Главные вкладки

    Конспект НОД «Путешествие в старину» для детей старшего дошкольного возраста
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Клименко Людмила Александровна

    Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.

    Задачи:

    1.     Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «изба».

    2.     Обобщить и систематизировать знания об экспонатах народного быта, находящихся в избе( печь, чугун, ухват, ложки деревянные, самовар, колыбелька).

    3.     Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

    4.     Упражнять в связной речи, точным использованием слов, полном ответе.

    5.     Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ДЕТСКИЙ САД № 146»

    городского округа Самара

    443029, г. Самара, ул.Ново-Садовая, 194-а, тел. 994-81-05

    E-mail: mdou146@yandex.ru

    Конспект НОД

    «Путешествие в старину»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Подготовила:

    Клименко Людмила Александровна,

     воспитатель МБДОУ

     «Детский сад № 146»

    г.о. Самара

    Самара, 2016 г.

    Конспект НОД  «Путешествие в старину».

    Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «изба».
    2. Обобщить и систематизировать знания об экспонатах народного быта, находящихся в избе( печь, чугун, ухват, ложки деревянные, самовар, колыбелька).
    3. Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.
    4. Упражнять в связной речи, точным использованием слов, полном ответе.
    5. Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину.

    Логика проведения

    Звучит русская народная мелодия.

    На экране проектора вид русского пейзажа.

    Входят дети.

    Воспитатель. Здравствуйте, дети! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня в нашем детском саду мы совершим увлекательное путешествие. Скажите, кто чем занимался вчера вечером?

    ( ответы детей)

    Трудно представить, что из нашей жизни исчезнет вдруг телевизор, компьютер, телефон. А ведь все изобрели это совсем недавно. Когда наши старенькие бабушки были маленькими девочками. Никаких телевизоров и в помине не было. Вот как сильно изменилась наша жизнь за последние сто лет! А давайте представим, как жили наши предки 1000 лет назад. Отправимся в сказочное путешествие.

    Дети подходят к «камню», на нем указано:

    Налево пойдешь – дальний путь предстоит.

    Прямо пойдешь – выхода не найдешь.

    Направо пойдешь – в чудесное место попадешь.

    Воспитатель. Ребята, мы пришли в  действительно чудесное место. Это наш музей «Русская изба».

    Русь деревянная, края дорогие.

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют!

    Воспитатель. Почему же Русь называлась «деревянная»?

    (ответы детей) Вокруг было много лесов. Дома строили из дерева.

    Воспитатель. А как назывались такие дома?

    (ответы детей) Изба.

    Воспитатель. Да, избу «рубили» называлась такая изба – рубленная. Так называлось строительство дома из дерева. Существует много примет о русской избе.

    Ребенок 1.

    «Сухое дерево в срубе – к счастью».

    Ребенок 2.« Солнце в доме играет – к радости».

    Воспитатель. Я хочу пригласить вас в избу. «Милости просим» - говорили русские люди дорогим гостям, приглашая их в дом.

    Давайте вспомним пословицы и поговорки о доме.

    Дети.

    -Из гнилого леса не надолго изба.

    -Домом жить – не лукошко шить.

    -Не красна изба углами, а красна пирогами.

    -Домом жить – не развеся уши ходить.

    Воспитатель. Но не только изба, но и многое в избе было сделано из дерева. Назовите деревянные предметы в нашей избе.

    (ответы детей)

    Воспитатель. Ах, какие вы внимательные. Все, что вы назвали и увидели в нашей избе было сделано народными умельцами – мастерами.

    Посмотрите, какая лавочка стоит деревянная. Можно сесть, посидеть, да  на все поглядеть.

    -Сяду  рядышком на лавку

    Вместе посижу.

    Загадки вам загадаю,

    Кто смышленый – погляжу!

    Загадки. Загадывает воспитатель.

    1.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

    Шипит и кипит, всем чай пить велит.

    Ребенок 3.

    Сверху пар и снизу жар

    Кипит русский самовар.

    2.Летом спит, зимой горит,

    Пасть открывает,

    Что дают – глотает.

    Ребенок 4.

    Русской печки нет добрее.

    Всех накормит, обогреет,

    Варежки сушить поможет,

    Деток спать уложит.

    3. Книзу узок, верх широк

    Не кастрюля – чугунок!

    Ребенок 5.

    В чугунке щи и кашу варили,

    Молоко томили.

    4. Однорук, зато рогат

    Он в семье первейший хват.

    Ребенок 6.

    Чугунок очень рад, что его схватил ухват.

    5. Всех кормлю с охотою,

    А сама безротая.

    Ребенок 7.

    Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянная ложка глубокая, потому что на Руси основным были щи и каша. Ложки изготавливали из липы, березы, клена.

    Воспитатель. В ноябре, когда заканчивались земледельческие работы, в избах устраивались посиделки. Девушки рукодельничали: шили, вязали, вышивали; ребята мастерили из дерева. Все пели веселые песни, играли в игры. В одну из них мы сейчас поиграем.

    Хоровод – игра (динамическая пауза)

    Вышел Ваня погулять.

    Стал подружку выбирать,

    Стал подружку выбирать,

    Кому ленточку отдать.

    Поклонись, поклонись,

    Да за ленточку возьмись!

    Дети сели. Слышен детский плач.

    Ребенок.

    По избе мы походили

    И Лешеньку разбудили.

    Нам теперь бы помолчать,

    И Лешеньку покачать.

    Воспитатель. А давайте споем ему колыбельную песенку.

    «Колыбельная для младенца». Поет девочка.

    Баю-баю за рекой

    Скрылось солнце на покой.

    У Алешиных ворот

    Водят зайки хоровод.

    Заиньки, заиньки

    Не пора ли баиньки?

    Вам – под осинку,

    Алеше – на перинку.

    Баю – баю ,Лешенька,

    Засыпай скорешенько.

    Воспитатель. Уснул наш Лешенька. А знаете, ребята, что делали в старину, чтоб младенец рос и радовал родителей? В колыбельку, под подушку клали уголёк, монетку и зернышки. Монетку, чтоб был богат, зернышко, чтоб был сыт, уголек – чтоб дома у него было тепло и радостно. А еще – благополучие и крепкий сон всех членов семьи охраняло божество, живущее за печкой. Это домовой. Русские люди были очень суеверны. Домовому оставляли на ночь еду – крошки на столе, вода в чаше. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие в доме. Издревле на Руси было принято угощать и задабривать дух дома. Его задабривали хлебом с солью, блинами и пр.

    Воспитатель достает игрушку – домовенка из –за печи.

    В нашей избе тоже есть домовой. Он охраняет наш домашний очаг. Нашу радостную жизнь в детском саду. А еще на Руси изготавливали различные обереги, защищающими дом от всяческих напастей. На крышу дома помещали петушка или коника, сделанных из дерева. В домах имели кукол-оберегов.  Главная черта народных кукол-оберегов это чистый лик, без носа, рта и глаз .  Несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась очень давно, в наше время композиции  - обереги стали украшением домашнего очага , прекрасным подарком к празднику.  

    Дети выполняют оберег «День – ночь» ( Это две одинаковые куколки, связанные ниточкой. Одна выполнена из белой ткани, другая из темной. Днем выставляли светлую, ночью темную куколку.).

    Вот и закончилась наша экскурсия в мини – музей «Русская изба». Сегодня мы узнали много интересного о жизни в Древней Руси. Мы ещё вернемся сюда и я расскажу вам много интересного о жизни и быте русского народа.

    Воспитатель. Что интересно вам было сегодня?/рефлексия/ ( Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект по образовательной области "Познание" для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в царство часов"

    Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Побуждать детей включаться в совместную  со взрослыми игровую ситуацию. ...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

    Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

    Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект НОД «Путешествие в Каргополь» для детей старшего дошкольного возраста.

    Познакомить детей с историей создания промысла. развивать у детей эстетический вкус. Учить видеть красоту и самобытность народных изделий....

    Конспект НОД "Путешествие в прошлое" для детей старшего дошкольного возраста

    Цель занятия формирование представлений об истории изготовления, развития посуды у дошкольников. На занятии дети не только узнают много интересного, но и пробуют себя в роли мастеров посуды....