Организация учебного процесса по ФГОС. Реализация вариативной части ООП (региональный компонент).
статья на тему

Данилина Елена Александровна

Опыт работы ДОУ по реализации вариативной части ООП (региональный компонент).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Данилина Елена Александровна, старший воспитатель,

                                           МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6»

                                           «Жемчужинка», г. Чистополь, Республика Татарстан

Организация учебного процесса по ФГОС.

Реализация вариативной части ООП (региональный компонент).

Наше дошкольное учреждение – пилотная площадка по введению и реализации ФГОС ДО. Педагоги города проходят стажировку на базе нашего детского сада. Опыт по реализации Стандарта, разработанный нашими педагогами мы представляем ежегодно на муниципальном уровне. Мы показываем практическую работу нашего коллектива по организации педагогического процесса в рамках реализации Стандарта. На одной из встреч мы обобщили опыт работы ДОУ по реализации вариативной части ООП (региональный компонент).

Основная  образовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» «Жемчужинка»  определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с ООП ДОУ мы осуществляем  воспитательно - образовательную работу  по пяти образовательным областям.

Программа включает в себя обязательную часть (не менее 60% от её общего объёма) и часть формируемую участниками образовательных отношений. Обе части отражаются во всех образовательных областях.

В каждой образовательной области выделяем:

  • Задачи развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом программы «От рождения до школы».
  • Задачи в соответствии с региональным компонентом (далее РК),   учебно – методическим комплектом (далее УМК) «Говорим по - татарски» и приоритетным направлением  ДОУ (приоритетное направление нашего ДОУ- познавательно – речевое ).

Итак, как же мы  организовали учебный процесс по реализации  части программы формируемой участниками образовательных отношений.

В  части ООП,  формируемой участниками образовательных отношений  нашли отражение авторские программы, проекты, технологии  направленные на развитие  детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.

Работа построена на основе проектной деятельности через кружковую работу. И  реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность,  при  проведении  режимных  моментов,  а  также  в  процессе  взаимодействия  с  семьями  детей.       

В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь  воспитания и обучения  с жизнью и национальными культурными традициями.  Региональный компонент составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан. В ДОУ реализуется «Региональная программа дошкольного образования» (Р.К.Шаеховой).

РК. Задачи:

  1. Всестороннее  физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие.
  2. Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского языка.

 Обучение  детей двум государственным языкам  происходит на основе УМК “Татарча сөйләшәбез” (разработаны по заказу МО и Н РТ) - формирование правильной устной татарской  речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарча сөйләшәбез” разработаны для: средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группе.

Проект УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех проектов: «Минем өем» («Мой дом»)(для детей 4-5 лет), «Уйный-уйный үсәбез» (“Играя, растём”)(для детей 5-6 лет),  «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» («Мы теперь уже большие в школу ведут дороги») (для детей 6-7 лет).

Основной  задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте  является формирование первоначальных умений и навыков  практического владения  татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети учаться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной  им  тематики, усвоенных слов.

Алгоритм деятельности педагога:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • дает домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
  • организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Основными  формами  взаимодействия  с  семьями  в  процессе  реализации вариативной части пограммы являются:

-  информирование  родителей  о  ходе  образовательного процесса: индивидуальные  и  групповые  консультации,  оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества,  создание памяток, а также общение через интернет сообщества и официальный сайт ДОУ;

-  совместная  деятельность:  привлечение  родителей  к  участию  в  выставках, конкурсах,  к  участию  в  детской  исследовательской  деятельности,  к  сбору информационного и наглядного материала.

Таким образом, работа по реализации части ООП,  формируемой участниками образовательных отношений  построена в соответствии с подходами:

-  деятельностным подходом, который предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельности воспитанника в общем контексте образовательного процесса;

- личностно-ориентированный подходом, который создаёт благоприятную среду для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Список литературы:

  1. Зарипова З.М. «Говорим по - татарски» - “Татарча сөйләшәбез” по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку, Казань, 2012 г.
  2. Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования», Казань, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду

Требования к организации учебного процесса и использованию  наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду. В условиях зрительной депривации важно не только познавать мир всеми в...

Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования

Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Презентация программы старшей группы дошкольной организации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей с учетом регионального компонента

Это итоговая практико-значимая работа "Презентация программы старшей группы дошкольной организации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей с учетом регионального компонента...