Главные вкладки

    «Приходите в гости к нам» Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Суворова Татьяна Юрьевна

    «Приходите в гости к нам»

    Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

    Цели:

    Воспитание интереса к истории, любви к Родине, чувства гордости;

    воспитание уважительного отношения к людям другой национальности;

    знакомство детей с традициями, культурой и бытом русского и коми народов;

    демонстрация схожести и различий двух культур.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prihodite_v_gosti_k_nam.docx34.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Приходите в гости к нам»

    Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

    Цели:

    Воспитание интереса к истории, любви к Родине, чувства гордости;

    воспитание уважительного отношения к людям другой национальности;

    знакомство детей с традициями, культурой и бытом русского и коми народов;

    демонстрация схожести и различий двух культур.

    Оборудование: выставка предметов быта русского и коми народа, элементы народных костюмов, коми народные инструменты, на столах русский каравай и коми шаньги из ржаной муки с разными начинками и пр.

    Ход праздника:

    (Звучит поочередно русская и коми плясовая музыка.

    В зал входят дети и родители, рассаживаются на места)

    Входят две ведущие (в русском и коми национальных костюмах).

    Русская хозяйка(с поклоном) Здравствуйте, гости дорогие!

    Коми хозяйка(на коми языке) Видзаоланныд, дона гостьясос!

    Русская хозяйка: Дорогих гостей мы сегодня встречаем,

    Хлебом- солью привечаем!

    Коми хозяйка:Талун и ворсам, и сьылам, и сералам!

    Ставлынныдтырмасмиянгаж!

    (Сегодня будут игры, песни, смех!

    Радости хватит для всех)

    Русская хозяйка: Наша республика очень красива и богата. Как называется столица нашей республики?

    Дети: Сыктывкар.

    Дети читают стихи А. Симаковой, 5 класс СОШ №1:

    Сыктывкар красивый мой,

    Мой любимый город!

    Он прекрасный, молодой,

    Он веселый, он живой!

    Можно многое сказать,

    Но его не описать.

    Этот город, где всегда

    Радость, мир и доброта.

    Люди, дети и коты

    Здесь небывалой красоты!

    В их глазах сверкает счастье,

    И обходит их несчастье!

    В общем, много еще есть

    В Сыктывкаре разного,

    Такого города нигде

    Больше нету классного!

    Дети исполняют «Песню о Сыктывкаре» (сл. и муз. Л. Вавиловой).

    Коми хозяйка: В нашей республике живут и трудятся люди разных национальностей, но все они живут в мире и дружбе, уважают традиции коренных жителей этой земли-коми народа.

    Русская хозяйка:Сегодня нам хочется поиграть в народные игры, которые нравились нашим бабушкам и дедушкам. Ведь у каждого народа есть свои традиции, песни, сказки и игры.

    Коми хозяйка: Праздник надо продолжать,

    Надо петь и танцевать!

    Ромашки в руки все возьмем

    И хоровод веселый заведем!

    Дети водят хоровод с ромашками «Катшасинъяс» (муз.

    Дети читают стихи о Родине:

    О край, ты мой! О, Родина моя

    «Как ты мила мне, как прелестна!

    Как ты красива и чудесна!»-

    Скажу я это не тая.

    О Родина, ты славилась веками!

    Тебя народы славили твои

    Поэмами и прозою, стихами

    И песни в дар тебе несли.

    Когда смотрю я вдаль на чудо,

    На красоту земли твоей,

    И понимаю я, что в мире

    Нет места ближе и родней.

    Я знаю, что ничто на свете

    Не разлучит меня с тобой.

    Мы все твои навеки дети,

    Гордимся мы родной землей!

    Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» (муз.

    Русская хозяйка: Издавна на всех праздниках любили сочинять и петь частушки. И нашпраздник не исключение.

    Дети поочередно исполняют частушки на русском и коми языке, аккомпанируя себе на шумовыхинструментах:

    (перевод на коми язык Игнатовой Е. А.)

    1. Мы частушек много знаем,

    Их сегодня пропоем.

    Как в любимом Коми крае

    Очень дружно мы живем!

    2. Ниномшогыскотьмеичот,

    Еножкостысьсудзодо,

    Аслам гора сыланкывйон

    Став йозкостынсибала!

    (Ничего, что я мала,

    С неба звездочку сняла.

    За мою звонкую частушку

    Весь народ меня уважает)

    3. Я сирени наломаю,

    Разбросаю у ворот,

    Заплету я русу косу,

    Чтоб завидовал народ!

    4. Ошиньвылынмичацветояс

    Еножкодьжомичаось,

    Ме томмортыдзэвжозбой да

    Коть и быдмиичотмэ!

    (На окошке красивый цветок-

    Небесной красоты,

    Я парнишка очень смелый,

    Хоть и вырос маленький)

    5. О-е-ей, гора крутая,

    О-е-ей, гориночка,

    Мое сердце утешает

    Таня-ягодиночка!

    6. Вуримичасарапанъяс,

    Чуньпонъясосроззьодлi,

    Меборся тiэноветло,

    Тiшутитысьзонъясосй!

    (Вышивала сарафанчик,

    Уколола пальчики.

    Не ходите вы за мною,

    Несерьезные мальчики)

    7. Расцветают два цветочка

    И на солнце греются.

    На твою любовь, Ванюша,

    Не могу надеяться!

    8. Часто сьыламнывъяскод

    Мичаа да гораа,

    Онiми тiяноскорам

    Мед миянкодсьылойжо.

    (Частушки поют все девушки

    Громко да и весело.

    А сейчас мы вас попросим,

    Чтобы нам подпели вы)

    9. Мы девчонки- невелички,

    Под платочками косички!

    В сарафаны нарядились

    И в веселый пляс пустились!

    Коми хозяйка: Бура же сьылад, бура же йоктад. Любо же тiяносвидзодныпыр. (Красиво поете, красиво танцуете. Всегда на вас приятно смотреть).

    Русская хозяйка: Ни один народный праздник не обходится без танцев. Наши танцы веселые и заводные.

    Коми хозяйка:Ставнытокорамйоктонытатчо. (Приглашаем всех на танец).

    Дети исполняют танец «Ки да кок» с характерными национальными движениями.

    Коми хозяйка: а теперь я предлагаю сыграть в коми народную игру «Ошко-бабо» («Медведь- бабушка»).

    Дети считалкой выбирают водящего (медведя, который становится на корточки в середине комнаты, его накрывают шубой, остальные игроки имитируют «сбор ягод» и поют:

    «Ошко-бабо, Ошко- бабо,

    Чодтовотам, пувтооктам,

    Бур вотоссобосьтам,

    Лек вотоссочовтам».

    («Медведь- бабушка, медведь- бабушка,

    Чернику собираем, бруснику собираем,

    Хорошую ягоду возьмем,

    Плохую ягоду оставим»)

    После этих слов водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный- становится«Медведем».

    Русская хозяйка: А теперь поиграем в русскую народную игру «Пирог».

    Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

    Да экий он высокинький,

    Да экий он широкинький,

    Да экий он мякошенький,

    Режь его да ешь!

    Затем к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется«пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

    Коми хозяйка: Они тэрмасьомон кутам тодмавны да висьтавныкутшомворсанкылiнныд (Сейчас быстро будем узнавать какой инструмент прозвучал).

    Дети отгадывают загадки про коми народные инструменты (составила Суворова Т. Ю.):

    Красивая, гладкая, деревянная.

    Сначала- покормит, а потом- заиграет… (ложка- пань)

    Вот дощечка подвесная,

    Звонкая да шумная.

    Пастухи на ней играют,

    Зверей диких отгоняют…. (деревянный барабан-пу барабан)

    Если овцы или козы забрели на поле

    Пощипать зеленой травки, попастись на воле,

    Резким звуком сторож их пугает

    И топтать в полях посевы он не позволяет… (трещетка-сярган)

    В ней ягодки шуршат,

    Ребятишек веселят.

    Это первая игрушка

    Под названьем…. (погремушка-шур-шар)

    Ночью в колотушку сторож стучит,

    Стук колотушки людям говорит:

    «Я вас охраняю, спите до утра,

    А солнышко проснется и всем вставать пора!» (колотушка-тотшкодчан)

    В путь с собой оленевод палочки всегда берет.

    Громко палочки стучат, пугают волка и волчат… (две палки-пубедьяс)

    Русская хозяйка: Снова нас зовет игра.

    Поиграем, детвора?

    Дети играют в «Веселом оркестре»: На столах разложены коми народные и детские музыкальные инструменты. Приглашаются желающие дети и взрослые, поочередно звучат русская и коми народная мелодии, все аккомпанируют.

    Коми хозяйка: Ой, ребята, тише, тише,

    Что- то страшное я слышу!

    Кто- то к нам сюда идет…

    Под звуки «шума леса» входит в зал странное горбатое существо (Ворса)- то ли человек, то ли зверь, то ли дерево. Из под шапки торчат мохнатые уши. В руках толстая дубина.

    Ворса: Чолом, дона челядь!

    Бур лун, дона челядь!

    (Привет, дорогие ребята!

    Добрый день, дорогие ребята)

    Ёнажомудзiсны кокяс.

    Дыр мелоктi тiяндоро.

    Мичаавоччи.

    А менотодмалынныд?

    Кодiмэ!

    Да, Ворса мортмэ!

    (Сильно устали мои ноги.

    Долго к вам я собирался

    И красиво наряжался.

    Меня вы узнали?

    Кто я?

    Да, Ворса- это я)

    Коми хозяйка: Ворса, зачем в гости пожаловал?

    Ворса: Скучно стало мне в лесу

    Бедному такому.

    Вот пришел я к вам, друзья,

    Да гостинцев принес (показывает туес с шишками и пр.)

    Только чтоб их получить,

    Надо вам меня повеселить.

    Русская хозяйка:Ну что, ребята, повеселим Ворсу?

    Выходите смельчаки,

    Отвечайте громко, дружно«Это я, это я, это все мои друзья».

    Дети играют с Ворсой.

    Коми хозяйка:Издавнокоми народ украшал своё жилище и одежду характерными узорами и орнаментами. Вот и мы сейчас попробуем собрать орнамент и назвать его.

    Ворса проводит аттракцион «Собери коми орнамент» (большой узор разрезан на несколько частей, их нужно сложить). Принимают участие две команды по количеству разрезанных частей.

    Русская хозяйка: Наша республика очень богатая. Чего только здесь нет (Дети перечисляют: лес, лесные звери, полезные ископаемые, и пр.). А в лесу и ягоды, и грибы, и лекарственные растения…

    Ворса предлагает детям поиграть в игру «Бери- не бери!» (на полу разложены съедобные и несъедобные грибы, нарисованные на картоне. Задача: два игрока с завязанными глазами, должны кто больше собрать съедобных грибов, задача зрителей: подсказывать игрокам«брать» или «не брать» гриб). Принимают участие два ребенка.

    Коми хозяйка: А наши взрослые не засиделись?

    Ворса: Есть у меня задание и для наших гостей. «Выберите коми национальное блюдо и расскажите про него» (На магнитной доске развешены картинки с изображением национальной едыкоми народа, итальянской и японской кухни. Задача участников: выбрать картинки с изображением национальных коми блюд и дать им название).

    Ворса: Молодцы, угодили Ворсе, повеселили меня. Очень вас благодарю и подарки вам дарю. Ну, а мне пора уходить. Аддзысьлытодз, гостьяс! (До свидания, гости)

    Русская хозяйка: Вот и подходит к концу наш праздник.

    Дети читают стихотворение «Коми край мой» А. Мишарина:

    Коми край мой-

    С летом укороченным,

    Я любуюсь бором позолоченным.

    Коми край мой-

    С белыми метелями,

    Но горжусь я царственными елями.

    Коми край мой-

    С милой осенью хмурою.

    Но дружу с медведицей я бурою.

    Коми край мой-

    С ветрами студеными

    И с людьми счастливыми, смышлеными.

    Коми хозяйка: Нашей любимой республике в этом году исполнилось 95 лет.

    Русская хозяйка: В круг встаем

    Дружно, весело споем.

    Как пекли мы каравай,

    Для тебя, наш Коми край.

    Дети водят хоровод на мелодию «Каравай»поют:

    В день рожденья, Коми край,

    Испекли мы каравай.

    Вот такой вышины,

    Вот такой нижены,

    Вот такой ужены,

    Вот такой ширины.

    Каравай, каравай,

    С днем рождения, Коми край!

    Дети поворачиваются лицом к зрителям и машут.

    Русская и коми хозяйки приглашают всех на праздничное чаепитие с коми шаньгами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка сценария праздника для старшего дошкольного возраста "ДНЮ ПОБЕДЫ НАШ САЛЮТ!"

    ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА. Расширение знаний детей о государственно – гражданском празднике «День Победы». Воспитывать чувство патриотизма, любовь  и гордость за свою Родину.В детский сад приглашаются ветер...

    Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста "День защиты детей"

    Сценарий праздника с главным персонажем "Лето"; с использованием коммуникативных игр и танцев, веселых песен....

    "День знаний" сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

                         Сценарий праздника  «День Знаний» ...

    С 8 марта, мамочка, с праздником весны! сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

    Вместе с детми и героями-Шапокляк и Кикиморой отправляемся в интересное путешествие, конечный пункт которого - Город Женщин, где все женщины всегда очень красивые и добрые....

    Пришли Святки - запевай Колядки! сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

    В нашем ДОУ с большим уважением относятся к проблематике нравственно-патриотического воспитания. Безусловно, главной целью данного направления является сохранение и восстановление народных традиций. П...

    Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста по программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) "Праздник Весны и Пасхи"

    Сценарий праздника разработан согласно программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) авт. Л.Л.Шевченко...