Экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Витолина Елена

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Экспертиза качества ДО"27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением

Ключевые слова: качество дошкольного образования, социальное партнерство, взаимодействие с социальным окружением.

Актуальность

Система образования в России, и в том числе дошкольное образование в настоящее время активно развивается и трансформируется. При этом, дошкольная образовательная организация становится открытой системой, способной оперативно реагировать на изменения социальной среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся образовательные потребности, в том числе индивидуальные, а также предоставляющей широкий выбор образовательных услуг.

Такая деятельность ДОО может быть успешно реализована посредством широкого сотрудничества с социумом — социальным партнерством, которое позволяет существенно дополнить возможности без привлечения дополнительного финансирования со стороны государства. Так социальное партнерство становится инструментом, который позволяет представителям различных субъектов, имеющих специфические интересы, организовывать совместную обоюдовыгодную деятельность, опираясь на ресурсы друг друга. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между детским садом и социальными партнерами, что существенно может повлиять на повышение качества дошкольного образования, предоставляемого ДОО.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители воспитанников. Обязательное условие успешности социального партнерства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

Цель

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением.

Задачи

  1. Проведение процедуры оценивания качества образования по шкале для комплексной оценки ECERS-R.
  2. Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников;
  3. Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с сотрудниками заинтересованных в партнерстве организаций (учреждения образования, культуры и т.д.)
  4. Экспертиза качества сетевого взаимодействия с различными организациями;
  5. Экспертиза заявочной деятельности дошкольной образовательной организации, участия в различных конкурсах и т.д;
  6. Экспертиза информационных ресурсов ДОО.

Для осуществления экспертизы взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников был использован следующий пакет инструментария:

  1. Анкеты для выявления удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг
  2. Анкеты на определение степени готовности родителей к участию в образовательном процессе.
  3. Анкеты для выявления удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг

Для осуществления экспертизы качества сетевого взаимодействия с различными организациями был использован следующий пакет инструментария:

  1. Анализ документации
  2. Анализ сайтов
  3. Беседа с администрацией
  4. Анкетирование воспитателей

На основании процедуры оценивания качества образования по шкале для комплексной оценки ECERS-R, проведённой в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении экспертами было сделано следующее заключение:

Наиболее высокие оценки имеют подшкалы Речь и мышление, Взаимодействие и Структурирование программы. Такие результаты объясняются тем, что организация образовательного процесса в исследуемой группе направлена коррекцию речевого развития, для чего созданы дополнительные условия, по сравнению с группами аналогичного возраста общеобразовательного направления. Также к наиболее благополучным аспектам образовательной среды ДОО можно отнести: распорядок дня и предметно-пространственную среду.

Минимальные оценки имеют подшкалы Присмотр и уход за детьми и Виды активности, однако они не являются низкими (около 6 баллов). Относительное снижение оценок по этим подшкалам обусловлены различием между некоторыми санитарно-гигиеническими нормами, заложенными в шкалах и принятых и реализуемых в РФ и невозможностью организовать гибкий и индивидуализированный режим дня в условиях соблюдения нормативных требований к организации работы ГБДОУ.

В результате работы были получены данные, которые указывают как на сильные, так и на слабые моменты в работе дошкольной организации. Результаты возможно улучшить, используя административный ресурс или работая над повышением профессиональной компетентности сотрудников ДОО.

Администрации ДОО следует обратить внимание на неисполнение сотрудниками некоторых требований СанПина, а также недостаточное знание ими санитарно-гигиенического минимума. Решение данного вопроса возможно при включении в план работы администрацией проверки знаний у сотрудников требований СанПина.

Еще одной проблемной областью у педагогов является низкая компетентность в вопросах методики работы с детьми дошкольного возраста. Рекомендуется методической службе ДОО включить в план работы организации развитие компетентности педагогов через обучение по программам повышения квалификации, участие в семинарах различных уровней, а так же, обратить особое внимание на вопросы самообразования педагогов.

Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников, проводилась в 4-х  Государственных дошкольных образовательных учреждениях.

На основании проведенного анкетирования среди родителей воспитанников и отзывов, найденных на различных электронных ресурсах экспертами были сделаны следующие выводы: удовлетворенность родителей педагогами была оценена на высший балл. Родители положительно оценивают педагогов, поддерживают образовательную и воспитательную деятельность, стремятся выполнять рекомендации. Половина родителей готовы обратиться к педагогам за рекомендациями, проявляют инициативу в организации событий взаимодействия. Удовлетворенность формами взаимодействия выше среднего, родители информированы о целях и направлениях сотрудничества с ДОО, вовлечены в проводимые мероприятия. Большинство родителей демонстрируют удовлетворенность образовательным процессом.

Удовлетворенность родителей условиями на среднем уровне. Родители положительно оценивают образовательную среду, но в некоторых случаях отрицательно оценивают материально-техническое оснащение учреждения в целом. ГБДОУ рассматривают семьи воспитанников в качестве социальных партнеров

Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с сотрудниками заинтересованных в партнерстве организаций (учреждения образования, культуры и т.д.). На основании проведённой в 4-х ГБДОУ экспертизы, было сделано заключение:

В целом ДОУ успешно осуществляют взаимодействие с имеющимися социальными партнерами. Со всеми партнерами заключены договора. направления и задачи программ развития ГБДОУ также соответствует выбору социальных партнеров. В документации (договор о сотрудничестве, положения о сотрудничестве, годовой план) была представлена ориентированность целей на сотрудничество дошкольных организаций с социальными партнерами, которая позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, а так же, соответствие целей содержанию работы.

Экспертиза качества сетевого взаимодействия с различными организациями.

В экспертизе принимали участие 4-х Государственных дошкольных образовательных учреждения, в большинстве из них сетевое взаимодействие ведется успешно, оно имеет договора, положения и долгосрочные планы, отчеты о произошедших событиях, определяют направленность работы ДОО.

  Одним из сетевых партнеров является Межрайонная централизованная библиотечная система. Социальное партнерство с библиотекой ведется уже не один год. Библиотека выступает своеобразным центром между детскими садами, приглашенными писателями, артистами. Целью договора между организациями является художественно-эстетическое развитие. Взаимодействие осуществляется на основании согласованного сторонами годового (календарного) плана работы, на безвозмездной основе.

В одном из образовательных учреждений, сетевое взаимодействие отсутствует.

Экспертиза заявочной деятельности дошкольной образовательной организации, участия в различных конкурсах и т.д. проведённая в нескольких ГБДОУ, позволила сделать следующее заключение:

Выявлено несколько результатов заявочно-конкурсной деятельности в виде дипломов лауреатов и победителей разнообразных конкурсов для педагогов, для родителей с детьми, имеющих чаще всего экологическое содержание. Заявка составлена четко, корректно. Обозначены подходы к решению проблемы, возможна реализация. Материалов не достаточно для полноценного анализа заявочной деятельности.

Экспертиза информационных ресурсов ДОО.

Экспертиза проводилась на основании анализа сайтов 4-х дошкольных образовательных учреждений, только один из которых содержал всю необходимую официальную информацию и полностью соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582; а также информационной открытости. Сайт решен в позитивной цветовой гамме и является эстетически и содержательно привлекательным для посетителей. Однако, для повышения информативности можно добавить видео- и/или  фоторепортажи о проводимых мероприятиях, что позволит дополнительно повысить имидж ДОО, элементы обратной связи с родителями и дополнить счетчиком посещений.

Анализ официального сайта 2-ого образовательного учреждения показал следующее: сайт не полностью соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582; а также информационной открытости. Также Для повышения информативности можно добавить видео- и/или  фоторепортажи о проводимых мероприятиях, что позволит дополнительно повысить имидж ДОО, элементы обратной связи с родителями.

В 2-х других случаях на сайте ГБДОУ присутствовала только ознакомительная информация о социальных партнёрах.

Выводы.

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет: использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей; решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Инструментарий, применявшийся при проведении практики подобран удачно, однако подлежит доработке. Некоторые инструменты немного громоздки или частично дублируют друг друга.

Опыт апробирования процедуры оценивания качества дошкольного образования по международным шкалам EKERS-R, выявил применимость этого инструментария для экспертной оценки качества работы дошкольной образовательной организации. В ходе проведения процедуры выявлено, что эти шкалы применимы для оценки качества дошкольного образования в ДОО и в России, не противоречат требованиям современной нормативной документации, регулирующей работу современного детского сада.  Каждая ДОО имеет особенности организации своей деятельности. Это определяет кадровый состав, особенности контингента (например, возрастной состав), вид организации (общеразвивающий, коррекционный, оздоровительный, комбинированный), уникальной образовательной программой, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с социальными институтами.

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и т...

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и социумом как фактор повышения уровня качества образования

Презентация педагогического опыта дошкольной образовательной организации по организации работы с родителями и социальными партнерами с целью повышения качества дошкрольного образования и социализации ...