Главные вкладки

    Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом

    Мурадян Марина Павловна

    Данная статья посвящена необходимости изучения петебурговедения. Дети должны начать знакомство с городом, в котором они живут, как можно раньше. Воспитатели помогут им в этом на своих занятиях, которые будут как познавательны, так и интересны. Педагог научит дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается или уже было создано руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.    

            

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл peterburgovedenie.docx25.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Петербурговедение для дошкольных групп

    Организация работы с детьми по знакомству с историей города

    Проблема приобщения детей дошкольного возраста к изучению родного города, в данном случае Санкт-Петербурга, является одной из актуальных в наши дни. К сожалению, не редкость встретить взрослого человека, плохо знающего историю, топонимику, достопримечательности города, в котором он родился и живет всю жизнь. Для избегания этой проблемы у следующего поколения в будущем, необходимо преподавать петербурговедение детям с самого младшего возраста. Занятия краеведением, изучением страны, города способствуют интеллектуальному развитию ребенка, а также формируют чувство патриотизма. Любовь к своей малой Родине очень важна. Благодаря ней человек чувствует себя частью общества, в котором он живет, ощущает связь поколений, знает о своем долге перед Отечеством. Такое формирование человеческой личности возможно в том случае, когда человек с самых ранних лет начинает интересоваться культурой и историей той среды, где ему было суждено родиться. В младшем возрасте этот интерес, разумеется, должен прививаться и поддерживаться взрослыми: родителями и воспитателями детских образовательных учреждений.  

    Что такое петербурговедение? Петербурговедение  - это отрасль краеведения. Данный предмет (в зависимости от названия города) направлен на изучение истории родного города. История названий улиц, проспектов, переулков, легенды жителей города, тайны домов и дворцов, пригородов и парков – примерные опорные точки изучения этого предмета. В настоящее время петербурговедение является не только краеведческой, но и культурологической дисциплиной.

    Дети-дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к изучаемому материалу. 

    На занятиях по петербурговедению педагог ставит перед собой множество целей, задач. Он также использует разнообразные формы и методы работы.

    Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста:

    - формирование у воспитанников целостного представления о родном городе;  

    - помощь в осознании значения города в жизни большой страны,  а также роли каждого жителя.

    Задачи занятий петербурговедением:
    - знакомство дошкольника с ближайшим окружением, микрорайоном: улица, проспект, переулок, площадь, дом, некоторые учреждения,  красивые памятники и здания;
    - знакомство с некоторыми достопримечательностями Петербурга;
    - начальные знания о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Ознакомление с творчеством отдельных писателей, поэтов, художников и композиторов;
    - расширение словарных запасов детей;
    - приобщение дошкольника к современной жизни города, вызов интереса к посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, к участию в петербургских праздниках;
    - создание эмоционального настроя;
    - способствование формированию этики поведения петербуржца.

    Формы и методы работы в направлении петербурговедения разнообразны:

    - совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

    - беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

    - экскурсии, прогулки, обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

    - праздники, развлечения, памятные даты, на которых дети знакомятся с культурой и традициями жителей Петербурга;

    Значимым в работе методом является метод проектов. Они позволяют не только сформировать представления о малой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Особое место занимают петербурговедческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре.

    Например:

    1. «Найди герб» 

    Цель: научить узнавать герб города (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

    Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.

    1. «Собери герб, флаг» 

    Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;

    Ход игры: Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.

    1.  «Знаешь ли ты?»

    Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми Петербурга.

    Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. В данной игре обязательно учитывать возраст детей, и больше рассказывать и показывать, нежели требовать точного знания.

    Практика показывает, что пространственные  представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых  - центров петербурговедения,  где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном городе.  Работа в таком центре  развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует  нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.

    Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

    Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой/петербурговедческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

    Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

    В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев  петербурговедческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

    Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.  Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

    Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов образовательной  деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

    Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к своему городу, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данного места, что есть только здесь.  Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

    При знакомстве детей с родным городом необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается или уже было создано руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с окружающим их городским контекстом входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

    К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный исследователь. Его интерес к процессу изучения любого материала, в том числе петербурговедения, становится все более устойчивым. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. У детей наблюдается особая конкретность мышления, небольшой жизненный опыт,  непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного приобщения дошкольников к изучению материала возможно формирование эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным наследием города будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной задачей педагога было привить детям любовь к родному городу и его истории.   

                                 Список использованной литературы:

         

    1. Алешина, Н. В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ, 2003.
    2. Алифанова, Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2016.
    3. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007.
    4. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». – М.: АРКТИ, 2003.
    5. Дмитриев, В.К. Санкт-Петербург. Знакомство с городом. Пособие для самых маленьких. – СПб.: КОРОНА принт, 2014.
    6. Феофанова О, Гурко Ю. Прогулки по детскому Петербургу. – СПб.: Питер, 2016.
    7. Ковалева, Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Просвещение,  2004.
    8. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.
    9. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д.  Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

    Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

    Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

    «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»

    Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом....

    Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

    Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

    Музей, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом.

    Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогае...