Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе"Путешествие по Северному полюсу".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурлакова Елена Валерьевна

Расширять представление дитей о климате и о животных Северного полюса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект    комплексного познавательного занятия «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе

 

Продолжительность занятия: 25минут.

  Программное содержание:

Обучающие задачи:

 - Закрепить знания детей о климате Крайнего Севера.

 - Уточнить представления детей о животных Крайнего Севера: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

Развивающие задачи: 

 - Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор.

 - Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.

 - Расширять представления детей о животных Крайнего Севера.

 - Развивать умение объединяться и работать в группе.

 - Развивать способность к использованию знаний, полученных ранее.

Воспитательные задачи: 

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 - Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.  

 - Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.  

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • мультимедийные

Материалы и оборудование.

1.Стихи, загадки.  

3.     Иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик -семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе).

7.     Мультимедийная установка.

Литературный ряд: загадки о животных Севера, стихотворение Ю. Шестопалова «Северное сияние».

  Ход занятия:

  1. Вводная

-Ребята, сегодня утром, пока вас ещё не было, приходил почтальон и вручил мне вот такую пасылку. Здесь написано: «Детям группы «Солнышко». Я не стала её распечатывать без вас. Мне очень интересно узнать, что там находится.

Я предлагаю её распечатать вместе. Вы согласны?

 - Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него все лепестки разного цвета.

 - Как он называется?  

 - Из какой он сказки, кто знает?

- Правильно из сказки В. Катаева «Цветик -семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе) Помните, одно из желаний девочки было попасть на Северный полюс? Она оказалась там мгновенно, и так же  быстро попросилась обратно.  Почему?

- Вам, ребята, хотелось бы побывать на Северном полюсе?

- Я слышала, что Северный полюс называют ледяной шапкой Земли, как вы думаете, почему? (Ответы детей)

-А еще его так называют потому, что океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Не смотря на то, что у нас весна, тепло. В этих местах холодно зимой и летом.

Дети. В царстве холода и стужи.

Все кругом сковали льды.

Серебристые метели.

Запорошили следы.

Воет ветер, злится вьюга.

Заметая все кругом.

 И осыпана округа белоснежным серебром.

Воспитатель: Не передумали отправиться в путешествие?  (Ответы детей)

 А вы не замерзните ведь там так холодно? Для этого нам надо выбрать необходимые вещи чтобы не замерзнуть. (д/и «Что лишнее?»).

 Воспитатель: Ну, вот мы и готовы к путешествию, только на чем же мы туда отправимся: ни самолета, ни вертолета у нас нет, а Северный полюс  так далеко.

- Да, вы правы, нам поможет цветик – семицветик.

 - С помощью цветика – семицветика, мы отправимся в наше путешествие.

Давайте ребята вспомним какой лепесток сорвала девочка Женя и какие слова она говорила, чтобы очутиться на Северном полюсе (синий ).

(Проговариваю слова вместе с детьми.)

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели:

Вели оказаться на Северном полюсе.

2. Основная часть.

Звучит фонограмма северного ветра, вьюги.

Вос-ль: Вот мы с вами и очутились на Северном полюсе.

Вос-ль: А вы знаете, какая погода здесь на Севере?

Дети: морозная, студеная, холодная, суровая, лютая, вьюжная.

Худ. слово:

Дети. Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная.

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Вос-ль: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.

В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

3. Полярное (северное) сияние.

Дети рассматривают северное сияние через слайд-шоу.

Худ. Слово: Дети. Что за чудо - чудеса:

                            Загорелись небеса!

                            Ой, горит, пылает пламя

                            Над сверкающими льдами!

                            Никого за тучей нет,

                            Не пекут там хлеба.

                            Это свет,

                            Холодный свет

                            Северного неба.                                  

 

Вос-ль: Вы знаете, что это за явление природы?

Дети: Северное сияние.

Вос-ль: Какое оно?

Дети: яркое, огненное, сияющее, сверкающее, разноцветное.

Вос-ль: С чем можно сравнить?

Дети: Свет фонарика, фейерверк, радуга.

Вос-ль: На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять.

А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка

Смотрите,  смотрите              (Руки козырьком смотрим в право и в лево)
Снега и снега,                               (Изображают высокий сугроб)
Четвертые сутки бушует пурга   (Делают спиральные движения то одной то         другой рукой.)
Она сорвала свой простуженный голос. (Держат рукой горло качают головой.
Пока добиралась на Северный полюс.    (Движение на месте.)

Вос-ль: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные.

А какие животные вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Этот житель круглый год
    Лишь на Севере живет.
    Он с ветвистыми рогами
    И со стройными ногами.
    А на ножках тех копыта,
    Зверь хороший, не сердитый.
    Мох жует он целый день.
    Это северный … (олень). 
  2. У ленивого растяпы
    Превратились в ласты лапы.
    Спит на льдине целый день
    Толстый маленький ............(тюлень) 
  3. Сильное животное, живет в холодном крае,
    Огромными клыками сражается с врагами,
    Мороза не боится, он гладок, толстокож,
    На льдине обожает спать неуклюжий ...(морж) 

4. Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый ..........(медведь)

Вос-ль: Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?

Дети: Это белый медведь.  

Вос-ль: Вы знаете, что мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – прозрачная, а вот кожа у него – черная.

Вос-ль: Ребята, а белый медведь впадает в спячку?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке.

Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

Дети: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

5. Исследовательский эксперимент.

Вос-ль: Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?

 Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Вы хотите узнать, как же это происходит? Давайте пройдем с вами в исследовательскую лабораторию проведем опыт. У вас на столах стоят емкости с водой.

Опыт: У вас на столах стоят емкости с водой. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?

Дети: Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.

Вос-ль.: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?

Дети:  вода превратиться  в корочку льда.

Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их детским кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Дети: Капли  воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Вос-ль: Вот и белый медведь не покрываются льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром).  У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом. После окончания опыта не забываем убрать свой рабочие места.

Вос-ль: 

Вот и закончилось наше путешествие на Северный полюс. А как мы с вами вернемся в группу? Давайте вспомним про девочку Женю, какой она сорвала лепесток чтобы очутиться дома? (зеленый)

6. Рефлексивный этап.

Подведение итогов, беседа с детьми:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали сегодня? (на северном полюсе.)

Что мы там увидели?

Кого встретили?

А что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»

- закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;-  учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы».

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе«Путешествие в мир живой природы»Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыб...