный  и полезный сок.

    Из веток, листьев и почек березы заваривают лечебный чай  и еще из веточек березы делают веники для бани, которые изгоняют из организма человека все болезни. Из коры березы, которая называется берестой, делают лукошки, корзиночки, разнообразные поделки. Из древесины березы делают мебель, посуду, ложки. Березовыми дровами топят русскую печь. Из бревен строят экологически чистые деревянные дома.

    Итог занятия

     Ребята, вам понравилось? Да!

    Ребята, сегодня  мы познакомились ещё раз с берёзой и чего вы узнали? Вы узнали, что о Русской берёзе слагаются стихи и песни. Художники пишут пейзажи, где располагаются деревья-берёзы во всей своей красе. Без берёзы не обходится праздник «Троица». Вы узнали о полезных свойствах берёзы и многое другое. И в заключении можно сказать, что  берёза является настоящим символом России.  Вы с этим, ребята,  согласны? Да!



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 162 «Олимпия» Презентацию подготовила: музыкальный руководитель Провоторова Людмила Михайловна г. Тольятти 2015 г Русская береза

    Слайд 2
    Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. Ответ: береза Загадка

    Слайд 3
    Символ России – русская берёза

    Слайд 4
    Исаак Ильич Левитан «Берёзовая Роща»

    Слайд 5
    Архип Иванович Куиджи «Берёзовая Роща» 1879г

    Слайд 6
    Аркадий Александрович Рылов «Зелёный шум»

    Слайд 7
    Как называют на Руси березку?  Белоствольная, кудрявая, девица-красавица, невестушка, русская красавица Русская берёза

    Слайд 8
    Есенин Сергей Александрович Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

    Слайд 9

    Слайд 10
    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

    Слайд 11
    Великий поэт всех времен и народов Сергей Есенин остался в памяти не только русского народа, но и всего мира, не только как легендарная творческая личность, его шедевры словно как музыкальная струя, которая льется из самого сердца и души, в которой прослеживается огромная любовь к Родине и ее необъятным просторам. Поэт Сергей Есенин

    Слайд 12
    композитор ,  хормейстер ,  дирижёр ,  педагог  и  просветитель , общественный деятель.  Народный артист РСФСР  ( 1991 ), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России. Георгий Александрович Стру́ве   ( 1932  —  2004 )

    Слайд 13
    У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей Моя Россия

    Слайд 14
    Хоровод вокруг березки

    Слайд 15
    Во поле берёза стояла

    Слайд 16
    Русская народная песня «Во поле береза стояла» Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. (2 р.) Некому березу заломати , Некому кудряву заломати , Люли, люли, заломати . (2 р.) Как пойду,я в лес, погуляю, Белую березу заломаю . Люли, люли, заломаю . (2 р.) Срежу с березы три пруточка , Сделаю себе я три гудочка . Люли, люли, три гудочка . (2 р.) Четвертую балалайку. Четвертую балалайку. Люли, люли, балалайку. (2 р.) Стану в балалаечку играти , Стану в балалаечку играти , Люли, люли, играти (2 р.)

    Слайд 17
    Праздник русской берёзки- Зелёные Святки(Троица) Обряд украшения берёзы

    Слайд 18
    Берёза - любимое дерево русского народа

    Слайд 19
    Общение с Берёзой

    Слайд 20
    Берёзовая опушка

    Слайд 21
    Берёзонька, милая, подари мне серёжки весной! Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березку русскую Она всегда с подружками Под ветром низко клонится, И гнется, но не ломится

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24
    Ложки расписные из берёзы

    Слайд 25
    В мастерской

    Слайд 26
    Музыкальный инструменты

    Слайд 27
    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кнспект НОД для подготовительной к школе группе "Русская матрёшка" ( аппликация в технике квиллинг).

    Занятие по ручному труду. Подготовительная группа.                ...

    Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

    Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

    Педагогический проект для детей старшей группы "Русская берёза - символ России"

     Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание об...

    Сценарий праздника, посвященный Дню защитника Отечества. Для родителей и детей подготовительной к школе группы « Русские богатыри».

    ·         Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.·         Вызвать у детей положительный...

    Конспект НОД в подготовиельной к школе группе "Русская народная кукла"

    Конспект НОД "Русская народная кукла" (подготовительная к школе группа)...

    Открытое занятие в подготовительной группе " Русские берёзы."

    Главная цель: воспитание любви к своей родине, вызвать в детях чувство восхищения своей страной....