Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 с. Камбилеевское» Пригородный р-он

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»

Воспитатель: Цагараева С.М. 

Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки наосетинском языке.

Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций,ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, танец «Хонга», рассматривание флага и герба, вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ.

Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.

Ход занятия.

Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

Ребёнок: …Снег сияет горный,

Манит вышина.

Там ныхас просторный,

А на нём сосна,

С диких скал свергаясь

Воет водопад,

С двух сторон сверкая

Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)

Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:

«…До конца своих дней

Благодарен судьбе

За то, что как птица свободный.

Я рождён на святой

Осетинской земле,

Аланов потомок я гордый.

Ребята, вы знаете, кто такие аланы?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.

В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?

Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…

Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?

Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)

Ках лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Ках сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.

Кахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.

Кахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма кахта! Гыццыл кахта! /садятся, обхватив ноги.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)

Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.

Воспитатель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)

Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.

Воспитатель: Какой была традиционная обстановка в сакле. ?

Дети: В сакле обычно стоял длинный диван – тахтин – с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник. (Показ на иллюстрации)

Воспитатель: Какой посудой пользовались осетины?

Дети: Посуда была керамической, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, крюки для мяса, вилки, ложки…

Воспитатель: Какие главные занятия были у древних осетин?

ДетиОсетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.

Воспитатель: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение. Ребята, давайте вспомним, как воспитывались дети в осетинских семьях?

Дети: Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.

Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?

Дети«Чепена»«Перетягивание каната»«Коршун и журавли».

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Воспитатель: Сейчас Регина прочтёт нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

(Регина читает стихотворение на осетинском и русском языках)

Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

«Глаза неуча слепы»

«Ложь говорить стыдно»

«Умный в трудном деле не торопится»

«Люди друг с другом считаться должны»

«Человек создан для труда»

«За добро злом не платят»

«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Воспитатель: Дети в осетинских семьях участвовали во все семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали, чему успели научиться. Мы тоже выучили несколько танцевальных движений. Сейчас нам Неля Сослановна сыграет мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке, а мы покажем, чему научились.

Танец – приглашение «Хонга»

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?

Дети«Как мышь своему сыну невесту искала»«Что дороже?»«Золоторогий олень»,«Волк, свинья и ворона»«Папаха».

Воспитатель: Что высмеивается в осетинских сказках?

Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.

Воспитатель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?

Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.

ВоспитательНародные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.

Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?

Дети: Республика Северная Осетия - Алания.

Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?

Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага(Показ флага)

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.

Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориямижизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «С чего начинается Родина»

Программное содержание:Дать представление о Родине, расширять и углублять представление детей о нашей стране России, о родном городе Москве и о родном районе Жулебино.Познакомить с гербом Выхино...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...