Серия конспектов НОД «Башкирское жилище»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Найля Самсутделовна

Интегрированная НОД (познавательное и художественно-эстетическое развитие) с детьми подготовительной группы по знакомству с башкирским бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bashkirskie_motivy.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Серия конспектов НОД «Башкирское жилище»

Конспект занятия 1 «Башкиры»

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с историей башкирского народа: местопро-живанием на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба).

2.  Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

3.  Закреплять навыки работы многоцветными фломастерами.

Обогащение словаря:

Башкиры, юрта, шалаш, охотоводство, рыболовство.

Литературный ряд:

Башкирская легенда «Происхождение башкир».

Музыкальный ряд:

Башкирская мелодия «Уралым» (магнитофонная запись).

Зрительный ряд:

1.  Рисунки с изображением юрт, шалашей, изб.

2.  Карты России, Челябинской области.

3.  Куклы в национальной одежде (русской и башкирской).

Материалы и пособия:

1.  Фломастеры.

2. Листы бумаги.

Задание:

Нарисовать башкирское жилище (юрты, шалаши, дома).

Ход занятия

На карте России найти Челябинскую область и Башкирию. Показать детям.

Воспитатель:

— В нашей стране живут люди разных национальностей. Каждый I народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду. Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.

Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).

Показывает детям рисунки и спрашивает:

— Кто из вас догадается, где нарисована юрта? Юрта (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и так же легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды.

Воспитатель:

—  Ребята, какая форма у юрты? (Круглая.) Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым войлоком — это плотное, толстое, шерстяное полотно. Как вы думаете, есть дверь у этого жилища? Да. С одной стороны, обычно с южной, делалась дверь.

У каждого народа есть легенды о том, откуда они появились.

Ребята, знаете ли вы, почему этот народ назвали башкирами? Я расскажу вам легенду о происхождении башкир.

«В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой.

Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень большой путь и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, тучными лугами, пастбищами, лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы рода решили: "Нам не найти земли прекрасней этой! Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем". И стали жить на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называть себя "башкорттар", т. е. людьми, пришедшими за главным волком.  Раньше волка звали "корт". "Башкорт" — значит "главный волк". Вот откуда произошло слово "башкорт"».

О каком народе мы узнали сегодня, ребята? В каких местах башкиры обычно селились? Как называлось их жилище? Кто запомнил, как его называют башкиры? (Тирмэ.) А как они обустраивали свою юрту, мы узнаем на следующем занятии

Конспект занятия 2

«Юрта» (тирмэ)

Программное содержание:

1.  Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить их:

—  с устройством юрты (решетки, орнаментированный войлок, два типа купола юрты: полусферическая (тюркская) и коническая (монгольская);

—  с особенностями интерьера (две половины: большая — мужская (гостевая), меньшая — женская);

—  со спецификой оформления двух половин жилья.

2.  Познакомить детей с художественным оформлением экстерьера юрты (цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, рогообразные, сердцевидные мотивы).

3.  Закрепление навыков рисования цветными фломастерами, карандашами.

Активизация словаря: Башкиры, юрта, седло, щит, меч.

Обогащение словаря:

Сбруя, котел, шаршау — занавеска, зипун.

Литературный ряд:

1.  Загадки о юрте: «Голову в небо уставила, сама синим зипуном накрылась», «Из синей травы стог поставила, верхушку открытой оставила», «Поперек палка и вдоль палка, соберешь — целая охапка» (обрешетка).

2.  Башкирская легенда «Письмо сына, который не умел писать».

Зрительный ряд:

1.  Макет башкирской юрты со съемным куполом.

2.  Рисунок двух типов юрт: тюркской (купол с закругленной сферой) и монгольской (купол конический).

3.  Художественные рисунки элементов оформления интерьера (гостевая половина юрты, почетное место, котел, постель и т. д.).

4.  Цветные фотографии.

5.  Вариативные образцы башкирского орнамента (разных его мотивов).

Материалы и пособия:

1.  Цветные карандаши, фломастеры, гуашь (на выбор).

2.  Образные бумажные формы, передающие особенности двух типов юрт.

Задание: Выбрать по своему желанию определенную образную форму (тип юрты), изобразительные материалы, украсить юрту орнаментом.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, на прошлом занятии мы узнали о том, как на Урале жил один народ. Как его называли? (Башкиры.) Почему? (Вспомнить легенду о башкирах.) Отгадайте загадки:

Голову в небо устремила,

Сама синим зипуном накрылась.

Из синей травы стог поставила,

Верхушку открытой оставила.

Что это такое? (Юрта.) А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней жить.) Давайте мы сейчас более внимательно рассмотрим это башкирское жилище. (Рассматривание макета.) Какой формы юрта? Стены юрты состояли из решеток вытянутой прямоугольной формы. Они скреплялись друг с другом ремешками последовательно по кругу. В верхней части тонкие жерди башкиры стягивали веревкой и устанавливали деревянный обод (сагарык). Крыша юрты была остроконечной или круглой. (Показать рисунки разных вариантов юрт.) В центре крыши было круглое отверстие. Как вы думаете, для чего башкиры оставляли отверстие в верхней части купола юрты? Да, для освещения. Ну а деревянный каркас покрывали войлоком.

Ребята, а есть ли в юрте окна и двери? (Сказать, что у юрты была только одна дверь, окна отсутствовали.) Посмотрите, для чего башкиры так старательно украшали дверь в юрту. Вспомните, для чего Русский народ украшал наличники окон, двери. Дверь украшалась орнаментом, чтобы злые силы не проникали внутрь.

А теперь давайте «войдем» в юрту. Самым главным местом здесь был очаг. (Показ рисунков.) Вы знаете, что это такое? Да, это как бы костер. А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи.) Вокруг очага располагались все остальные предметы. (Познакомить с пословицами о важности очага: «Сядет у огня, перейдет во главу силы», «Каков очаг, таков огонь».) А куда же выходит дым от костра-очага? Конечно же, в двери и в круглое отверстие наверху юрты.

Ребята, для чего нужна эта занавесь? (Шаршау.) Она разделяет юрту на две неравные половины: большая — мужская, меньшая — женская. Напротив входа, на мужской половине, было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. Там обычно ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев, узорных войлоков, перетянутых красивой лентой. На земле, на войлоках, клали коврики, на которых сидели гости. Стены нижней части юрты завешивались пестрыми материями, занавесками, полотенцами, женскими нагрудными украшениями.

Кто отгадает, что это? (Показ рисунков.) Да, налево от двери развешивалось богато украшенное оружие, лук и стрелы в колчане, конская сбруя. Кто догадается, какие предметы располагались на правой, женской, половине юрты? Это посуда, пищевые припасы, одежда. Посмотрите на узорчатые ковры, застилающие полы. Как они украшены? Каких цветов больше в орнаменте? Из каких фигур составлен орнамент? (Ромбы, многоугольники, квадраты, треугольники.) Ребята, а какие еще предметы украшались? (Посуда, полотенца, сбруя.) А вы знаете, что означают эти башкирские узоры?

Послушайте легенду «Письмо сына, который не умел писать»:

«Давно это было, люди тогда еще не умели писать. Жили на Урале башкиры. И вот захотел сын, который пас скот на пастбище, послать весточку своей матери, которая сильно болела. Он хотел рассказать о себе, как он живет, хотел пожелать ей здоровья, но не знал, как это сделать. И тогда он придумал нарисовать все, что хотел сказать. Взял он березовую кору и вырезал на ней рисунок. Отправил он его матери с голубями.

Получила мать такое послание, долго смотрела, думала, а потом

догадалась. Видит она такой знак, да ведь это похоже на рога животных, значит, сын ее говорит, что он пасет два стада, пастбище              его находится около леса, потому что это         похоже на дерево, которое под ветром склонилось. А этот знак //// похож на изгородь, значит, пастбище огорожено от хищников. А этот знак           похож на лучи солнца, значит, погода стоит хорошая. А что это за знак? Помогите бабушке! На что он похож? Сын желает матери здоровья, думает о матери, сердце его заботится о ней. А этот знак говорит, что в середине пастбища поставлен дом-юрта».

Предложить детям украсить башкирским орнаментом юрту, выбрав по желанию ту или иную ее форму (тип) и изобразительные материалы. В конце занятия полюбоваться разными вариантами оформления башкирского жилища, выделить отдельные элементы орнамента, определить, на что они похожи.

Конспект занятия 3

«Летняя башкирская деревня»

Программное содержание:

1.  Расширять знания детей об особенностях башкирского народного жилища, познакомить:

—  с традиционным устройством башкирской деревни (на возвышенностях, вблизи озер, рек);

—  с особенностями расположения юрт (по кругу; белая, гостевая юрта — в центре круга; дверь юрты устанавливалась всегда на южную сторону).

2.  Закреплять знания детей об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного решения оформления юрты: по краю купола, по низу стен.

3.  Развивать инициативу, самостоятельность в процессе работы с различными материалами с опорой на разную художественную технику их обработки.

Литературный ряд:

Пословица «Нет дороже земли, чем родная сторона, нет дороже стороны, чем родная страна».

Зрительный ряд (живопись):

П. Малышев, «Башкирское село».

Материалы и пособия:

1.  Нижняя часть пластиковых бутылок — основа юрты.

2.  Плотная ткань прямоугольной формы (длина равна длине окружности формы или чуть больше).

3.  Шаблон круга (купол юрты).

4.  Разноцветные кусочки ткани, плотной бумаги.

5.  Клей ПВА, ножницы, кисточки, салфетки.

Задание:

Создать макет летней башкирской деревни, из готовых детских работ составить единую композицию. Дополнить изображениями деревьев, животных (кони, овцы) в процессе совместной деятельности.

Ход занятия

Рассматривая макеты и иллюстрации, вспомнить с детьми, что башкирская деревня ставилась всегда у реки или озера, на возвышенности. И основные ее улицы располагались с выходом в сторону реки и леса. Юрты объединялись небольшими группами и расставлялись в круг, а входы в них были обращены во внутрь его. В центре находились юрта старейшины, старшего мудрого человека, и гостевая юрта.

Воспитатель:

— Посмотрите на юрты внимательно, они все одинаковые? Нет! Войлоки юрт бывали белые и серые, иногда коричневые. Белый цвет придавал юрте торжественность и нарядность. Не случайно белые юрты ставили для приема гостей. Давайте рассмотрим, какими узорами украшены юрты. Войлоки юрт украшены геометрическим и растительным узором. А кто из вас скажет, из чего состоит этот узор? (Из ромбов, квадратов, треугольников.) Он называется геометрическим. А этот? (Из листьев, завитков, похожих на рога, цветов, похожих на солнце.) Такой узор называется растительным. Где расположены элементы узора на юрте? Узор располагался в нижней части юрты, ближе к земле. А теперь посмотрите на макеты и рисунки и назовите все цвета красок, которыми украшены юрты (красный, желтый, зеленый, черный). Башкирский народ любит яркие цвета и использует их для украшения своего жилища.

Сегодня мы будем вырезать элементы башкирского орнамента и украшать ими юрту.

Предложить детям рассмотреть элементы геометрического орнамента, его составные части, обратить внимание на то, что квадраты отличаются друг от друга по величине и цвету (они наклеены один на другой, разного цвета). Вспомнить с детьми, как вырезать квадраты из полоски, потом — треугольники, как сочетать их по цвету. Обратить внимание, что для узора можно выбрать разные сочетания квадратов.

В процессе работы следить, как дети подбирают полоски по цвету, как вырезают квадраты и треугольники. При затруднениях обращать внимание на рисунки и макеты. По мере необходимости помочь детям по-разному расположить элементы. Поощрять их в нахождении новых комбинаций элементов, узоров.

Конспект занятия 4

«Башкирская изба»

Программное содержание:

1.  Продолжать расширять знания детей о башкирском жилище, познакомить с особенностями:

—  экстерьера (фронтон, наличники, крыльцо) и интерьера (печь, особенности оформления женской и мужской половин) деревенского дома;

—  башкирской усадьбы.

2.  Расширять знания детей о семантике резных деревянных мотивов (ромб, круг, рогообразный мотив).

3.  Закреплять умение детей передавать в изображении особенности украшения наличников башкирского дома.

4.  Развивать эстетические чувства, желание вносить красоту в окружающий мир.

Литературный ряд:

Загадки «Сложен добро, выпирают ребра», «Толст да широк, по две дырки на бок и шапка наверху», «Бревно да мох, мох да бревно» (изба, дом).

Зрительный ряд:

1.  Фотографии башкирских изб.

2.  Вариативные модели окон с наличниками (выполнены в технике картонографии).

3.  Схемы-рисунки общей композиции интерьера избы, башкирской усадьбы.

4.  Рисунки: печь с очагом, мужская (гостевая) и женская половина избы.

Материалы и пособия:

1.  Картонные заготовки: «окна» с фрагментами стен, наличники различных вариантов исполнения.

2.  Картон.

3.  Фломастеры, клей ПВА, ножницы, салфетки.

Задание:

Выбрать понравившуюся по форме заготовку — наличник, украсить его мотивами башкирского орнамента, оформить «окно» (картонную заготовку).

Ход занятия

Рассматривая с детьми макеты русской и башкирской избы, отметить их сходство и различие во внешнем убранстве (экстерьере). Рассказать, что крепкие, высокие деревянные дома строили там, где было много леса, а в степи дома строились невысокие, глинобитные (кирпичи были из глины) или саманные (воздушные кирпичи из соломы и глины). Башкирская усадьба состояла из нескольких дворовых мест. На главном дворе находились изба и хозяйственные постройки. Жилой дом являлся центром, серединой двора. Рассмотреть схему-рисунок башкирской усадьбы. Башкирский дом так же, как и русская изба, самой красивой стороной «смотрел» на улицу. Эта сторона дома украшалась деревянной резьбой. Показать иллюстрации с изображением окон. Окна — «глаза» дома.

Побеседовать с детьми:

— Что это за кружевная рамка вокруг окна? Да, это наличники. Для чего на окнах нужны наличники? Какой народ так же украшает окна своих изб? (Русский.) Их украшали особенно красиво. Что за узоры вы видите на наличниках? Да, здесь мы видим изображение солнца, ромбовидные фигуры, треугольные, волнообразные кривые линии. По верхнему краю наличника есть дырчатый, резной орнамент. А почему люди старались так украсить свои окна? Чтобы красиво было. Считалось раньше, что злые силы не могли проникнуть через такое окно, оно оберегало дом. В башкирском орнаменте отсутствуют мотивы птиц и животных. А в русском орнаменте такие мотивы есть, например, лев, петух и т. д.

Рассмотреть образцы. Предложить детям стать мастерами-древоделами и украсить свое окно в технике аппликации. Обговорить с ними возможности украсить окна по-разному. Рассказать о назначении шаблонов, как ими пользоваться. Выбрать понравившуюся по форме заготовку-наличник и украсить ее мотивами башкирского орнамента.

Конспект занятия 5

«Занавеска» (шаршау)

Программное содержание:

1.  Продолжать знакомить детей с особенностями быта башкир.

2.  Закреплять представления детей об отдельных элементах внутреннего пространства жилища:

— занавесь (шаршау) разделяет башкирское жилище на два неравных отделения: большее — мужское (гостевое), меньшее — женское.

3.  Познакомить детей с особенностями художественного оформления занавеси (цветовое решение, особенности орнамента, его композиции, техническое исполнение: вышивка, тканый узор).

4.  Закреплять умение детей использовать шаблоны, знакомые приемы вырезания ножницами.

5.  Развивать композиционные умения.

Литературный ряд:

Загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит избу пополам» (занавесь — шаршау).

Зрительный ряд:

1.  Образец шаршау (натуральная занавесь).

2.  Вариативные образцы, выполненные в технике аппликации.

3.  Куклы в мужской и женской башкирской одежде.

Материалы и пособия:

1.  Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки.

2.  Шаблоны отдельных мотивов башкирского орнамента («ку-скар», лесенка и др.).

3. Длинные бумажные прямоугольники (1/2 листа, разрезанного вдоль).

Задание: Оформить занавесь орнаментальным узором.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, мы сегодня приглашены в гости нашими друзьями Айгуль и Салаватом в башкирскую юрту (куклы здороваются с детьми и приглашают войти в юрту). Осмотритесь и отгадайте загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит юрту пополам». Что это такое?

Да, это занавесь — шаршау. Для чего в башкирской юрте и избе использовали занавесь? Она разделяет юрту на две неравные части. Большая часть юрты как называется? Мужская половина. А меньшая? Женская. Посмотрите, что здесь располагается. Посуда, печь, пищевые припасы. Она была менее почетной. Это хозяйственная часть жилища. Левая половина была более просторной и нарядной. Как вы думаете, для чего так украшали эту половину юрты? Здесь встречали гостей, и эту часть юрты называют еще гостевой. А знаете, как еще использовали занавесь — шаршау? При проводах невесты из родительского дома или при встрече в доме жениха она шла под растянутой над ее головой шаршау. Эта занавесь как бы оберегала ее от зла, недоброго взгляда.

Рассмотрим образцы таких занавесей. Орнамент на занавесях покрывает все центральное поле, обрамленное широкой каймой. Какие фигуры вы видите в узорах орнамента? В основном это квадраты, ромбы и многоугольники. Считается, что ромбовидный узор приносит благополучие, удачу в дом, оберегает от несчастий. А каких цветов больше в узорах? Да, на шаршау мастерицы использовали в основном теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться. Для этого и применялся такой орнамент.

Посмотрите, какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? Красный и зеленый, красный и желтый, желтый и зеленый и т. д. Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца.

Продолжая беседу с детьми, подчеркнуть, что в каждом случае народная мастерица продумывает, какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным, чтобы он не был похож на орнаменты других мастериц.

Айгуль предлагает выполнить занавесь в технике аппликации для подарка ее друзьям. Вспомнить с детьми, как можно использовать шаблоны элементов башкирского узора. Выяснить, какого цвета они возьмут фон, как расположат узор на заготовке: в середине или только по кайме и т. д.

В итоге Салават и Айгуль отбирают аппликации, в которых переданы разные варианты выполнения задания. При этом важно проанализировать их с точки зрения отображения красоты цветовых сочетаний элементов, ритмичности их наклеивания, аккуратности выполнения аппликации, адекватности башкирским орнаментам. Поощрять творческие проявления в подборе сочетаний цветов и расположении элементов в орнаментах.

Конспект занятия 6

«Коврик для гостей» (тур юрфан)

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи.

2.  Расширять знания об особенностях интерьера башкирского жилища: познакомить с гостевым местом, его расположением в башкирской юрте, избе (в мужской половине, напротив входа в жилище); основным его обозначением: стеганой подстилкой — ковриком, украшенным аппликацией из разноцветных клинышков.

3.  Развивать у детей чувства цвета, композиции.

4.  Закреплять умение работать ножницами, используя приемы вырезания (по шаблону, по диагонали).

5.  Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского народа: предложить гостю самое почетное место в жилище, угостить его вкусным напитком (кумыс).

Зрительный ряд:

1.  Зарисовки гостевого места.

2.  Вариативные образцы орнаментального украшения ковриков для гостей.

3.  Куклы в мужской и женской башкирской одежде (Салават, Айгуль и их гости — две куклы в мужской одежде).

Материалы и пособия:

1.  Наборы цветной бумаги.

2.  1/2 листа бумаги, разрезанного вдоль.

3.  Ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки.

Задание:

Оформить узором коврик для гостей в технике аппликации.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, мы на прошлых занятиях познакомились с башкирской юртой. А хозяева здесь — Айгуль и Салават. Сегодня у них гости!

Посмотрите, на каких ковриках они сидят. Эти коврики стелили каждому гостю на большом ковре. Вспомните, где находится главное гостевое место в юрте. (Оно находится прямо напротив входа, в мужской половине.)

Рассматривая макет, попросить детей рассказать, какие предметы они видят в этом месте (гостевом).

Воспитатель:

— Да, на подставках складывали высокую гору разноцветных подушек, матрацев. Тут же на пол стелили большой палас узорной стороной наружу. Это было наиболее красочное и потому почетное место для приема гостей.

Посмотрите, ребята, ковры, паласы полностью закрывают пол. Какого цвета здесь ковры? А бывают еще красного, черного, серого цвета (рассмотреть образцы). Форму ковры имели прямоугольную и украшались орнаментом. Посмотрите, из каких элементов составлен этот орнамент, есть ли среди них знакомые вам? Назовите их! Какого они цвета? Красного, зеленого, синего, черного, желтого. Иногда встречается веточка с цветами и листьями, различные плоды и ягоды.

Отметить, что узоры на одном ковре расположены в центре, на другом — в центре и по краям, на третьем — полностью заполнено все поле ковра.

Предложить детям оформить узором коврик для гостей.

Выяснить, какие элементы можно использовать в узоре. Как расположить их на прямоугольнике, чтобы составить узор в центре? По краям? Какое будет цветовое решение коврика: в центре, по краям? Затем попросить детей подумать, какой узор каждый будет вырезать? Сколько для этого нужно вырезать элементов?

Дети приступают к работе. Педагог направляет их деятельность, поощряет самостоятельность при выборе содержания украшения. Если они затрудняются, помогают советом. В конце занятия все работы соединяются в одну композицию. Гостей-кукол в национальной башкирской одежде приглашают сесть на лучший коврик.

Конспект занятия 7

«Узорная лента» (тартма)

Программное содержание:

1.  Расширять знания детей об интерьере башкирского жилища: — познакомить с узорной лентой для перетягивания постели.

2.  Закреплять знания о семантике мотивов башкирских узоров.

3.  Развивать чувство композиции, инициативу, самостоятельность детей в условиях выполнения творческих заданий.

4.  Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского народа.

Зрительный ряд:

1.  Рисунки гостевой половины юрты, избы.

2.  Вариативные образцы орнаментального оформления узорной ленты.

3.  Куклы в башкирской одежде.

Материалы и пособия:

1.  Разноцветные полоски бумаги (30 х 5 см).

2.  Наборы цветной бумаги, фломастеры.

3.  Ножницы, клей ПВА, салфетки.

Задание:

Оформить узором ленту, используя определенную или смешанную технику (аппликация, фломастеры, аппликация + фломастеры).

Ход занятия

Вместе с детьми рассмотреть кукол в национальной одежде. Спросить детей: «Красивая одежда? Откуда приехали гости?» — «Из Башкирии». — «Как вы это определили?» — «Куклы одеты в башкирский костюм». — «Какие у них имена?» — «Салават и Айгуль».

Рассмотреть узоры, украшающие одежду, обратить внимание на особенности их формы, цвет. Воспитатель:

— Ребята, на что похожи узоры башкирского орнамента? Вспомните легенду «Письмо сына, который не умел писать». На завиток, он называется кускар, на рога, на солнце с лучами, на сердечко            .

Рассказать детям, что башкирские мастерицы украшали вышивкой не только предметы одежды, но и изделия домашнего интерьера. Это и убранство коня (чепраки к седлам), кисеты, декоративные ленты для перетягивания постели (тартма), подзоры-занавески, скатерти.

Рассмотреть образцы лент. Обратить внимание, что узор вышивали вдоль по всей длине ленты, оставляя без вышивки начало и конец. Орнамент (узор) имеет форму побега с цветами и листьями по обе стороны или это волнистая линия, в изгибах которой размещены розетки из цветов. Выяснить, какие сочетания цветов использованы в узоре.

Предложить украсить узорную ленту. Раздать шаблоны кускара. Показать варианты вырезания узора для симметричной фигуры. Для этого нужно сложить лист бумаги вдвое, обвести элементы узора (кускар) и вырезать его по контуру. Развернув, получим полное изображение узора.

Предложить подумать, какие элементы каждый отберет для своего узора, какие использует цвета, чтобы узор красиво выглядел. В ходе работы оказывать детям помощь в подборе сочетаний, побуждать к творческим поискам расположения и цветового оформления элементов украшения, техники исполнения. В итоге дать оценку деятельности детей, похвалить тех, кто сумел создать красивую композицию. Спросить их, что они хотели сказать, создав такой узор. (Сердцевидные элементы: «Мы сердечно приглашаем вас на чашку чая» и т. д.)

Конспект занятия 8

«Полотенце»

Программное содержание:

1.  Продолжать знакомить детей с бытом башкирского народа.

2.  Расширять знания детей об особенностях интерьера башкирского жилища, познакомить их:

—  с функциями полотенец (утилитарная — в хозяйственных целях; эстетическая — как незаменимый элемент декоративного оформления; обрядовая — использование на свадьбах, при встрече гостей, на похоронах);

—  с вариантами декорировки — узор состоит из нескольких полос, одинаковых по величине; узор состоит из двух узких и одной широкой полосы;

—  с вариантами цветового решения — сочетание желтого, зеленого, синего, красного цветов; красные полосы на белом фоне.

3.  Развивать чувство композиции и цвета.

4.  Воспитывать   уважение   к   культурным   традициям   других народов.

Зрительный ряд:

1.  Башкирские полотенца.

2.  Вариативные образцы, выполненные в технике аппликации.

Материалы и пособия:

1.1/2 листа белой бумаги (лист разрезан вдоль).

2.  Набор цветной бумаги.

3.  Ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки.

Задание:

Оформить узором полотенце, ориентируясь на определенный вариант композиционного и цветового решения.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это башкирское полотенце. А кто из вас знает, для чего в юрте, башкирской избе нужно полотенце? Да, такие полотенца использовали в хозяйстве, вытирали руки, их подвешивали на стены для украшения юрты, а в избе их развешивали на стенах между окнами, вдоль нар. Дарили их на праздники, использовали в различных обрядах: невеста, войдя в дом жениха, должна была повесить полотенце в избе и бане. Полотенце вышивала себе каждая башкирская женщина, стараясь, чтобы оно получилось нарядным, поэтому сама придумывала интересные узоры. Концы таких полотенец украшались орнаментом.

Посмотрите на эти образцы полотенец. Из каких элементов состоит узор? На одном полосы одинаковые по величине, на другом — две узкие и одна широкая полоса. Какие цвета использованы в узорах? В основном это красный цвет, он служит фоном или является основным цветом узора. Особую нарядность полотенцам придают такие цвета, как зеленый и желтый, черный и белый, — это контрастные цвета. Какие фигуры наполняют узоры? Это ромбы, треугольники, крестообразные фигуры. Они имели оберегающее значение (оберегали человека от воздействия злых сил).

Посмотрите, как построен узор на полотенце. В центре более крупные узоры, а верхний и нижний ряды повторяют друг друга и состоят из более мелких элементов. Вспомните, на каких предметах (вещах, одежде) вы видели такие украшения.

Предлагаю вам украсить узором полотенце. Для украшения можно составлять разные узоры на полосах из ромбов и треугольников. Как получить разноцветные узоры? Одну форму наклеиваем на другую, они разного цвета и величины.

Затем спросить детей о расположении узора на полотенце. В ходе работы оказывать детям помощь в вырезании элементов, подборе их цветосочетаний, поощрять самостоятельность и творчество каждого ребенка в цветовом решении при создании узора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Башкирская матрешка"

Конспект занятия "Башкирская матрешка"для детей 5-6лет; интегрированное, имеет региональное, декоративно-прикладное направление, занятие-путешествие. Занятие ведется двумя специалистами: педагого допо...

Конспект Занятия "Башкирская пчела"(старшая группа)

Конспект занятия,предназначен для использования воспитателями в сташей группе детского сада(региональный компонент)....

Конспект открытой НОД "Жилища. Строительные профессии" в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в полготовительной группе на тему "Жилища. Строительные профессии"...

Конспект занятия "Башкирское платье"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству.Тема "Башкирское платье"...

Конспект НОД «Дом. Жилище»

Закрепление у детей знаний о понятии «дом»....

Конспект История возникновения жилища разных народов

Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с историей жилища человека и развитию конструктивных навыков...

Конспект НОД "История жилища" в подготовительной к школе группе"

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕна тему «Марафон мастер-классов формирование у дошкольников элементарных представлений об истории человечества»...