Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления дошкольников с Южным Уралом
методическая разработка (старшая группа) на тему
В работе представлены основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с Южным Уралом с использование электронных образовательных ресурсов. Разработаны 3 конспекта : "Природа Южного Урала", "Жилище народов Южного Урала", "Достопримечательности города Миасс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.docx | 222.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение №2
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления дошкольников с Южным Уралом
Автор: Еремина Анна Андреевна,
воспитатель МБДОУ №2
Миасский городской округ
2016 г.
Содержание
Введение…………………………..............................……….…………..…3
Глава 1. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления дошкольников с Южным Уралом
1.1. Электронные образовательные ресурсы в детском саду……………5
1.2. Особенности проведения работы по ознакомлению дошкольников
с Южным Уралом……………………..……………………………...….…7
Глава 2. Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников
с Южным Уралом (Миассом)………….………………………………….…….12
Заключение…............………………………………………..…………….21
Список литературы…..............……….……………...…………………....23
Приложение………………………………………………………………..25
Введение
Актуальность работы. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости и справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни. Различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры. В формировании собственной личности. [13]
Цель работы: способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Объект: обучение и воспитание детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Предмет: педагогический процесс, направленных на ознакомление дошкольников с Южным Уралом.
Задачами выступают:
- способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре народов региона Южного Урала;
- формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;
- развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована воспитателями в дошкольных учреждениях. Данные материалы будут полезны родителям, при занятиях с детьми дома.
Планируемый результат:
- развитие первичных представлений детей об истории заселения людьми территории Южного Урала; о проживании разных народов на Южном Урале, их жизненном укладе и традициях;
- развитие представление об природных объектах, растениях, животных, птиц, обитающими на Южном Урале;
- повышение речевой активности детей;
- интеллектуальное развитие детей;
- воспитание эмпатии, доброжелательности к народной культуре Южного Урала;
- пополнение предметно-развивающей среды.
База проведения работы: МБДОУ №2 «Умка» дети старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления дошкольников с Южным Уралом
- Электронные образовательные ресурсы в детском саду
Главной стратегической задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности использования в образовательном процессе современных образовательных технологий. [7]
Образовательная технология – это система взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по реализации проектированию(планированию), организации, регулированию и корректированию образовательного процесса на основе реализации функций контроля и самоконтроля с целью достижения конкретного результата при обеспечении благоприятных условий всем участникам образовательного процесса. [7]
В опыте работы образовательных учреждений используются различные виды образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии;
- личностно ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- технология «ТРИЗ» и др.
Г. Н. Селевко выделяет следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
- Технологии развивающего обучения;
- Технологии проблемного обучения;
- Игровые технологии;
- Компьютерные технологии;
- Альтернативные технологии. [7]
Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. [9]
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к учебным материалам. Современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них).
Отметим преимущества современных ЭОР:
- широта распространения (тираж ЭОР зависит от числа копий; в то же время для ресурсов, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений);
- мультимедийность (в отличие от печатных изданий, в ЭОР можно разместить видео- и аудиоматериалы, создать компьютерную анимацию);
- интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и гиперссылки);
- доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте и т.п.).
Термин электронные ресурсы наиболее широко определяется как множество документов, читаемых с помощью технических средств. Таким образом, этот термин объединяет как исходные (необработанные) ресурсы, так и готовые информационные продукты. [11]
Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.[6]
Электронными образовательными ресурсами(ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. [9]
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательский умений, умений принимать оптимальные решения.
Характеристики компьютерных программ для детей дошкольного возраста:
- возрастное соответствие;
- занимательность;
- исследовательский характер;
- легкость для самостоятельных занятий ребенка;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- высокий технологический уровень.
Большие возможности представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке позволяет использование мультимедийных презентаций в ходе непосредственной образовательной деятельности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информации. В память детей не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование презентация позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной. Яркие образы вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятий. Они обеспечивают активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, их взаимосвязей и взаимозависимостей. У детей развиваются зрительное внимание и зрительная память, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств. [7]
Использование мультимедийных презентация позволяет успешно решать целый ряд педагогических задач: разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления и др. педагог может размещать на экране монитора картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствует движениям предметов на экране. Использование компьютерных заданий не заменят традиционных коррекционных технологий и методов индивидуальной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в педагогической деятельности. [7]
Таким образом, можно сделать вывод, что применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.Именно использование электронных образовательных ресурсов позволяет оптимизировать педагогически процесс, повышать познавательную активность и познавательный интерес детей, значительно повысить эффективность любой деятельности.
- Особенности проведения работы по ознакомлению дошкольников с Южным Уралом
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».[3]
Развитие личности ребенка всегда происходит в социокультурном пространстве того или иного региона, обладающего своей историей, культурой, менталитетом, в которое ребенок включается самим фактом своего рождения. Содержание работы по ознакомлению с Южным Уралом в данном возрасте предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательном мотивации посредством формирования представлений и социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии народов, живущих на Южном Урале. [1]
Именно поэтому целью работы по ознакомлению дошкольников с Южным Уралом является – способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Задачами выступают:
- способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре народов региона Южного Урала;
- формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;
- развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
Работа, направленная на ознакомления дошкольников с Южным Уралом строится на основных принципах и подходах.
Основными подходами являются:
- футурологический, предполагающий взаимосвязь целепологания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающий научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе, этнокультурных явлений и процессов образования;
- региональный, обуславливающий выбор образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических, экономических особенностей региона;
- культуросообразный, рассматривающий человека в процессе приобщения к культуре и как результат интериоризации культуры, включения культуры в мир человеческой субъектности, возможность человека обретать национально-культурную идентичность;
- антропологический, признающий человека и его целостное развитие, в том числе этнокультурное, как ценность;
- гуманистический, позволяющий педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающей себя и других, ценность человека, его сознание, чувства, способности познания себя как индивида;
- личностно-ориентированный, обосновывающий ориентацию в воспитании и обучении на потенциальные качества личности, позволяющего установить диалогизацию отношений, как субъектно-субъектных взаимодействий педагога и детей в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместными переживаниями и направленной на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
- деятельностный, задающий активную позицию педагога, направленную на формирование личности через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной жизнедеятельности;
- системный, обуславливающий не только целостность объектов мира, соотношение целого и частей, но и взаимоотношение системы со средой, являющееся одним их условий существования системы.
В качестве исходных принципов определены следующие:
Культурологический принцип, согласно которому отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной, и региональной.
Принцип педагогической регионализации, создающий основу для реализации воспитательного потенциала региональной культуры в становлении и развитии личности дошкольника.
Принцип гуманитарного краеведения, согласно которому стержнем работы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром.
Принцип деятельного подхода в организации образовательных отношений, направленных на развитие детей в разных видах деятельности с использованием разнообразных форм, средств, методов и приемов этнокультурного воспитания.
Принцип создания социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психофизиологический особенностям детей и приобщающей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и поликультурного полиэтнического государства.
Принцип научности и достоверности, создающий условия для систематической образовательной деятельности всех участников образовательных отношений. Построение образовательной деятельности, при которой ребенок становится активным субъектом в освоении этнокультурного наследия региона.
Принцип взаимосвязи формирования общей и личностной культуры дошкольников, в том числе ценностно-мотивационного отношения к истории и культуре народов региона.
Принцип управления образовательным процессом, обеспечивающий качество обучения и воспитания, создания условий, направленных на психолого-педагогическую поддержку разнообразия детства. Повышения компетентности родителей в вопросах развития и поликультурного образования.
В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский федеральный округ.
Основными характеристиками данного субъекта Российской Федерации являются:
- географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать Южный Урал как единый этнокультурный регион;
- процессы поликультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан;
-единая среда обитания 120 национальностей и 13 этнических групп (русские-82,3%, татары–5,7%, башкиры–4,6%, украинцы–2,1%, казахи–1%, нагайбаки–0,3% и другие национальности (немцы, белорусы, мордва, чуваши и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;
- уникальность этноконтактной зоны на стыке Европы и Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений;
- стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;
- процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Уральском федеральном округе, на мировые инациональные ценности культуры;
- миграция в регион населения (казахи, таджики, армяне, китайцы и др.) из стран ближайшего и дальнего зарубежья, привносящего в исторически сложившуюся среду жизнедеятельности специфические ценности иных культур.
Обозначенные социокультурные процессы в Уральском федеральном округе актуализируют проблему поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, как оптимального периода жизни человека, приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности; активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур; формирования целостной картины мира; становления духовно-нравственных основ личности.
Целевые ориентиры при проведении работы по ознакомлению дошкольников с Южным Уралом:
- ребенок способен опираться на личный опыт при знакомстве с историей и культурой народов Южного Урала;
- ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории Южного Урала; о проживании разных народов на Южном Урале. Задает вопросы взрослым и сверстникам об истории, культуре народов Южного Урала;
- ребенок интересуется сведениями о кочевых и оседлых народах Южного Урала; жизненном укладе народов, их традициях, обычаях; активно участвует в обсуждении истории, культуре региона Южного Урала;
- ребенок знаком с названиями некоторых природных объектов, растениями, животными, птицами, обитающими в регионе;
- ребенок знаком с особенностями народных жилищ, планировки, предметами народного быта; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначением;
- ребенок проявляет эмоции эмпатии при ознакомлении с народной культурой народов Южного Урала;
- ребенок проявляется инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания об истории, культуре;
- ребенок проявляет эмоционально-активное отношение к играм, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх, готов выступить в роли ведущего в играх. [1]
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Поэтому воспитание любви к своей Родине, уважения к культуре народов необходимо начинать в детские годы.
Глава 2. Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с Южным Уралом (Миассом)
Для изучения уровня усвоения материала на начало учебного года нами были использованы следующие методы: наблюдение, беседы с детьми, изучение продуктов деятельности, и игры.
Материалы диагностики предполагают, выявление развития и воспитания детей на идеях народной педагогики и дают возможность выявить не только уровень образованности детей, но и эффективность создаваемых педагогических условий.
В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста (22 человек) детского сада №2 г. Миасс.
В процессе педагогической деятельности были использованы такие методы как:
1) Беседа «Что мы знаем о природе Южного Урала?» : цель – уточнить представления детей о животном мире, о птицах Южного Урала, о названиях животных и птиц и их внешних особенностях; выявить уровень знаний об растительном мире Южного Урала.
2) Игра «Укрась юрту»: цель – закрепить представления детей о жилище башкир – юрте, особенностях ее украшения, закрепить умение отличать особенности юрты от особенностей жилищ других народов.
3) Дидактическая игра «Подбери по цвету»: цель - продолжать знакомить детей с уральской росписью. Закреплять знания об особенностях цветового решения уральской росписи – на темном фоне края мотивов – светлые, на светлом – темные. Учить исполнять отдельные виды композиции (по кругу, симметричная, по углам); развивать образное восприятие уральской росписи детьми.
Воспитатель раздает карточки (фоновые карты) разного цвета (светлые и темные) и конверты с элементами узоров уральских мастеров (листья, цветы, бутоны). Нужно украсить карточки, как это сделали бы уральские мастера.
4) Игра «Русский наряд» : цель – уточнить знания детей о традиционном русском наряде, об основных элементах русского наряда. Воспитывать интерес к русскому костюму.
5) Беседа «Наш любимый город» : цель – закрепить знания детей об родном городе, об основных достопримечательностях в городе. Учить рассказывать о своих любимых местах.
Результаты обработки данных детей по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?» на начало учебного года (рис.№1)
Рис.№ 1 Процентное соотношение данных по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?» на начало учебного года
На рисунке №1 видно, что на начало учебного года лишь 2 человека умеют высокие значения. Это говорит о том, что данные ребята хорошо разбираются в животном мире и птицах Южного Урала, в растительном мире. Могут без помощи воспитателя отвечать на вопросы, касающиеся особенностей внешнего вида, питания, проживания животных.
5 человек имеются средний показатель. Что свидетельствует о том, что они стараются отвечать на вопросы, но при помощи воспитателей.
У 15 человек низкий показатель. Они не знают основных животных, обитающих на Южном Урале. Не знают их особенностей. В растительном мире они не разбираются.
Результаты обработки данных детей по игре «Укрась юрту» на начало учебного года (рис.№2)
Рис.№ 2 Процентное соотношение данных по игре «Укрась юрту» на начало учебного года
На диаграмме видно, что 14 детей имеют низкие показатели. Они не знают, что такое юрта, не осведомлены об особенностях ее украшения. Не умеют отличать юрту от других народных жилищ.
7 человек имеют средний показатель. Они выполняют задания с помощью воспитателя. Самостоятельно выполняют плохо.
У 1 человека высокие показатели по игре «Укрась юрту». Они знают основные особенности такого жилища, как юрта.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Подбери по цвету » на начало учебного года (рис.№3)
Рис.№ 3 Процентное соотношение данных по дидактической игре «Подбери по цвету» на начало учебного года
На рисунке № 3 видно, что у 14 человек низкий уровень знаний об уральской росписи. Они не знают цветовые особенности уральской росписи.
5 человек имеют средний уровень. Они узнают элементы уральской росписи, но при этом имеют определенные трудности. Им нужна помощь воспитателя.
У 3 человек высокий уровень. Они хорошо осведомлены об особенностях уральской росписи.
Результаты обработки данных детей по игре «Русский наряд» на начало учебного года (рис.№4)
Рис.№ 4 Процентное соотношение данных по игре «Русский наряд» на начало учебного года
При рассмотрении рисунка № 4 мы видим, что 4 ребенка имеют высокий уровень по игре «Русский наряд». Это означает, что они знают и без ошибок отвечать на вопросы, касающиеся особенностей русского наряда: об основных элементах, цветовой гаммы. Могут из предложенных вариантов выбрать именно русский наряд.
У 6 детей средний уровень. Это свидетельствует о том, что дети частично выполнять задания и им необходима помощь взрослого.
У 12 человек низкий уровень. Это значит, что они не знаю основные особенности русского наряда.
Результаты обработки данных детей по беседе «Наш любимый город» на начало учебного года (рис.№5)
Рис.№ 5 Процентное соотношение данных по беседе «Наш любимый город» на начало учебного года
На рисунке № 5 видно, что на начало учебного года лишь 5 человек полностью осведомлены о городе Миасс, они могут назвать основные достопримечательности и свои любимые места.
6 человек имеют средний уровень. Это означает, что они знают свой город, но при описании допускают ошибки. Путают места.
У 11 человек низкий показатель. Они не достаточно полно знают свой город, не могут назвать основных достопримечательностей, путают названия.
Таким образом, видно, что на начало учебного года большинство детей плохо знают Южный Урал, об его жителях и особенностях их жизненного уклада. О природе Урала. Так же они не достаточно полно умеют представлению о городе Миасс.
Для расширения представлений детей о Южном Урале нами были использованы такие формы работы как:
• Работа по программе «Наш дом Южный Урал».
• Разработка перспективного плана (приложение1), включающего работу по блокам: «Жилище народов Южного Урала», «Народные костюмы», «Человек и семья», «Народные игры, потешки», «Декоративно-прикладное искусство», «Природа Южного Урала», «Город Миасс»;
• Конспекты занятий, развлечений, досугов («Достопримечательности города Миасс», «Природа Южного Урала», «Жилище народов Южного Урала», «Русские народные игры», «Татарские народные игры», «Башкирские народные игры»);
• Презентации («Достопримечательности города Миасс», «Природа Южного Урала», «Жилище народов Южного Урала»);
•Создание педагогических копилок «Игры народов Южного Урала», «Художественное слово»;
•Дидактические игры «От куда пришел предмет», «Я и моя семья», «Собери костюм», «Исправь ошибку мастера», «Разгадай тайну знака», «Вчера и сегодня» и др.
• Художественное творчество: рисунки, аппликации («Моя семья», «Веточка вербы», «Дом на нашей улице».
Работа велась по все образовательным областям по ФГОС:
*Социально – коммуникативное развитие;
*Познавательное развитие;
*Речевое развитие;
*Художественно – эстетическое развитие;
*Физическое развитие.
Результаты обработки данных детей по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?» на конец учебного года (рис.№6)
Рис.№ 6 Процентное соотношение данных по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?»» на конец учебного года
При анализе диаграммы мы видим, что уровень осведомленности детей о природе Южного Урала повысился. 7 человек хорошо знают природу, животных, растений и птиц. Знают их названия и умеют их различать.
У 9 человек средний уровень. Это значит, что они разбираются в природе Южного Урала. Но у них могут возникать определенные трудности, они могут путаться.
6 человек имеют низкий показатель. Это говорит о том, что они плохо разбираются в природе Южного Урала.
Результаты обработки данных детей по игре «Укрась юрту» на конец учебного года (рис.№7)
Рис.№ 7 Процентное соотношение данных по игре «Укрась юрту»» на конец учебного года
На рисунке № 7 видно, что 4 человека имеют высокий уровень осведомленности. Это говорит о том, что они хорошо знают основные особенности юрту, могут отличить его от жилищ других народов.
У 9 человек средний уровень. Они имеют представлению о таком жилище, как юрта. Но при ответе на вопросы про данное жилище могут возникать определенные трудности.
9 человек имеют низкий уровень. Они плохо имеют представления об таким жилище, как юрта. Об его основных особенностях.
Результаты обработки данных детей по дидактической игре «Подбери по цвету» на конец учебного года (рис.№8)
Рис.№ 8 Процентное соотношение данных по дидактической игре «Подбери по цвету»» на конец учебного года
На анализе рисунка № 8 мы видим, что 7 человек имеют низкий уровень знаний об уральской росписи. Это говорит о том, что они плохо ориентируются в уральской росписи, в ее основных особенностях.
У 7 человек средний уровень. Они знают основные особенности уральской росписи. Но не всегда правильно могут определить, где именно уральская роспись, узнать ее основные элементы.
8 человек – высокий уровень. Это свидетельствует о том, что они в достаточной мере знают особенности уральской росписи. Могут отличить уральскую роспись от других видов росписи.
Результаты обработки данных детей по игре «Русский наряд» на конец учебного года (рис.№9)
Рис.№ 9 Процентное соотношение данных по игре «Русский наряд»» на конец учебного года
При анализе данной диаграммы видно, что 7 детей имеют низкий уровень знаний об особенностях русского наряда. Они недостаточно имеют представлений об элементах русского наряда.
У 7 человек средний уровень. Они имеют трудности, им нужна помощь при ответе на вопросы, касающееся русского костюма, его особенностей.
У 8 человек высокий уровень знаний об особенностях русского костюма, о его элементах.
Результаты обработки данных детей по беседе «Наш любимый город Миасс» на конец учебного года (рис.№10)
Рис.№ 10 Процентное соотношение данных по беседе «Наш любимый город»» на конец
учебного года
На рисунке №10 видно, что у 9 человек высокий уровень знаний о родном городе Миасс, знают его достопримечательности, их особенности.
6 человек имеют средний. Это говорит о том, что они знают город, но в недостаточном уровне. Они могут путать достопримечательности. Им необходима помощь взрослого.
У 7 человек низкий уровень. Это значит, что они не достаточно знают о своем городе.
Процентное соотношение данных на начало и конец учебного года по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?» (рис.№11)
Рис.№ 11 Процентное соотношение данных по беседе «Что мы знаем о природе Южного Урала?» на начало и конец учебного года
При анализе рисунка № 11 видно, что на начало и конец учебного года имеются существенные изменения. Увеличился высокий уровень: с 2 до 7 человек. Средний уровень остался примерно на том же уровень. Низкий показатель снизился с 15 человек до 9.
Процентное соотношение данных на начало и конец учебного года по игре «Укрась юрту» (рис.№12)
Рис.№ 12 Процентное соотношение данных по игре «Укрась юрту» на начало и конец учебного года
При анализе данной гистограммы мы видим, что здесь также наблюдаются изменения показателей. Низкие показатели снизились с 14 до 9. Средние повысились с 7 до 9. А высокий уровень повысился с 1 до 4.
Процентное соотношение данных на начало и конец учебного года по дидактической игре «Подбери по цвету» (рис.№13)
Рис.№ 13 Процентное соотношение данных по дидактической игре «Подбери по цвету» на начало и конец учебного года
При рассмотрении рисунка № 13 видно, что низкий уровень знаний об уральской росписи понизился: с 14 до 7. Средний уровень повысился с 5 до 7. Высокий так же вырос с 3 до 8.
Процентное соотношение данных на начало и конец учебного года по игре «Русский наряд» (рис.№14)
Рис.№ 14 Процентное соотношение данных по игре «Русский наряд» на начало и конец
учебного года
На рисунке № 14 видно, что имеются изменения между данными на начало учебного года и на конец. Низкий уровень осведомленности об русском наряде уменьшился с 12 до 7. Средний уровень остался примерно на том же уровне. А высокий увеличился с 4 до 8.
Процентное соотношение данных на начало и конец учебного года по беседе «Наш любимый город» (рис.№15)
Рис.№ 15 Процентное соотношение данных по беседе «Наш любимый город» на начало и конец учебного года
При анализе данной гистограммы мы видим, что низкий уровень знаний детей об родной городе уменьшился с 11 до 7. Средний уровень остался на том же уровне. А высокий увеличился с 5 до 9.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности.
На основании полученных данных на конец учебного года мы можем говорить об эффективности проделанной работы. Нами были достигнуты все планируемые результаты, у детей сформированы представления о народах Южного Урала, об особенностях их жизни, их укладе. Они стали лучше разбираться в природе Южного Урала, закрепили знания животных, растений, птиц.
Заключение
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего народа, к которому он принадлежит, свое место и место своих детей в окружающем мире, уметь уважать себя, учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много разных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д.
Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
На современном этапе развития общества электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу, они наиболее наглядны. В дошкольном возрасте основной формой восприятия информации является нагладно-образное образное мышление. Именно поэтому электронные образовательные ресурсы являются наиболее эффективными средства представления материала.
Нами была поставлена цель - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Исходя из цели составлен планируемый результат:
- развитие первичных представлений детей об истории заселения людьми территории Южного Урала; о проживании разных народов на Южном Урале, их жизненном укладе и традициях;
- развитие представление об природных объектах, растениях, животных, птиц, обитающих на Южном Урале;
- повышение речевой активности детей;
- интеллектуальное развитие детей;
- воспитание эмпатии, доброжелательности к народной культуре Южного Урала;
- пополнение предметно-развивающей среды.
Для достижения поставленной цели и планируемых результатов нами были разработаны мероприятия, направленные на ознакомление детей дошкольного возраста с Южным Уралом, с родным городом, краем. Они включают в себя дидактические игры, праздники, беседы, развлечения, занятия, составление рассказов, рисунков, игры и др. В работе активно принимают участие все участники образовательного процесса: дети, родители, воспитатели.
По окончанию работы можно говорить о том, что была достигнута поставленная цель и планируемый результат. Дети стали более активные, повысился уровень знаний детей (о народах Южного Урала, их особенностях, укладе, о природе, стали лучше разбирать в животных и растениях). Это доказывает эффективность данных мероприятий.
Список литературы
1. Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л., Градусова Л., Едакова И., Левшина Н., Колосова И., Лопатина Е., Обухова С., Садырин В., Турченко В. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [Текст] – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255с.
2. Бурмистрова Л., Мороз В. Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о птицах» [Текст] - Мозаика-Синтез, 2008.
3. Градусова Л.В., Панкратова Н.А., Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] //Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» //http://www.scienceforum.ru/2015/871/9394
4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. [Электронный ресурс]
5. Дорофеева Т.В. К вопросу классификации электронных образовательных ресурсов [Текст] /Т.В. Дорофеева// Известия Регионального финансово-экономического института. – 2013. – № 2.
6. Кондракова Е.В. Использование электронные образовательных ресурсов и компьютерных игровых средств в коррекционно-образовательном процессе[Текст] // опыт работы МДОБУ «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г.Орска»
7. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста:методические рекомендации для специалистов дошкольного образования [Текст]/под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск:ЧИППКРО,2013. – 76с.
8. Кулешова Е.А., Лисакова А.Н. Путешествие с верблюжонком по Челябинской области [Электронный ресурс]/Центральная городская детская библиотека г. Озерска. –Озерск, 2006. http://travel.ch-lib.ru/content.html
9. Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста[Текст] /Лежнина М.В.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. - № 3.
10. Наглядно- дидактическое пособие «Дикие животные»[Текст] // Рыжий кот. – 2014.
11. Панкова, Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе [Текст] / Е. В. Панкова // Научные и технические библиотеки. - 2014. - №1. - С. 46-48.
12. Сезоны года. Общеобразовательный журнал о природе. [Электронный ресурс] http://сезоны-года.рф/Южный%20Урал.html
13. Халезина Н.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Южного Урала [Электронный ресурс] // Квалификационная работа первой категории МДОУ д\с №6 http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/11/27/kvalifikatsionnaya-rabota-po-teme-formirovanie-u-detey
Приложение 1
Перспективное планирование по ознакомлению детей дошкольного возраста с Южным Уралом
Сентябрь
- Беседа «Южный Урал - наша Родина».
Цель – Расширение представлений детей о России; о том, что мы живем на Южном Урале; какие народы населяют Южный Урал.
- Беседа «Как все начиналось»
Цель – способствовать обогащению первичных представлений об истории народов региона Южного Урала.
- НОД«Жилище народов Южного Урала»
Цели – 1) Способствовать обогащению представление о культуре народов Южного Урала; 2) Воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Южного Урала; 3) Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских
- Дидактическая игра «От куда пришел предмет?»
Цель – закрепить представлению об особенностях жилище народов Южного Урала; умение определять домашнюю утварь каждого народа.
Октябрь
- НОД «Башкирская народная одежда»
Цель - дать представление о назначении и характерных особенностях мужской и женской одежды башкирского народа, уметь рассказать об истории воспитать чувство прекрасного и художественный вкус; учить детей расписывать башкирскую одежду орнаментом, делая предварительный набросок карандашом.
- НОД «Знакомство с татарским национальным костюмом»
Цель - познакомить детей с национальным костюмом и формой татарского народа; воспитывать любовь к традициям башкирского народа, чувство гордости за родной край.
- Познавательная беседа «Русский народный костюм»
Цель - дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке); развивать эстетическое восприятие.
- Дидактическая игра «Собери костюм»
Цель – закрепить знания детей об основных особенностях национальных костюмов народов Южного Урала; учить детей узнавать элементы народных костюмов и различать их; развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие.
Ноябрь
- Занятие «Человек и его семья»
Цель – познакомить детей со смысловым значением слова «Семья». Состав семьи, особенности взаимоотношений между членами семьи. Наличие традиций в семье.
- Познавательная беседа «Особенности взаимоотношений в семье»
Цель – дать детям знания о народных особенностях режима семьи. Познакомить со взаимоотношениями супругов в семье; со взаимоотношениями между братьями и сестрами. Забота всех членов семьи о старших членах семьи. Бабушки и дедушки учат детей вести домашнее хозяйство, нянчат внуков.
- Дидактическая игра «Я и моя семья»
Цель - закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
- Художественное творчество «Моя семья»
Цель - закрепить представление детей о семье, как о людях, живущих вместе, проявляющих друг о друге заботу; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; учить рисовать характерные черты внешности; воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке.
Декабрь
- Занятие - развлечение «Русские народные игры»
Цель – знакомство детей с русскими народными играми; развивать ловкость, терпение, находчивость, быстроту реакции, умение действовать по правилам.
- Занятие – развлечение «Татарские народные игры»
Цель – развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности; формирование нравственных качеств.
- Занятие – развлечение «Башкирские народные игры»
Цель - знакомство детей с башкирскими народными играми; развивать быстро реакции, умение действовать по правилам.
- Музыкальное занятие «Колыбельные, заклички»
Цель – уточнить представления детей о колыбельных, закличках, их содержании, форме; помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, бабушек, дедушек, детей.
Январь
- Беседа «Докучные сказки»
Цель – знакомство детей с жанром докучной сказки; учить выделять жанровые особенности сказки (отсутствие завершенности, повторность); развивать чувство юмора , выдержку.
- Занятие «Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками»
Цель – обобщать знания детей о поэзии повествования, ее роли в воспитании детей в семье; способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх. Совершенствовать исполнительские умения детей.
- Занятие « Небылицы – перевертыши»
Цель – познакомить детей с небылицами, особенностями их содержания (в небылицах рассказывается о событиях, которые не могут произойти в жизни); вызвать интерес к небылицам, желание находить ошибки в тексте; поддерживать чувство радости, возникающее при слушании небылиц.
- Беседа «Пословицы и поговорки»
Цель – познакомить детей с пословицами и поговорками; привлекать внимание к содержанию пословиц в конкретных ситуациях; учить задумываться над смыслом пословиц и поговорок.
Февраль
- Занятие «Мы уральцы»
Цель – актуализировать представления детей о малой родине; познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала.
- Занятие « Нарядные бусы»
Цель – способствовать расширению элементарных представлений детей об уральских самоцветах, совершенствовать навыки в работе с бумагой. Развивать аккуратность.
- Занятие «Каслинские кудесники»
Цель – расширять элементарные представления об искусстве чугунного литья. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
- Дидактическая игра «Исправь ошибку матера»
Цель – способствовать уточнению элементарных представлений детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала.
Март
- Занятие «Берестяной туесок»
Цель – содействовать расширению элементарных представлений детей об искусстве росписи по бересте. Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества. Развитие композиционных умений при украшении поделки.
- Дидактическая игра «Составь уральский букет».
Цель – способствовать уточнению элементарных представлений детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства уральской росписи по дереву.
- Занятие «Уральская роспись дома».
Цель – способствовать расширению элементарных представлений детей об искусстве росписи по дереву, совершенствовать композиционные и изобразительные умения детей при выполнении «Семейного древа жизни».
- Дидактическая игра «Разгадай тайну знака».
Цель – совершенствовать закреплению элементарных представлений детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства уральской росписи по дереву.
Апрель
- НОД «Природа Южного Урала»
Цели: 1) Расширение знаний детей о животных, обитающие на территории Южного Урала. 2)Учить различать животных по внешнему описанию.3)Расширение знание детей о птицах, живущих на Южном Урале.4)Расширение знаний детей о растениях, деревьях, растущих на Южном Урале.
- Совместная деятельность воспитателя и детей: создание макеты «Поэма уральских гор»
Цель – способствовать расширению представление о природе родного края, формированию кооперативных умений при выполнении коллективной работы.
- Дидактическая игра «Помоги диким животным найти свои домики»
Цель – закрепить представления детей о животных Южного Урала; уточнить названия их жилищ, образ жизни, повадки, способ передвижения. Активизировать словарь. Развивать мышление, память, внимание.
- Художественное творчество: «Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой).
Цель: научить детей делать веточку вербы из ватных палочек; расширять представления детей о растительном мире; закреплять и расширять знания детей о вербе; развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость и терпение.
Май
- НОД ««Достопримечательности города Миасс»
Цель - воспитывать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу; расширять представления детей о достопримечательностях своего города; развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно, мыслить, фантазировать.
- Дидактическая игра «Вчера и сегодня»
Цель - познакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий, мест отдыха в городе. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность. Способствовать активизации словаря.
- Чтение стихов о родине З.Александрова «Родина», С.Васильева «На Урале»
Цель - формировать навыки восприятия и проведения анализа содержания стихотворения. Учить эмоционально реагировать на содержание стихотворений, словесно выражать свои впечатления. Воспитание патриотических чувств.
- Рисование «Дома на нашей улице»
Цель - формировать навыки передачи прямоугольной формы стен, окон. Развивать умения дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.
Приложение 2
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по теме «Природа Южного Урала»
Программное содержание:
- Расширение знаний детей о животных, обитающих на территории Южного Урала.
- Учить различать животных по внешнему описанию.
- Расширение знание детей о птицах, живущих на Южном Урале.
- Расширение знаний детей о растениях, деревьях, растущих на Южном Урале.
- Воспитание любви к своей Родине, гордости, патриотизма.
Оборудование: презентация с изображениями по теме «Природа Южного Урала»; игрушка лося.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня с вами пришел гость. Его зовут Лосяш. Давайте все вместе с ним поздороваемся.
Мы сначала будем хлопать,
А затем, а затем
Мы будем топать.
А сейчас мы повернемся,
И все вместе улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, Лосяш к нам пришел не просто так. Он очень хочет узнать, что такое Родина. Скажите, а что такое Родина?
Дети: это там где мы живем.
- Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых.
Взявшись за руки, идем,
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы с тобой живем… .
Родина – это земля, где ты родился. Ребята, а кто знает, как называется наш город?
Дети: Миасс.
Воспитатель: Да молодцы, у нашего города красивое и звучное название -Миасс. И наш с вами город расположен на Урале. Наш край получил свое название по Уральским горам.
И в лесах, и в полях, на лугах и у водоемов на Урале водится множество животных. А что бы узнать какие это животные Лосяш принес загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Что за чудище такое В чаще леса завелось Словно вешалка рогами Ну конечно это – (Лось) | Хвост пушистый бережёт И зверюшек стережёт: Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую (лису) |
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... (Волк) | Кто любит морковку И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Убегает без оглядки? (Заяц) |
Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжей хвост, а не лисица... (Белка) | Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том? (Медведь) |
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки Лосяша отгадали. А теперь давайте с ним немного поиграем.
Интерактивная физминутка «Веселая мышка»
Воспитатель: Богат птичий мир Южного Урала. Лосяш, а ты знаешь какие это птицы?
Лосяш: Я знаю. И хочу проверить, как вы их знаете.
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу и скажите про какого она.
Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
Дети: Про сокола.
Воспитатель: Конечно про сокола. У сокола длинные узкие крылья, изогнуты клюв и короткий хвост, мощные лапы.
Воспитатель: А следующая что за птица?
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели... тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
Дети: Это про ласточку.
Воспитатель: Молодцы ребята, это ласточка. А кто узнает следующую птицу?
Всех прилетных птиц черней,
Чисти пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица (грач)
Дети: Грач.
Воспитатель: Молодцы ребята, это грач. А что за это птица? Послушайте.
Спозаранку скачут птицы
По заснеженными ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
Дети: Синицы.
Воспитатель: Вот видишь Лосяш, всех птиц наши ребята узнали. Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни - уничтожают вредных насекомых, другие - полевок и мышей ловят, третьи - семена сорняков поедают.
Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время - подкармливать.
Пальчиковая игра «Совушка-сова»
Ах ты Совушка- сова, Ты большая голова! | Складываем руки шариком. |
Ты на дереве сидела, Головою все вертела – | Растопырить пальцы, показывая дерево. |
Во траву валилася, В яму покатилася! | Складываем руки шариком и вращаем. Покрутить кистями рук. |
Лосяш: Ребята, а какие только растения не встретишь на территории нашего края.
Поля, луга, леса, водоемы - кругом столько интересного. Количество видов растений очень большое. Иван-чай, клевер, васильки, ромашки, полынь… Растения бывают лекарственные, кормовые и ядовитые. В нашей области можно встретить около 150 видов лекарственных растений!
А каких деревьев только нет в Челябинской области!
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие деревья вы знаете?
Дети: береза, елка, осина.
Воспитатель: Молодцы ребята, здесь растет липа, клен, осина, ели, дуб, береза.
Уральские леса, как богатыри - могучие, высокие, дремучие. Они богаты ягодами и грибами. Но если их не беречь, они могут исчезнуть.
В лесу нужно соблюдать особые правила: нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы, трогать птичьи гнезда в лесу, оставлять мусор, шуметь. А еще надо беречь лес от пожара.
Лосяш: Ребята, какие же вы умные. Все знаете.
Воспитатель: Да Лосяш, у нас ребята очень умные. А теперь ребята, давайте поиграем и проверим, как вы все запомнили.
- Какое из этих животные, не живет на Южном Урале?
- Медведь
- Кенгуру
- Белка
- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка или синица?
- Что здесь лишнее?
Дуб, ель, береза или медведь? А почему?
Дети: Потому что дуб, ель, береза – это деревья. А медведь – это животное.
- Что это за животное? Ее называют хитрой. Как не быть хитрой, когда на белом снегу издалека видна ее огненно-рыжая шкура. Рысь, белка или лиса?
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. А теперь давайте скажем Лосяшу до свидания.
Лосяш: До свидания ребята, я к вам еще приду.
Приложение 3
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Достопримечательности города Миасс»
Программное содержание:
- воспитывать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
- расширять представления детей о достопримечательностях своего города;
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей;
- побуждать свободно, мыслить, фантазировать.
Оборудование: презентация по теме «Достопримечательности города Миасс».
Ход занятия
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живет.
Нас на улицу зовет.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями. Надо им помочь. Скажите, а как наш город называется?
Дети: Миасс.
Воспитатель: Наш город расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор. У него есть свой герб. Давайте посмотрим на него. Что там изображено?
Дети: лось.
Воспитатель: Правильно ребята. Основная фигура герба - золотой лось - животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, он показывает готовность идти вперед, преодолевая трудности и препятствия. Скалы показывают Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр, а также единственный в мире уникальный минералогический Ильменский заповедник.
Воспитатель: Вы знаете, что такое достопримечательность?
Дети: Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.
Воспитатель: Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран?
Дети: озеро Тургояк; Парк гигантских фигур (канцелярская скрепка, линейку-ростомер, ножницы); Ильменский заповедник; Памятник первому Уральскому автомобилю; Краеведческий музей; Мемориал «Скорбящая мать».
Воспитатель: Молодцы ребята. Очень много достопримечательностей вы назвали. А давайте мы с вами их немного поподробнее посмотрим.
Озеро Тургояк – одно из самых глубоких и емких озер нашего края, занимает первое место в Челябинской области по чистоте и составу воды. Внесено в список ценнейших водоемов мира. Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от растительности. Озеро богато рыбой. Озеро окружают горы и хвойные леса.
Имеется 6 островов. Самый крупный (8 га) из них остров «Веры» является археологическим музеем под открытым небом.
Воспитатель: Ребята, а скажите вы были на озере Тургояк? А что вы там делали?
Дети: Купались, катались на лодке.
Воспитатель:а еще у нас с вами в городе есть такая достопримечательность как парк гигантских фигур «Бюрократ». В этом можно увидеть канцелярскую кнопку с 2-х метровым диаметром, линейку-ростомер высотой два с половиной метра, четырехметровые ножницы, девятиметровую скрепку. Также, рядом с каждым предметом написана «родословная» о том, кто и когда придумал этот предмет. Лавочки в этом парке тоже особые. Одни стилизованы под линейки, другие — под наборы карандашей. В этом необычном парке есть и «Дерево желаний».
Воспитатель: Ребята, а кто из вас там был? Что вам там запомнилось больше всего?
Дети: Ножницы, линейка и т.д.
Пальчиковая игра «В нашем городе»(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)
Собранье улиц, площадей, - 5
Машин, автобусов, людей, - 4
Многоэтажные дома - 3
Стоят как книжные тома. - 2
Но всё же, любим город мы - 1
(смена рук)
За то, что с лета до зимы - 1
Встречаем радостных друзей, - 2
А с ними можно и в музей, - 3
И в цирк пойти, и на каток - 4
И погулять в любой денёк! - 5
Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал в музее Ильменского государственного заповедника? А что там есть?
Дети: Камни, минералы, животные.
Воспитатель: Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника к пяти самых крупных геолого-минералогических музеев страны.
Первым залом, с которого начинается знакомство с музеем, является исторический зал. Здесь находятся материалы, которые относятся к истории изучения Ильмен.
Следующий зал: Ильменский. Здесь можно увидеть минералы и горные породы коллекция ильменских минералов.
Биологический зал - основная часть зала состоит из диорамы длиной 33 метра. На ней представлены разные виды животного и растительного мира в разные времена года. По бокам, на стенах 12 витрин и малых диорам с животными, насекомыми и птицами. Отдельно, в центре зала в небольших витринах находятся коллекции гнезд, яиц, летучих мышей, черепов хищных млекопитающих и редких видов растений.
Зал минералогии месторождений содержит более 700 образцов различных месторождений.
Воспитатель: Памятник первому Уральскому автомобилю - «ЗиС-5В» был первым уральским автомобилем, с конвейера он сошел 8 июля 1944 года. У него была деревянная кабины, сварные гнутые крылья. Первая партия этих автомобилей в 1944 году была отправлена на фронт, а в сентябре того же года с конвейера сошел 1000 — ый автомобиль. Всего за год с момента выпуска первой машины на фронт и в народное хозяйство было отправлено 6800 машин.
Электронная физминутка «Веселая мышка»
Воспитатель:Ребята, а кто из вас был в Краеведческом музее?
Краеведческий музей - В зале представлены экспозиции, рассказывающие историю края и историю о добыче золота в Миасской долине, показывающие жизнь обывателей Миасского завода: их быт, культуру, занятия. В музее специально для посетителей была открыта научно — краеведческая библиотека, имеющая богатый фонд изданий.
Воспитатель:В Миассе располагается небольшая площадь, на которой установлен вечный огонь и памятник, посвященный погибшим жителям города Миасса на фронтах Великой Отечественной Войны и всех локальных вооружённых конфликтах после завершения Второй мировой войны.
Мемориальный комплекс представляет собой площадь, с полукруглыми стена в виде двух знамён, на которых закреплены плиты из мрамора с фамилиями погибших жителей Миасса. В центре стены установлен бетонный блок с высеченным на нём контуром воина. Скульптурная часть памятника — «Скорбящая мать», перед которой горит вечный огонь.
В любую погоду в глазах Матери стоят слезы. В специально сделанных углублениях на лице женщины собирается дождевая вода и не высыхает даже в солнечный день.
Воспитатель: Вот ребятав нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.
Дидактическая игра «Узнай на фото».
Ребята, я буду показывать картинки с достопримечательностями города Миасс, а вы должны сказать название.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы с вами подготовили письмо в Москву. Я отправлю письмо, что мы готовы к встрече наших гостей.
Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Какой он?
Дети: красивый, большой, чистый.
Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Воспитатель: А в конце мне бы хотелось сказать следующее. Любите и уважайте свой город, цените и никогда не забывайте. Ведь Миасс – это ваш родной город!
Заповедный городок Елена Раннева
Заповедный городок
И уютный городок
На Урале есть у нас,
Назван в честь реки - Миасс.
Много лет тому назад
В этом крае среди гор
Золотой был найден клад,
И известно с давних пор:
Самоцветов здесь не счесть:
Яшмы и топазы есть,
Аметист и малахит
Всех туристов удивит!
Миасс поэтами воспет,
Летним солнышком согрет,
Здесь большой автозавод
Всей стране "Уралы" шлет.
Приложение 4
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Жилище народов Южного Урала»
Программное содержание:
- Способствовать обогащению представлений о культуре народов Южного Урала;
- Воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Южного Урала;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских
Оборудование: презентация на теме «Жилище народов Южного Урала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», разучивание игр народов Южного Урала, знакомство с народными играми (заучивание текста, обыгрывание). Создание картотеки игр.
Словарная работа: Обогащение и активизация словаря: край - Южный Урал, народы Южного Урала, юрта, изба. Домашняя утварь традиционного русского жилища: бодня, бочки, кадки, лукошки, горшок, блюдо, кочерга, ухват, хлебная лопата, помело, Домашняя утварь башкирского народного жилища: кадки, лубяные коробы, чаны, чашы (алдыр, ашлау, Сара, аяк), ступы и пест. Утварь татарского народного жилища: котел, горшки, чугуны и большие сковороды, глиняные кувшины, кринки, «татарские» чашки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о Родине. Скажите, пожалуйста, а что такое Родина?
Дети: это там где мы живем.
Воспитатель: «Родина» Татьяна Бокова
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Вы и знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Наша с вами страна называется Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?
Дети: Урал.
Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Воспитатель: Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?
Дети: русские, башкиры, татары.
Воспитатель:Молодцы ребята. Давным-давно Южный Урал был заселен проживающими рядом народами: русскими, татарами, башкирами, чувашами др. Все эти народы были пришлые, т.е. поселившимися здесь в самое разное время.
А давайте мы сейчас с вами поиграем в одну русскую народную хороводную игру «Чурилки» (от слова «чур»)
Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурки не поймают.
Или:
Колокольцы, бубенцы
Зазвонили, удальцы.
Отгадай, откуда звон?
После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.
Воспитатель: А сегодня мы с вами поговорим про традиционные народные жилища.
Русский народселился в избе. Дома были построены из бревен – срубы, а также встречались каменные дома. Рядом с домом стояли громадные, тяжелые русские ворота. Дворы охраняли цепные собаки. Дом состоял из одной комнаты – горницы, которая делилась на несколько частей с помощью домашней утвари.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода.Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях.
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами.
Лукошком называлась открытая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу.
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.
Для питья и приема пищи служила чаша или кружка.
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными.
Кочерга, ухват, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.
Воспитатель: Вот такое ребята традиционное русское жилище. А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили.
Дидактическая игра. Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы поговорим про башкирское народное жилище.
Башкирское народное жилище. У башкирского народа жилище делилось на летнее и зимнее. В холодное время года башкиры жили в утепленных юртах или шалашах-чумах. Внутри такого жилища устанавливалась глинобитная печь, дым из которой выходил наружу.
Летом жили в легких, неутепленных юртах, а также в шалашах.
Внутри юрты обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя.
Деревянная утварь башкир. В огромных долбленых кадках хранили муку, зерно; в кадочках поменьше держали топлёный жир, солонину и другие припасы. В высоких и узких сосудах, в лубяных коробах перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. Всевозможная деревянная посуда использовалась на кухне. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло, собирали простоквашу.
Деревянныечаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) подавали ему только в кругу семьи. Другие (ашлау, Сара, аяк – большая чаша) являлись преимущественно торжественной или даже обрядовой посудой. Некоторые чаши (Сара, чора) были в употреблении, как в будни, так и в праздники.
Деревянные чаши небольших размеров были предназначены для напитков. Ритуальным и любимым напитком башкир был кумыс.
Ступы и пест были предназначены для обдирки процесса, дробления высушенных зёрен пшеницы и ячменя, измельчения соли. Поварские ложки, совки и лопатки также входили в обязательный состав кухонной утвари. Зерно и муку набирали с помощью совков на короткой ручке.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Липкие пеньки (Йэбешкэкбукэндэр)
Правила: Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.Пеньки не должны вставать с мест.
Воспитатель: Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище. Дом татар обычно делился на 2-4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната, а в ней устраивались нары (обычно представляет собой настил из досок, на который укладывается матрас, укрепляемый на некотором возвышении над полом). В одном углу на нарах помещалась постель – перина, подушки, одеяло. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились. Если дом татар состоял из одной комнаты, то поперек комнаты тянулась занавеска, которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.
Пищу в основном варят или жарят в котле, там же кипятят молоко, готовят корт (красный творог). В печи выпекают хлеб и прочие мучные изделия. Блюда на открытом огне почти не готовили, исключением являлись только яичница и тэчекыймак – оладьи.
В качестве посуды для готовки обычно использовали горшки, чугуны и большие сковороды, для приготовления губадии и бэлишей. Напитки хранили в глиняных кувшина и кринках.
Широко использовалась и деревянная утварь: доски, скалки, колотушки, поварешки, квашни для теста, ковши для воды. Мед хранили в кадках из липы, масло сбивали в деревянных маслобойках.
Чай татары пили из маленьких низких чашечек (прозванных в народе «татарскими») с блюдцем – так он не успевает остыть. На столе всегда стоял самовар с заварным чайником на конфорке.
Воспитатель: Вот ребята, мы с вами поиграли в русскую, башкирскую народную игру. А сейчас я вам предлагаю поиграть в татарскую народную игры, которая называется«Темербай».
Правила: дети в кругу, в центре — «Темербай», он говорит:
Пять детей у Темербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались. Наплескались.
И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так:(водящий делает движения, все повторяют).
Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте проверим, как вы все запомнили. Для этого вам надо ответить на мои вопросы.
На экране будут появляться картинки и вы должны правильно ответить на вопросы.
- Чья это утварь? (Ухват)
- Башкирская
- Русская
- Татарская
- Чье это жилище?
- Башкирское
- Татарское
- Русское
- Какой народ раньше готовил еду в котле?
- Русский
- Татарский
- Башкирский
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь вы знаете, какие народы живут на Южном Урале и особенности их жилища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в ходе ознакомления старших дошкольников с историей Кировского района"
В данной статье автор делится собственным опытом работы с дошкольниками как можно при знакомстве детей с родным городом использовать электронные презентации....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Из опыта использования ИКТ и КИС и СРО....
Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования у дошкольников здорового образа жизни"
Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связ с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...
Статья на тему «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОУ»
Использование электрнных образовательных ресурсов в образовательном процессе ДОУ...
"Использование электронных образовательных ресурсов при ознакомлении дошкольников с родным краем"
В материале предлагаются электорнные ресурсы и сайты, которые можно использовать на занятиях, уроках при ознакомлении с историей и культурой родного края....
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе речевого развития детей
Современное развитие общества и внедрение в практику работы дошкольных организаций ФГОС невозможно себе представить без использования информационныхресурсов. Информационные технологии значительно расш...