Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Калинкина Светлана Юрьевна

Данная методическая  разработка рекомендована педагогам ДОУ для  воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект51 КБ
Файл презентация к занятию1.3 МБ

Предварительный просмотр:

«РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

К. Симонов

ВВЕДЕНИЕ 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают воспитание любви к родному дому, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ.

В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: формирование у детей представлений об истории и социально-экономической значимости родного города, его символике.

Интеграция:

Социально - коммуникативное развитие: 

Обогащать представления детей  о людях, их социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; формировании начал гражданственности.

Расширять  знания об историческом прошлом и настоящем родного города,

 Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Речевое развитие. 

Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;

 Накапливать опыт участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе.

Физическое развитие.

Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предварительная работа: знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;                                                 рассматривание различных вязанных изделий; наблюдение за процессом вязания;                                                                                                                рассматривание альбомов о родном городе;                                                                               чтение русских народных сказок;                                                                                          слушание русской народной музыки;                                                                                           экскурсии в русскую избу.

Предметно - развивающая среда:  

 русская изба;                                                                                                                                                                                                                                                                   проектор, экран, ноутбук;                                                                                                         выставка образцов вязаной детской одежды и пряжи;  

выставка носков – аппликация и рисование  

 солёное тесто, баранки;                                                                                             аудиозапись Н. Кадышевой «Течёт ручей»

Ход мероприятия:

Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

Красному гостю – красное место.

Хозяйка: Я вас очень ждала в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь баранки к чаю?

Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяйка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают колечком и край слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь.

Хозяйка: На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру »Ручеек». Ребята, вставайте парами, а я буду водить.

Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении Н. Кадышевой.

После этой игры дети садятся на подушки, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает Хозяйке посылку от Емели. Хозяйка достает сверток и конверт, открывает его и читает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я – Емеля из русской народной сказки. Я хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: пришлите пожалуйста, пожалуйста, новые носки. Ведь ваш город славится ими.

Хозяйка: ребята, поможем Емеле? Подарим Емеле вот эти носки. А заодно расскажем почему наш город славится носочным промыслом.

Беседа воспитателя с детьми (стараться, чтобы дети рассказывали сами, помогать только, когда затрудняются)

1 слайд. Вязаные шерстяные носки уже давно являются символом города Рассказово. Носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена.

 

2 слайд. Вязанием в Рассказове занимались с самого основания города. Ведь в каждом дворе содержали овец, а то и коз.

3 слайд. Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, Так как раньше машин не было, а шерсти было много, то пряли ее на прялках. Шерсть и пух пряли в нить, а из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.

 4 слад. Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия.

 5 слайд. Весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем  соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.

 6 слайд. С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины, а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.

7 слад. Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.

8 слад. Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.

9 слайд. Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены  покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.

10 слайд. Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Да и в наши дни именно носочный промысел помогает значительному числу горожан.

Хозяйка. Посмотрите на герб нашего города. Теперь можете сказать, почему  на нём клубок пряжи?

 А Емеле мы заранее приготовили носки, ему их и пошлем.

Вот теперь Емеля будет доволен!

Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наши бублики.

Достает из печки противень с уже готовыми сушками и предлагает всем пойти в группу пить чай.

Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение  детей к истокам русской

народной культуры»  

  http://tvolk.ru 

http://www.maam.ru/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши.

Поэтому буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития города, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация для детей «Рассказовские носки»

Аудиозапись Н.Кадышевой «Течёт ручей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Рассказовские носки Проект «Любимый город Рассказово» Автор - составитель: Калинкина Светлана Юрьевна МБДОУ ЦРР - Детский сад №7 г. Рассказово

Слайд 2

Вязаные шерстяные носки уже более десяти лет по праву являются символом города Рассказово, ведь во многом благодаря производству этих шерстяных изделий население города выживает в новых, непростых экономических условиях. Что представляет собой это производство и где оно расположено? Да практически в каждом втором доме населенного пункта. Назвать точное время начала работы «носочной индустрии» уже никто не берется. Ведь шерстяные носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена ,

Слайд 3

Вязанием в Рассказове занимались с самого основания, ведь сырьё здесь имелось в избытке. В каждом дворе содержали овец, а то и коз.

Слайд 4

Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.

Слайд 5

Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия, деньгами распоряжались тоже сами.

Слайд 6

К чулочному промыслу мужья не касались, весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.

Слайд 7

С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.

Слайд 8

Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.

Слайд 9

Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.

Слайд 10

Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.

Слайд 11

Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Из-за постоянного роста цен и гибели промышленного производства и в наши дни именно носочный промысел помогает выживать значительному числу горожан.

Слайд 12

Будут ли вязать рассказовцы в будущем, не знаем! Посмторим !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);закреплять названия осен­них месяцев, знания о характерных пр...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»

Конспект  непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».

Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара....