Конспект развлечения для детей старшей группы "Праздник весны - Навруз"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хабибуллина Альбина Ильдаровна

Приобщить детей к культуре татарского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_navruz.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нәүрүз- яз бәйрәме. Навруз-праздник весны.

Цель: Приобщить детей к татарской  национальной культуре, воздействием различных средств музыкальной деятельности. Знакомить с татарским национальным фольклором, праздником – Навруз, с помощью татарских стихов, песен, танцев и народных игр. Привлекать к активному участию в веселом празднике.

Предварительная работа: Слушание татарских народных песен и мелодий,

Разучивание песен, стихов на татарском языке. Разучивание танцев и хорово-

дов. Тематическая беседа по сказкам Г.Тукая. Изготовление тюльпанов.

Оборудование: Музыкальный центр. Мультимедиа экран, слайды. Ёлочки, деревья, солнце, ласточки, весенние цветы. (Оформление зала в виде лесной поляны.) Разные атрибуты к играм: тюльпаны, гребень, деревянные ложки, муляжи яйца, мешки.

                           

                                   ХОД ПРАЗДНИКА:

Ведущий:  Исәнмесез, балалар һәм кунаклар! Здравствуйте, ребята и гости! Мы сегодня собрались на татарский народный праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия 21-22 марта.В этот день встречали весну.

 Ребята.что означает слово Нәүрүз? Нәүрүз- по восточному календарю, означает “яңа көн”- “новый день”. В этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, забывали друг другу обиды, просили прощения, желали  хозяевам в новом году  здоровья,  долголетия и богатый урожай.

Нәүрүз  сүзенең  мәгънәсе  фарсыча  яңа көн  дигәнне аңлата. Бу көнне өйдән-өйгә кереп, теләк теләп ,бүләк  җыеп йөргәннәр.Йорт  хуҗаларына яңа елда  саулык-иминлек,кырларга  бай уңыш,озын гомер  теләгәннәр.Нәүрүз ул-игелек,дуслык бәйрәме. Бу гузәл , язгы матур бәйрәм көнендә кешелә

бер-берсенә кунакка  йөриләр,бер берләренә булган үпкәләрен оныталар,бер –берсен гафу итәләр.

Ул бәйрәмдә яз кызы гүзәл Нәүрүзбикә белән Кыш бабай төрлечә көч  сынашалар.Биюдә ,җырда,төрле  уеннарда  гел Нәүрүзбикә җинеп  чыга.

Когда  приходит  к нам  Навруз,

Цветут  сады,цветут  поля.

Когда  приходит  к  нам  Навруз,

Весною  дышет  вся  земля !

Когда  приходит  к  нам  Навруз,

Звучит  и  музыка  и  смех.

Поздравления  принимаем  и  сами

Поздравляем  всех!

Нәүрүз  бәйрәме  котлы  булсын,

Эче  тулы  нур  булсын !

Нәүрәз  көен  кем  көйләсә,

Ул  дәртле  һәм бай  булсын !

Нәүрүз  ,Нәүрүз, зур  рәхмәт

Телибез  изге, теләк.

Бәйрәм  мөбарак  булсын !

А  сейчас  дети  прочитают  нам  стихи  о большом празднике  Навруз, о  встрече  весны.

1 ребёнок - Пробудилось  все  ото  сна,

                    В гости  к  нам  пришла  весна!

2 ребёнок - И  Навруз  на целый  год.

                    Пусть  вам  счастье  принесет.

3ребёнок - Новый день, как новый  год,

                   Радость  всем  нам  принесет!

4 ребёнок -  Весна  шагает  по  полям.

                    В лучах  тепла  и  света.

                    Сегодня  Навруз  у  нас,

                    И нам  приятно  это!

5 ребёнок -  Яз  килә! Яз  килә!

                     Сыерчыклар  килә  ,

                     Гөрләшеп , сайрашып ,

                    Җырчы  кошлар  килә .

6 ребёнок - Яз килә. Кояш

                   Елмаеп тора

                   Урман  яңгыратып ,

                   Кәккүк  кычкыра:

                   Күк-кү , күк – кү.

7ребёнок - Яз килде , кояш көлде

                   Дөньяга  нур  бөркелде .

                   Уянды бар  агачлар ,

                   Куанды  алмагачлар.

Ведущая :

Нәүрүз  килә , Нәүрүз  килә ,

Нәүрүзне  зурлыйк  әле.

Гөрләвекләр  тавышына  кушылып

Җырлыйк  әле.

-  А  сейчас  дети  исполнят  песню  “Кил син, язым” .

 “Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1.        Тып-тын һава, нурлар ява,

Көн аяз.

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Килә яз.

Кушымта:        Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2.        Ашыгабыз сине тизрә

Күрергә.

Ящь үләннән ялан тәпи

Йөрергә.

Кушымта:

3.        Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Уянсын.

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Куансын.

Кушымта:

1.        Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев:        Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2.        Распускаются деревья

И цветы.

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3.        Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

 Ведущая :

От  забот  зима устала. И  ура!

Весна  настала.  Снег  под  солнцем  растопился,

В ручейки  он  превратился.

Бежит, течёт, поёт  вода  вместе с ней идёт  весна!

Просмотр презентации про весну – «Навруз».

Ведущая:

 Как  хорошо и красиво стало кругом. Степь  проснулась от зимнего сна и

 подарит  нам яркие и красивые тюльпаны. А значит, пришел на нашу  

Землю  Навруз – праздник  добра, счастья, радости. Символом  этого

праздника  является цветок-тюльпан.

( Ведущая показывает  тюльпаны  и кладёт  их на полянку.Под музыку

  в зал забегает Водяная -  Су анасы и забирает  тюльпаны.)

Ведущая:   - Ой, ребятки! Наши тюльпаны  забрали. Ты почему наши

цветы  забрала. Ты кто такая?

Су анасы:  Я водяная -  Су анасы. А кто написал мою сказку.

Дети:  Габдулла Тукай.

Ведущая: Правильно. 26 апреля Г. Тукаю исполняется 130 лет со дня рождения. Нам известны такие сказки как «Шурале », «Су анасы », «Кәҗә

белән сарык.” Су анасы , отдай нам пожалуйста  тюльпаны, без них наш

праздник не продолжится.

Су анасы: Я потеряла золотой гребень. Помогите мне, пожалуйста найти его, тогда верну тюльпаны.

Ведущая: Давайте, ребятки  поможем найти золотой гребень. Посмотрите, может он где то лежит.

( все дети смотрят, ищут золотой гребень.)

Ведущая: Вот он нашли. Вот тебе золотой гребень. Отдай нам тюльпаны.

Су анасы: Отгадайте сначала мои загадки, а потом отдам тюльпаны.

-  Где я живу?  (в воде)

-  Как по - татарски  будет весна? (яз)

-  Назовите три месяца весны. (март, апрель, май )

-  Когда праздник  Навруз отмечают? (21 марта)

-  Что означает  слово Навруз? (яңа көн – новый день)

-  Молодцы! Отгадали. Вот вам тюльпаны.

Ведущая: Наш праздник продолжается.

Проснулись ручейки, Опять запели птички. И на наш праздник  прилетели

птички. Давайте их покормим.

Девочки исполняют  «Танец птичек»

/ « Вальс» муз. С. Сайдашева./

(После танца птички подбегают к ведущей  шепчут ей на ушко)

Ведущая: Птицы нам принесли весточку о том, что к нам идёт сама Навруз. Давайте её позовём.

(дети зовут Навруз. Под музыку появляется Навруз .)

Навруз: Исәнмесез, балалар һәм кунаклар. Мин яз кызы -  Нәүрүзбикә.

Сезне бәйрәм белән котлыйм.Нәүрүз мөбәрәк булсын !

Хуш , киләсең  Нәүрүз .

Разливайся веселье, словно солнца яркий свет.

Здравствуй, праздник наш весенний,

С Наврузом  всех, всех, всех!

Ведущая: Ребятки, давайте Навруз подарим весенний хоровод.

 Дети исполняют песню “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1.        Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2.        Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3.        Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

  Навруз: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться. Несла я вам к празднику подарки и очень торопилась. Второпях заблудилась. Заблудившись, не заметила, как потеряла мешок с угощеньями.

Ведущий: А большой мешок?

Навруз: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Посмотрите, может под вашими лавочками он лежит?

Дети наклоняются, поворачиваются в поисках мешка. 

Выходит батыр (Ребенок)

Батыр: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!

Батыр быстро подходит к мешку.

Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущий: Ой, не надо!

Батыр: Почему?

Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.

Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с этим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!

Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.

Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?

Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает мимо детей, изображает, что хочет схватить их.)

Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, а не то плохо тебе будет!

Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.

Шурале вскрикивает.

Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!

Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущий: Дети, кто победил?

Дети: Батыр!

Ведущий: Кто на празднике самый сильный?

Дети: Батыр!

Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!

Шурале (плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный! А Батыр меня победил! Зато я самый умный!

Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)

Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!

Ведущий: Оставим Шурале на празднике?

Дети: Да!

Ведущий: Веселись и танцуй, мы встречаем Навруз.

 Мы знаем, что Навруз приходит в день весеннего равноденствия,

Когда день и ночь равны. Давайте поиграем в игру «День и ночь».

Проводится игра  « День и ночь».

Ведущая: Вам понравилось играть? А теперь давайте поиграем в татарские национальные игры.

1. игра:  «Капка» (Ворота).

2. игра -эстафета: «Перенеси яйцо в ложке».

3. игра –эстафета: «Бег в мешках»

4. Любимая игра Г. Тукая: «Ачык авыз» (Разиня).

Ведущая: Вот и наступила долгожданная весна. Навруз остаётся вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с тёплым солнышком.

Навруз: А теперь пришло время раздать вкусный гостинец .Мин  алып килдем сезгә тәмле күчтәнәч. Безнен бәйрәм тәмам.На этом  наш  праздник закончен. Удачи всем .До свидания. Саубулыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшей группы "У МЕНЯ ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВА"

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других ...

Конспект развлечения для детей старшей группы "В поисках пропавших зверей"

Конспект развлечения по английскому языку, посвященное Дню Св. Валентина. Можно привлекать детей как старшей группы, так и подготовительной в зависимости от обьема знаний детей....

Развлечение для детей старшей группы «Весну зазываем, весело встречаем»

Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательные области:-  познание,-  коммуникация,-  чтение художественной литературы,-  социализация,-  музыка, -...

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Весеннее спортивно – игровое развлечение для детей старшей группы « Весна пришла – отворяй ворота!»

Данное развлечение является  итоговым мероприятием ситуации месяца "Мартовский калейдоскоп"...

Сценарий праздничного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Навруз»

Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник ур...