Главные вкладки

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Калинкина Светлана Юрьевна

    Данная методическая  разработка рекомендована педагогам ДОУ для  воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект51 КБ
    Файл презентация к занятию1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »

    «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
    Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

    К. Симонов

    ВВЕДЕНИЕ 

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

    Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают воспитание любви к родному дому, культуре малой Родины.

    Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

    Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

    Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ.

    В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

    Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Цель: формирование у детей представлений об истории и социально-экономической значимости родного города, его символике.

    Интеграция:

    Социально - коммуникативное развитие: 

    Обогащать представления детей  о людях, их социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; формировании начал гражданственности.

    Расширять  знания об историческом прошлом и настоящем родного города,

     Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

    Речевое развитие. 

    Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;

     Накапливать опыт участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе.

    Физическое развитие.

    Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

    Предварительная работа: знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;                                                 рассматривание различных вязанных изделий; наблюдение за процессом вязания;                                                                                                                рассматривание альбомов о родном городе;                                                                               чтение русских народных сказок;                                                                                          слушание русской народной музыки;                                                                                           экскурсии в русскую избу.

    Предметно - развивающая среда:  

     русская изба;                                                                                                                                                                                                                                                                   проектор, экран, ноутбук;                                                                                                         выставка образцов вязаной детской одежды и пряжи;  

    выставка носков – аппликация и рисование  

     солёное тесто, баранки;                                                                                             аудиозапись Н. Кадышевой «Течёт ручей»

    Ход мероприятия:

    Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.

    Хозяйка:

    Здравствуйте, гости дорогие.

    Гости званные и желанные.

    Красивые и молодые,

    Застенчивые и боевые.

    Гости на пороге – хозяйке радость.

    Для них и место готово.

    Красному гостю – красное место.

    Хозяйка: Я вас очень ждала в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь баранки к чаю?

    Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяйка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают колечком и край слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь.

    Хозяйка: На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру »Ручеек». Ребята, вставайте парами, а я буду водить.

    Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении Н. Кадышевой.

    После этой игры дети садятся на подушки, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает Хозяйке посылку от Емели. Хозяйка достает сверток и конверт, открывает его и читает письмо:

    Здравствуйте, дорогие ребята!

    Я – Емеля из русской народной сказки. Я хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: пришлите пожалуйста, пожалуйста, новые носки. Ведь ваш город славится ими.

    Хозяйка: ребята, поможем Емеле? Подарим Емеле вот эти носки. А заодно расскажем почему наш город славится носочным промыслом.

    Беседа воспитателя с детьми (стараться, чтобы дети рассказывали сами, помогать только, когда затрудняются)

    1 слайд. Вязаные шерстяные носки уже давно являются символом города Рассказово. Носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена.

     

    2 слайд. Вязанием в Рассказове занимались с самого основания города. Ведь в каждом дворе содержали овец, а то и коз.

    3 слайд. Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, Так как раньше машин не было, а шерсти было много, то пряли ее на прялках. Шерсть и пух пряли в нить, а из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.

     4 слад. Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия.

     5 слайд. Весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем  соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.

     6 слайд. С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины, а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.

    7 слад. Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.

    8 слад. Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.

    9 слайд. Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены  покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.

    10 слайд. Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Да и в наши дни именно носочный промысел помогает значительному числу горожан.

    Хозяйка. Посмотрите на герб нашего города. Теперь можете сказать, почему  на нём клубок пряжи?

     А Емеле мы заранее приготовили носки, ему их и пошлем.

    Вот теперь Емеля будет доволен!

    Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наши бублики.

    Достает из печки противень с уже готовыми сушками и предлагает всем пойти в группу пить чай.

    Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение  детей к истокам русской

    народной культуры»  

      http://tvolk.ru 

    http://www.maam.ru/

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши.

    Поэтому буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития города, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Презентация для детей «Рассказовские носки»

    Аудиозапись Н.Кадышевой «Течёт ручей»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Рассказовские носки Проект «Любимый город Рассказово» Автор - составитель: Калинкина Светлана Юрьевна МБДОУ ЦРР - Детский сад №7 г. Рассказово

    Слайд 2

    Вязаные шерстяные носки уже более десяти лет по праву являются символом города Рассказово, ведь во многом благодаря производству этих шерстяных изделий население города выживает в новых, непростых экономических условиях. Что представляет собой это производство и где оно расположено? Да практически в каждом втором доме населенного пункта. Назвать точное время начала работы «носочной индустрии» уже никто не берется. Ведь шерстяные носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена ,

    Слайд 3

    Вязанием в Рассказове занимались с самого основания, ведь сырьё здесь имелось в избытке. В каждом дворе содержали овец, а то и коз.

    Слайд 4

    Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.

    Слайд 5

    Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия, деньгами распоряжались тоже сами.

    Слайд 6

    К чулочному промыслу мужья не касались, весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.

    Слайд 7

    С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.

    Слайд 8

    Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.

    Слайд 9

    Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.

    Слайд 10

    Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.

    Слайд 11

    Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Из-за постоянного роста цен и гибели промышленного производства и в наши дни именно носочный промысел помогает выживать значительному числу горожан.

    Слайд 12

    Будут ли вязать рассказовцы в будущем, не знаем! Посмторим !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»

    Конспект  непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы

    Конспект непосредственно организованной  образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной группы...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».

    Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара....

    Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по правовому воспитанию в подготовительной группе

    Конспектнепосредственно-организованной образовательной деятельности по правовому воспитанию в подготовительной группе...