Конспект НОД «Путешествие в Каргополь» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корнева - Богданова Елена Николаевна

Познакомить детей с историей создания промысла. развивать у детей эстетический вкус. Учить видеть красоту и самобытность народных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kargopol.docx18.42 КБ
Office presentation icon kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в Каргополь» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: продолжать знакомить детей с народными игрушками.

Познавательное развитие.

Познакомить детей с историей возникновения промысла.

Развивать у детей способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Формировать у дошкольников потребность помогать друг другу, выражать свои действия в речи. Развивать память, внимание, коммуникативные умения.

Речевое развитие.

Обогащать и активизировать словарь детей

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать у детей эстетический вкус. Учить видеть красоту и самобытность народных изделий. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к народным традициям.

Материалы к занятию: Народные игрушки, мультимедийная установка, экран, презентация «Каргопольская глиняная игрушка». Иллюстрации (этапы изготовления игрушки, мелодии народных песен в аудиозаписи).

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

Ход НОД:

Под народную мелодию, дети входят в группу. На столах стоят народные игрушки

Воспитатель: Вот здесь на столах стоят игрушки разных областей нашей страны. Рассмотрите их внимательно, из чего они сделаны? (ответы детей).

- Как вы думаете, как необходимо обращаться с такими игрушками и почему?

Давайте вспомним, что это за игрушки. ( дети читают стихотворения). После прочтения ребенок может подойти и показать, какая именно из игрушек данного промысла ему особенно понравилась.

1. Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки

А вокруг кружочки!

2. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

3.Есть под Тулой деревенька,

 Филимоново зовут.

 И живут там мастерицы,

 Что добро в дома несут.

 И добро там не простое,

И не злато, серебро.

 Филимоновской игрушкой

Называется оно.

 Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

 И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

4.Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.

5.Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

 Всегда расписаны на диво

 Очень ярко и красиво.

 Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

 Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

6. В Богородске-городке

 Все гуляют налегке

На широких улицах

 Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

 Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

 Делают себе игрушки.

Физминутка:

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Кони удалые,

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья).

Каргопольские игрушки остаются стоять на столе, так как дети с ними не знакомы.

Воспитатель: Ребята, а это каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в далёком северном городе Каргополе Архангельской области. Этот город стоит на реке Онеге. Давайте подойдем к компьютеру и посмотрим презентацию, которую я приготовила для Вас, о каргопольской игрушке.

 С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. Сейчас очень много различных игрушек, а вот в старину купить игрушки русскому крестьянину было не по карману. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. И вот пришлось крестьянину делать игрушки для своих детей самому.

Изготавливали их особым – «обварным» способом:1. Лепили фигурку; 2. обжигали; 3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор.

 Каргопольские игрушки были очень простые. Современные каргопольские игрушки сохранили те, простые формы, но стали более изящные. В них чётко прорисованы детали. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Белый цвет – символ нравственной чистоты, правды, добра. Желтый цвет – символ солнца, света, радости. Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы и славы. Зеленый – символ жизни, земли, пашни. Синий – символ неба. Черный – символ земли. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Воспитатель: Подойдите к столу.  С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Кто главные персонажи каргопольской игрушки? (люди, животные: кони, медведи, олени; сказочные герои). Самая популярная каргопольская игрушка – это? ( Полкан – получеловек-полуконь). Какие цвета использовали при раскрашивании каргопольской игрушки?  Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о каргопольской игрушке:

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки вот Полкан,

Бородатые кентавры

И смешной Тяни – толкай!

 Вы все молодцы! Я думаю, что вы запомните Каргопольскую игрушку и никогда не спутаете ее с игрушками других народных промыслов.

1. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка, «Художник РСФСР», 1986.

2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, «ВЛАДОС», 2008.

3. https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka. Автор: Ирина Кирилина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каргопольская глиняная игрушка. Старшая группа

Слайд 3

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки . За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Слайд 4

При всем разнообразии форм, старинные каргопольские игрушки не были яркими, т.к. из красок были только цветная глина, сажа да мел.

Слайд 5

Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами. В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.

Слайд 6

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом: "Берегиня" - знак Земли Образ женщины связан с образами животворящих сил "матери-сырой земли" и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Слайд 7

"Медведь" - знак Плодородия. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом.

Слайд 8

Современная игрушка медведя выглядит немного иначе, она ярче и интереснее. Иногда мы можем наблюдать целые медвежьи семьи.

Слайд 9

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), именно поэтому он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а значит жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца.

Слайд 10

"Полкан" - знак Солнца. Полкан – пол коня. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы - бога Солнца.

Слайд 11

Полкан в каргопольской игрушке - был охранником северных земль русских от злых врагов. Очень редко лепили Полкана, удалым и молодцеватым, обычно он статный не молодой человек.

Слайд 12

"Тяни-толкай" Фигурка состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне, на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

Слайд 13

В базарные дни раздавался над Каргополем свист. Так созывали гончары народ на соборную площадь. Детворе особенно нравились свистульки – утушки.

Слайд 14

Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж – птицу Сирин. В Каргополе лепят сиринов и по сей день в виде птички – свистульки, но с женской головой и распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица - Сирин весело - превесело.

Слайд 15

Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета умеренно — иначе готовое изделие выглядело бы аляповато.

Слайд 16

В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.

Слайд 19

В росписи для многих игрушек характерны древние символы солнца - большие красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Слайд 21

Использованные материалы Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект НОД «Путешествие в старину» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.Задачи:1.     Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «и...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия формирование представлений об истории изготовления, развития посуды у дошкольников. На занятии дети не только узнают много интересного, но и пробуют себя в роли мастеров посуды....

Конспект ОД "Путешествие на корабле" для детей старшего дошкольного возраста

Любые путешествия очень интересны ребятам дошкольного возраста а путешествие в мир букв и звуков делается всегда интереснее и легче когда ребятам предлагаются занятия с путешествиями  разными инт...